|
Гештальт-подход в подготовке психологовАвтор статьи: Никулина Лариса Владимировна
ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГОВ – ПРАКТИКОВ
В настоящее время существенно повысился интерес к получению психологических знаний. Явно прослеживается стремление повышения уровня психологической компетенции в самых различных социальных и профессиональных группах. Разнообразны запросы на работу психолога – личностный рост, повышение эффективности управления персоналом, психологическое сопровождение и гуманизация образовательного процесса, психологическая коррекция и консультирование и т.д. В любом случае целью работы практического психолога является достижение оптимального функционирования той или иной системы или отдельной личности в условиях реальной жизни. Таким образом, налицо интерес к психологии не столько как к науке, исследующей закономерности развития и функционирования психики, но, в большей степени, как к системе знаний, которые могут быть практически полезны, т.е. к ее прикладному аспекту. Популярность психологии обусловлена в настоящий момент тем, что многие надеются найти в ней описание способов, применив которые, можно рассчитывать на собственное развитие и успешное приспособление к современной быстро меняющейся, чрезвычайно разнообразной и очень непростой жизни. В последнее время удовлетворение этого запроса часто берут на себя различные организации и движения, предлагающие человеку в сравнительно короткие сроки избавиться от проблем, «освоить огромное число самых эффективных техник самосовершенствования» и даже «научиться оказывать профессиональную психологическую помощь своим близким» (из рекламы Новосибирской тренинговой организации). Многие подобные организации предлагают и своеобразный карьерный рост: движение от участника тренинговых групп – к ведущему; от обучающегося человека к обучающему. При этом никаких требований к наличию академических знаний не предъявляется, их дефицит участниками подобных программ в большинстве случаев не осознается. Наоборот, подчеркивание прямого обучения в опыте часто сопровождается формированием предубеждения против теоретических представлений и даже пренебрежением по отношению к академической психологии как бесполезной для реальной жизни. С другой стороны, академические психологи также часто склонны игнорировать подобные движения. Особенностью отечественной психологической науки является то, что долгое время она развивалась в рамках естественно-научной парадигмы, стремящейся к получению объективных знаний и считавшейся единственно верной и в полном смысле этого слова научной. Гуманистическая ветвь психологии, направленная на познание человеческой субъективности, рассматривающая психику человека как явление особенное, многомерное, которое невозможно свести к системе объективных фактов и, следовательно, нельзя рассчитывать на ее целостное познание, опираясь только на данные объективного естественно-научного исследования, признана в свое время идеологически неприемлемой. Одним из основных способов познания человека в концепциях гуманитарной парадигмы является понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его вживание в изучаемую реальность. Понимание – это не только знание, но и соучастие, сопереживание другому. Неотъемлемой частью понимания является личный опыт исследователя, его отношение к познаваемому, возможность принимать, осознавать и использовать в профессиональной деятельности не только знания, но и субъективный опыт - чувства, образы, ощущения. Такая способность приобретается только через приобретение прямого опыта работы с собственной субъективностью. Гуманитарная парадигма, предполагающая использование в познании субъективного подхода, долго подвергалась критике и не получила развития в отечественной науке. Сегодня большинство специалистов понимают психологию как науку мультипарадигмальную, признавая право на существование различных теоретических школ, в том числе и в рамках гуманитарной парадигмы. Признание равноправного сосуществования многообразных теоретических подходов даются с большим трудом. Академическая психология по-прежнему делает основной акцент на получении и распространении объективного научного знания. Однако, для успешной деятельности психологу, особенно психологу – практику, необходимо не только овладение методами и техниками объективной психологии, базирующимися на естественно-научной основе. Важным условием успешности профессиональной деятельности является также в достаточной степени развитая способность к осознанию субъективной реальности, к которой практически невозможно применить признанные модели и схемы, где лучшие рекомендации и методики часто оказываются неэффективными. И для достижения результата важным становится развитие психологической интуиции, способность к осознанию собственного субъективного опыта, образного и чувственного, толерантность психолога. «Так как в этой реальности мы в основном опираемся на нашу собственную субъективную точку зрения, необходимо «созреть», прежде чем пытаться работать с субъективностью». (Дж.Бьюдженталь) Таким образом, необходимым условием подготовки специалистов – психологов должна стать работа с собственным внутренним миром. Развитие профессионально важных качеств специалиста-психолога возможно на основе способности к целостному мировосприятию, предполагающую наряду с интеллектуальным развитие образного и чувственного познания. Повышение качества подготовки специалистов-психологов возможно, таким образом, путем усиления гуманитарной составляющей профессионального образования. Одним из аспектов гуманитарной составляющей является создание условий для развития профессионально важных качеств, предполагающее реализацию особым образом организованного учебного процесса, направленного на осознание и проработку собственного субъективного опыта, приобретения навыков работы с образами и чувствами, развитие способности к эффективной коммуникации. Важным при этом является понимание преподавателями того, что кроме получения научной информации о различных теоретических концепциях современной психологии, будущим специалистам необходимо иметь опыт практического «погружения» в каждую из них, позволяющий увидеть мир и собственное «Я» с точки зрения изучаемой концепции, что способствует выработке адекватной профессиональной позиции. Кроме того, именно участие в практических занятиях, позволяющих обратиться к себе, – различно ориентированных группах личностного развития, учебном экспериментировании позволяет научиться эффективно обращаться с собственной субъективностью и использовать эту способность в профессиональной деятельности. И третье, студентам-психологам необходимо постичь «как важно для будущего профессионала быть открытым самоисследованию, сколько мужества требуется для этой работы, а, понимая это в отношении самих себя, они учатся бережному отношению к другому». (Е.Т.Соколова). Одной из наиболее развитых на сегодняшний день психологических практик, способных решать задачи качественной подготовки практических психологов, является практика гештальт-терапии, которая представляет собой экзистенциальный и феноменологический подход, основанный на принципах фокусирования сознания на актуальной действительности и на непосредственном опыте. Гештальт-терапия в ее наилучшем варианте обеспечивает подъем жизненных сил и энергии за счет фокуса на прямом контакте и экспрессивности, сосредоточения на чувствах и телесном опыте при минимуме теоретизирования и интерпретаций. Сейчас гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе (во Франции, Германии, Голландии), где она имеет множество культурных корней: психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальтпсихология и т.д.. Этот рост проявляется в прямой (увеличивающееся число практиков и углубление их компетентности, рост числа пациентов) и косвенной формах – в последнем случае имеется в виду постепенная ассимиляция (часто неосознаваемая) другими современными психотерапевтическими направлениями (в частности, психоаналитическими) многих понятий и инструментов, разработанных гештальттерапией на протяжении пятидесяти лет своего существования. Принципы «здесь и теперь» в работе психотерапевтических групп всех направлений стали поистине «народными», так же как идеи «ментальной еды», «ментальной жвачки» и т.д. Относительная молодость данного направления и небольшая склонность многих практиков к написанию текстов приводят к тому, что многие темы все еще нуждаются в развитии, а взаимодействие теории и практики сегодня все еще затруднено. Однако, профессионалы-соседи, которые рискуют проверить, действительно ли обоснованы дошедшие до них слухи о гештальт-терапии, всегда поражаются убедительности, творческой энергии, свободе мысли и клинической эффективности данного подхода, далеко не такого поверхностного, как они привыкли думать. Множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах света: от Японии до Скандинавии, от России до Латинской Америки, от бывшей Югославии до Израиля или Берега Слоновой Кости. Если не считать некоторых непримиримых гештальтистов, тоскующих по псевдоперлзовской спонтанности, или некоторые эзотерические отклонения, гештальт терапия в целом вновь обрела свои теоретические, практические и клинические корни и сумела впитать в себя достижения современного психотерапевтического знания, а иногда и сделать в него свой вклад. Существует несколько международных организаций: Американская Association of Advansementin Gestalt Therapy (AAGT), IAGT (International Assotiation of Gestalt Therapy), Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (EAGT), Федерация организаций, занимающихся образованием в области Гештальттерапии (FORGE). Развитие гештальт-подхода в России началось в конце 80-х годов. В то время в нашей стране не существовало психологической практики как таковой, во всяком случае, специалистов, работающих в рамках гуманитарной парадигмы не было. Однако появилась возможность контактов со специалистами из-за рубежа. Образовалось две обучающие программы: одна от института Фрица Перлза, рассчитанная на 3,5 года (в реальности заняла 4 года) и полностью соответствующая их стандартам. Ее вели двое специалистов из Гамбургского филиала – Сигрид Папе и Вилфред Шлей. Другую программу проводил Франкфуртский Гештальт Институт, директором которого был Томас Бунгардт. Эти две программы сформировали основной состав гештальт-сообщества в России, в 1992 году образовавших Московский Гештальт Институт. Основными учредителями были Даниил Хломов, Борис Новодержкин, Нифонт Долгополов, Олег Немиринский, Марина Баскакова, Елена Калитеевская. В настоящее время МГИ функционирует в рамках деятельности общества практикующих психологов «Гештальт-подход». Руководит работой МГИ к.п.н. Хломов Даниил Несторович. МГИ входит в состав двух международных организаций: Федерации организаций, занимающихся образованием в области гештальт-терапии (FORGE) и Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (EAGT). Стандарты подготовки гештальт-терапевтов МГИ полностью соответствуют стандартам EAGT. Базовый курс включает в себя следующие темы: 1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле – организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление). 2. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта. 3. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры. 4. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории. 5. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии. 6. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия. 7. Кризис и травма. 8. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами. 9. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование. 10. Принципы и приложения этики. Обучение проходит в режиме 3-4 дневных семинаров, которые проводятся с периодичностью 4-5 раз в год. В ходе семинаров слушателям предлагаются самые разнообразные формы работы: лекции, дискуссии, учебное экспериментирование, индивидуальные сессии. Такой формат, предполагающий активное участие слушателей, проживание и осознавание ими собственного опыта, позволяет получить как теоретическую, так и практическую подготовку, на себе почувствовать, как работает гештальт-терапия. Необходимой частью подготовки гештальт-терапевтов является получение клиентского опыта, прохождение личной терапии: индивидуально и в группе. Такой опыт пребывания в клиентской позиции позволяет психологу посмотреть на ситуацию терапии с другой стороны, глазами клиента, осознать собственные сильные и слабые стороны, ресурсы и ограничения. В программу также включены семинары, полностью посвященные супервизии. В ходе таких семинаров каждый слушатель демонстрирует свою работу и получает супервизию от ведущего преподавателя. Важно отметить, что супервизия направлена не на оценку работы, а на поддержку терапевтической позиции психолога, формирования индивидуального профессионального стиля, развитие способности осознавать собственные действия и их влияние на терапевтический процесс и обычно проводится как совместный анализ проведенной сессии. В период между семинарами участники продолжают работу самостоятельно – в формате «малых групп», что позволяет развивать полученные навыки и делает процесс обучения непрерывным. Кроме этого, в сертификационные требования МГИ входит наличие у слушателей базового высшего образования – психологического, медицинского или педагогического. При этом обязательным является посещение лекционных курсов «Современные теории личности» (для врачей и педагогов) и «Основы психиатрии» (для психологов и педагогов). Такой подход способствует сближению академической и практической психологии. С другой стороны, позволяет психологу-практику свободнее ориентироваться в профессиональном поле и лучше осознавать границы своей компетенции. Таким образом, программа подготовки гештальт-терапевтов является не только образовательным, но и развивающим проектом. Участие в ней способствует личностному и профессиональному развитию, формирует целостность восприятия, делает возможным познание и использование в работе своего собственного субъективного опыта, развивает уважение к индивидуальным особенностям и опыту другого человека. А это и является основой для формирования гуманистической профессиональной позиции и развития профессиональной компетенции психологов-практиков. Программы МГИ реализуются во многих городах России и ближнего зарубежья: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Уфа, Пермь, Ростов, Екатеринбург, Минск, Киев, Одесса, Харьков и др. В Кемерово программы МГИ проходят с 2001 года. Участники программ – практикующие психологи и студенты, преподаватели, врачи, специалисты по работе с персоналом и все, кому интересна современная психология. Три группы специалистов окончили базовый курс по программе подготовки в области гештальт-подхода. Ежегодно проводится набор новых групп. В октябре 2008 года состоялась очередная (третья) сертификация. Всего в настоящее время 23 специалиста – психолога Кемеровской области имеют сертификат МГИ. Традиционно гештальт-терапия является вариантом индивидуальной психотерапии и хорошо ассимилируется в работе частнопрактикующих психологов. Однако, гештальтистский взгляд на человеческие отношения, основанный на теории поля, феноменологии, исследующий процессы контакта и удовлетворения потребностей, делает возможным личностный рост и повышение психологической компетентности, которые востребованы и в других сферах деятельности психологов. Практика показала, что гештальт-терапия – это направление, способное удовлетворить запрос на психологические услуги в различных областях: образовании, медицине, социальной работе, организационном консультировании и т.д. Деятельность Кемеровского гештальт сообщества не ограничивается организацией образовательных программ. Постоянно работают интервизорские и супервизорские группы, в которых слушатели и практикующие гештальт-терапевты могут обменяться опытом и получить профессиональную поддержку. Проводятся конференции, позволяющие участникам программ презентовать свою работу и получить отзывы коллег, а всем желающим узнать о возможностях применения гештальт-подхода в работе практического психолога. Первая конференция «Искусство быть живым: практика гештальт-подхода» состоялась в декабре 2006 г., вторая «Гештальт-подход в психологической практике» в феврале 2009 г. Участие в конференциях принимают не только специалисты г. Кемерово, но и психологи других городов области: Новокузнецк, Юрга, Ленинск-Кузнецкий, Анжеро-Судженск. Вниманию участников предлагаются доклады, посвященные вопросам истории, современного состояния и развития гештальт-подхода, но большую часть времени занимает практическая работа в рамках тематических групп и процесс-групп. Наибольший интерес, конечно, вызывает практическая часть, позволяющая участникам не только увидеть живую работу коллег, но и «почувствовать» её, включившись в реальный процесс экспериментирования. Силами Кемеровского гештальт сообщества был организован интенсив «Встреча как со-бытие», который состоялся в июле 2008 г. на одной из баз отдыха Горного Алтая. Интенсив собрал гештальтистов из разных городов: Москва, Пермь, Томск, Уфа, Одесса, Харьков, Калининград. Участие в интенсиве – необходимый элемент в подготовке гештальт-терапевтов. В течение 6 дней дней участники находятся в процессе интенсивного общения с другими. Каждый день проводятся учебные индивидуальные сессии, супервизии, групповая работа, вечерние процесс-группы. Таким образом организованный процесс стимулирует развитие возможностей каждого встречаться с собственными особенностями – ресурсными или ограничивающими, осознавать их, принимать, трансформировать, развивать и, таким образом, работать со своей собственной субъективностью. Лекции ведущих преподавателей МГИ, встречи с коллегами из других городов, обмен опытом – все это позволяет исследовать и укрепить собственную профессиональную позицию и, несомненно, способствуют повышению профессионального уровня психологов – практиков. Выпускники и участники программ МГИ успешно работают в организационном, индивидуальном и семейном консультировании, ведут группы личностного роста и различные проблемно-ориентированные тренинги. Рассмотрим подробнее некоторые из этих проектов. Тренинг для родителей «Я и мой ребенок» (Программа Никулиной Л., Спивак А.) Это три субботние встречи по 5 часов. Цель тренинга: повышение родительского мастерства. Участие в тренинговой группе позволяет родителям научиться лучше понимать себя и своего ребенка, выбирать наиболее эффективный способ поведения в той или иной ситуации, развить способность разрешать и предотвращать конфликты. С помощью психологических экспериментов, тренинговых игр и упражнений, группового обсуждения для участников открывается возможность по-новому посмотреть на свои отношения с ребенком и найти выход из ситуаций, которые в повседневной жизни иногда кажутся практически неразрешимыми. Тренинг состоит из трех блоков:
Основная тема - личность ребенка. Информация: индивидуальные и возрастные особенности детей. Задача: развитие способности воспринимать и принимать ребенка таким, какой он есть.
Основная тема - личность родителя. Информация: различные стили воспитания и родительские установки. Задачи: осознание собственных индивидуальных особенностей и реализуемого стиля воспитания, развитие уверенности в себе, как в родителе.
Основная тема – родитель и ребенок в процессе взаимоотношений. Информация: способы эффективного общения с ребенком. Задачи: развитие способности понимать состояние, чувства, потребности ребенка и выстраивать с ним отношения, способствующие развитию его личности. Участникам тренинга также предоставляется возможность работы по индивидуальным запросам. Долговременная гештальт-ориентированная группа личностного роста (Ведущие - Никулина Л., Савадерова Е., Спивак А.). Численность участников 8-10 человек не моложе 18 лет. Встречи проходят в вечернее время 1 раз в неделю и длятся 2,5 – 3 часа. По договоренности с участниками работа группы продолжается от 3 месяцев до 1 года при возможности продления контракта по желанию участников. Наиболее удачный, на наш взгляд, вид такой группы – постепенно-открытая, когда с участниками оговаривается возможность прихода в группу новых людей в случае, если кто-либо из участников принимает решение о прекращении посещения группы. Используемые формы работы: психологическое экспериментирование, индивидуальные сессии, групповые дискуссии. Методы и техники гештальт-терапии используются в работе с образами, чувствами, телесными симптомами, сновидениями, реальными отношениями. Участие в такой группе направлено на самопознание и развитие личностного потенциала человека и, по сути, группа выполняет функцию психологического сопровождения жизни. Здесь нет четко обозначенной тематики или заранее заданной стратегии, фокусом исследования каждый раз становятся новые, актуальные для участников группы ситуации, состояния и переживания. Но, в отличие от индивидуального консультирования, процесс самоисследования происходит в присутствии других людей и это позволяет расширить поле зрения каждого участника. Каждый сталкивается одновременно с универсальностью и оригинальностью человеческого опыта, открывает в себе чувства и переживания, созвучные с переживаниями другого или отличные от них. Через взгляд других на себя и свой взгляд на других, через образы и чувства, возникающие в группе, человек постоянно исследует самого себя и собственное самовосприятие. Группа - это место, где создаются безопасные условия для того, чтобы быть самим собой, не прячась за правила поведения и социальные нормы, где возможен риск честного обмена чувствами и опытом. Это возможность понять, какими жизненными ресурсами мы обладаем и как их используем, что угрожает нашему бытию с другими людьми и что необходимо сделать, чтобы по-настоящему быть самим собой и при этом получать удовольствие от жизни. Участие в группе позволяет исследовать свой собственный жизненный опыт, обнаружить неиспользованный потенциал и направить его на повышение качества жизни, освоить новые способы общения с другими людьми.
Никулина Лариса Владимировна, организатор образовательных программ Московского Гештальт Института в г. Кемерово, психолог-консультант центра «Персона», гештальт-терапевт lara-nik@yandex.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|