О теоретических основах и основных принципах гештальт-терапии

Каждый человек появляется в твоей жизни, все события, которые с тобой происходят - это все случается с тобой потому, что это ты притянул их сюда.
И то, что ты сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам.
 
Р. Бах

По моему мнению, эти слова отражают суть гештальт-подхода, потому что  только сам человек может быть хозяином своей жизни.

Может быть, после знакомства с тем как работает гештальт-терапия, кого-то заинтересует это направление  для дальнейшего изучения, или избавит от иллюзий, о том, что все сделает за человека  психолог-гештальт-терапевт.

Гештальт-терапия - это процесс глубинной внутренней работы и  мне кажется важным иметь  представление о том, с какими понятиями приходится соприкасаться, хотя многие клиенты вообще не имеют представление, как "работает" гештальт-терапия, но это совершенно не мешает им избавляться от своих проблем.

Как уже упоминалось ранее в моей статье  об истории создания  гештальт-терапии, теория ее была заимствована Ф. Перлзом из развивавшихся в то время философских и психологических направлений.

В ее основу были положены следующие положения [8, 9 www.gestalt.in.ua]:

Природа  человека
Необходимость признать наши первичные условия существования, а также "приливы" и "отливы" естественных импульсов.

 

Поле "организм-среда"
Сущностью этого поля "организм-среда" является целостность. 
Это не просто Мир, а мир, который создает человек.

 

Саморегуляция
Из понятия поля "организм-среда" следует, что организм "человека-животного" способен к саморегуляции. И контакт между организмом и окружающей средой - "первичная простейшая реальность" [8].

 

Контакт и граница контакта 
Сюда можно отнести те разнообразные способы, какими физиологические механизмы действуют на то, что не физиологично ( окружающая среда), т.е. становятся психологическими в процессе контакта.
Контакт, по мнению гештальтистов,  всегда предполагает наличие внешнего объекта.
Любой контакт - это творческое приспособление организма к окружающей среде, с помощью которой он устанавливает свое отличие, и, ассимилируя ее, тем самым поддерживает ее отличие.

 

Творческое приспособление 
Творческое приспособление - процесс взаимодействия потребностей организма с возможностями окружающей среды. Творчество здесь необходимо для принятия новых решений, создания новых конфигураций, исходя из тех средств, которые в данный момент предоставляются окружающей средой.

 

Доминантность  гештальта
Фигуру, выделяющуюся из фона (окружающей среды), и остающуюся с ним связанной, мы называем Гештальтом. Цель гештальт-терапии - сопровождать и восстанавливать нашу способность управлять фигурами, строить фигуры в адекватной связи с фоном.

Осознание
"Awareness" - немедленное осознание, такая форма осознания, которая является одновременно и двигательной, и сенсорной, т.е. интегрирующая совокупность всех показателей поля. Терапевт помогает человеку восстановить непрерывность осознания от минуты к минуте.

Построение - разрушение гештальтов.
Построение - разрушение гештальтов ("цикл контакта") процесс постоянный. Утолив голод, человек начинает удовлетворять свои потребности в безопасности, здоровье, любви, карьерном росте и т.д. Личность, находящаяся в затруднительном положении, утратила способность к построению и разрушению гештальтов. Как пример можно привести стереотипы, навязанные нам социальной средой, семьей, культурой, "так должно быть".

Цикл контакта состоит из 4-х фаз: предконтакта, контактирования, финального контакта, постконтакта.

На стадии предконтакта выясняются потребности человека, т.е. основная фигура, с которой будет работать клиент (наиболее актуальная потребность организма, суть ситуации).

При контактировании человек, используя возникшее возбуждение (т.к. актуальная ситуация несет в себе много энергии), может обратиться к окружающей среде для получения возможности удовлетворить свои потребности, т.е. экспериментирует. На этой стадии происходит сознательный выбор "мне это подходит", "нет, это не мой путь". 

При финальном контакте происходит принятие человеком новой выбранной фигуры, т.е. человек и избранный объект становятся на какое-то мгновение неразделимыми.

На стадии постконтакта происходит ассимиляция полученного нового опыта. Актуальная фигура утрачивает свою энергию и становится неактуальной.

Основные принципы гештальт-терапии, которые  определяют эффективность терапевтической работы:

 

"Здесь и теперь" (Актуальность происходящего)
Наиболее значимым является то, что происходит здесь и теперь.

 

"Осознавание отношений терапевт-клиент"
В отношениях с терапевтом клиент ведет себя так, как он ведет себя в обычной жизни, и взаимодействует так же, как и с другими людьми.

 

"Разделение  ответственности  за  изменения"
Очень важно, когда клиент осознает, что он сам "хозяин" своих проблем, и только он может их преодолеть.

 

"Баланс  фрустрации и поддержки"
И, хотя терапевт создает для клиента максимально безопасную ситуацию и оказывает ему постоянно поддержку, достаточную для проявления новых форм поведения, он также "чинит препятствия" ( фрустрирует клиента) при попытках действовать тем же "старым", "изжившим себя" способом.

"Работа с сопротивлениями" т.е. механизмами прерывания человеком контакта или механизм избегания контактирования с травмирующими ситуациями. Т.е задача состоит в том. чтобы обнаружить механизмы защиты и помочь реализовать self.

"Работа с функциями "self"
Понятие "self" ввел П. Гудмен, определив его "как непрерывный процесс творческой адаптации человека к своей внутренней  среде и окружающему миру" [1] .
Под "self" понимается не просто "бытие" человека, а его "бытие-в-мире", которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций, т.е. индивидуальный способ проявления в контакте с окружающей средой, который "является действующей силой контакта с настоящим, в котором происходит наше творческое приспособление" (Д. Латнер).

 

"Self" имеет три функции id, ego, personality.

Функция id связана с внутренними жизненно важными потребностями человека, и в особенности, с их телесными проявлениями. Нарушение этой функции приводит к психозу, когда человек не ощущает холода, т.к. нарушены его ощущения - "датчики", с помощью которых он получает информацию об окружающей среде.

 

Функция ego - активная функция выбора или сознательного отказа.

Нарушения  этой функции проявляется в возникновении  механизмов защиты или сопротивления, что приводит к неправильному выбору в разных ситуациях. 
Невроз является следствием нарушения функции ego.

Основные виды сопротивления:

Конфлюэнция - слияние. Это состояние близкое к слиянию матери и грудного ребенка, влюбленных, существование "как одно целое". В состоянии слияния человеку трудно сформировать свои потребности и понять, что для него лично актуально в данный момент. 


Проекция – человек  склонен приписывать свои ощущения, эмоции, проблемы, мысли окружающей среде. «Я не злюсь, это все вокруг злятся на меня».

Интроекция - мысли, представления, принципы, высказывания других "заглатываются" человеком без самостоятельной переработки и "примеривания" на себя (подходит мне это или нет), т.е. принимаются "на веру". "Я должен", "нужно", " так полагается", "нельзя"…

Ретрофлексия - тенденция делать себе самому то, что хотелось бы сделать другим, или получить от других. Результатом ретрофлексии являются соматические болезни.

Функция personality - представление субъекта о самом себе, его собственный образ самого себя.

В дополнение хочу привести слова С. Гингера о гештальте.

 

«Гештальт открыт всем людям, стремящимся выявить и развить свой скрытый потенциал, перейти от просто существования к максимальной полноте жизни, к новому качеству бытия.»

С. Гингер

 



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь