Теория гештальт-терапии.Структура развития.Конспект.

Автор статьи: Мелина Пану
  1. Граница контакта – это граница между организмом (поверхность кожи и др.органы, отвечающие за сенсорную и моторную функции) и его окружением. Реален только целостный психологический опыт (достигаемые цели, выполняемые действия). Гештальт работает не абстракциями, предположениями или возможностями, а с самим КОНТАКТОМ («соприкосновением» с объектами, включая сенсорное осознование и моторную реакцию). Анализируется функция контактирования и повышается осознавание реальности. Цель: сотрудничество ощущения и движения (а также чувства).

Опыт – это контакт, происходящий на границе организма и окружающей его среды.

  1. Взаимодействие организма и среды. Ни одна функция животного не может быть осуществлена без внешних объектов и окружающей среды. Понятие гнева подразумевает фрустрирующий объект; мышления – наличие затруднений в практике. «Поле организм/среда” – взаимодействие организма и внешней среды, охватывающее все функции. Поле, в котором взаимодействуют, по меньшей мере, социально-культурные, биологические и физические факторы.
  2. Предмет психологии – функционирование границы контакта как органа особой связи организма и окружающей среды (т.е. КОНТАКТ, ЖИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ). Психология рассматривает любые формы контакта.
  3. Контакт и новизна. Должен быть очень широкий диапазон контактных функций, поскольку организм живет в среде благодаря тому, что поддерживает свою отдельность, свои отличия, и, что еще важнее, благодаря тому, что вбирает в себя окружающую среду. Именно на границе отвергаются опасности, преодолеваются препятствия, а подходящее для ассимиляции выбирается и присваивается.  Организм сохраняется, потому что усваивает новое, развивается и изменяется. Контакт – это, в первую очередь, осознавание новизные, которую можно ассимилировать, и движение к ней, а также отвержение новизны, которую ассимилировать нельзя. То, что постоянно остается неизменным и не вызывает никакой реакции, не является объектом контакта. Любой контакт является творческим и динамичным.
  4. Определение психологии и патологической психологии. Осознанная реакция в поле является фактором роста в этом поле. Рост – это функция контактной границы в поле организм/среда. Психология – это наука о творческом приспособлении. Предмет психологии – это постоянный переход от новизны к обыденности, происходящий в результате ассимиляции и роста. Патологическая психология – это наука, изучающая прерывания, сдерживания и другие нарушения процесса творческого приспособления. Пример: тревога – прерывание возбуждения творческого развития, сопровождающийся удушьем; «невротические» характеры – стереотипные паттерны, ограничивающие творческий процесс приспособления. Контакт с реальностью появляется в ходе творческого приспособления организма и среды; у невротика этот процесс блокирован, он «теряет контакт» со своим миром; вместо мира появляются галлюцинации, он все больше заполняется проекциями, вычеркивается или становится нереальным какими-либо другими способами. Творчество и приспособление – это две полярности, необходимые друг другу. Спонтанность – это схватывание интересных и питательных элементов окружающей среды, возбуждение и развитие с их помощью.
  5. Фигура контакта на фоне поля организм/среда. Контакт – формирование фигуры интереса на фоне (или в контексте) поля организм/среда.Осознаваемая фигура (гештальт) – это ясное, живое восприятие, образ или понимание (инсайт); в моторном поведении – это грациозные энергичные движения, обладающие собственным ритмом, слаженностью и так далее. Фигура – потребность, энергия и возможности.Когда фигура смутная, расплывчатая, когда она лишена грации и ей не хватает энергии («слабый гештальт»), мы можем с уверенностью сказать, что контакт неполный, что-то в окружающей среде воспринимается лишь в общих чертах, не выражена какая-то жизненно важная органическая потребность; человек не «полностью здесь», то есть его поле не может передать свою энергию и ресурсы для завершения фигуры.
  6. Терапия как гештальт-анализ внутренней структуры реального переживания вне зависимости от степени контакта. Мы смотрим не столько на то, что воспринимается, вспоминается, делается, говорится и так далее, а как вспоминается то, что вспоминается, и как говорится то, что говорится: с каким выражением лица, каким тоном, каким голосом, как синтаксически, в какой позе, с какими эмоциями, оговорками и т.д.  Работая с согласованностью и разлаженностью этой структуры восприятия здесь и сейчас, можно изменить динамические взаимоотношения фигуры и фона, усилить контакт, повысить осознавание и насытить поведение энергией. Важнее всего, что достижение сильного гештальта само по себе целительно, потому что фигура контакта является творческой интеграцией опыта. Просто «осознавание» содержания (вербализация воспоминания) не помогает, помогает осознавание (не размышления, а ага-переживание) структурированного содержания. Наша задача – структурировать.
  7. Разрушение как часть формирования фигуры/фона. Чтобы приспособиться/получить новое – нужно изменить/уничтожить старое (фаза разрушения и агрессии). Разрушение статус кво (все, как есть) может вызвать страх, беспокойство и тревогу, и чем более человек невротичен и негибок, тем сильнее будут эти чувства. Беспокоящая нас энергия перетекает в новую фигуру. То, что обычно называется «безопасностью», - это цепляние за то, что лишено чувства, отказ от риска контакта с неизвестным (без чего не бывает увлечения и настоящего удовлетворения). Ассимиляция нового и возбуждение всегда требуют наличия фазы разрушения и агрессии, поскольку любое достижение становится делом прошлого и перестает ощущаться. Именно в результате страха перед агрессией, разрушением и потерями возникают неосознаваемые агрессия и разрушительные тенденции, направленные как вовнутрь, так и наружу (!!!).
  8. Возбуждение – это доказательство реальности. Контакт, образование фигуры/фона – это нарастающее возбуждение, ощутимое и захватывающее. Различного рода чувства (интерес , возбуждение, удовольствие) указывают на органическую вовлеченность в реальную ситуацию. Не существует безразличной, нейтральной реальности. Эмоции – это тенденции объединить определенные физиологические напряжения с желательными или нежелательными внешними ситуациями. Успех приходит только вследствие соприкосновения с реальностью.
  9. Контакт – это «нахождение и создание» приходящего решения. Существующая проблема вызывает беспокойство, и возбуждение возрастает по мере приближения пока еще неизвестного решения. Ассимиляция происходит в тот момент, когда настоящее превращается в будущее. В психотерапии мы ищем в нынешней ситуации следы неоконченных прошлых ситуаций <…> и интегрируем их. Напряжения и блоки не исчезают, если во внешнем мире не происходит реальных изменений.
  10. Самость и ее идентификации. Самость – это действующая контактная граница; её активность формирует фигуры и фоны; система контактов в каждый конкретный момент, меняющаяся в соответствии с доминирующей органической потребностью и преобладающими внешними раздражителями; система реакций; художник, рисующий жизнь; находит и создает смыслы, благодаря которым мы растем. «Эго» - система отождествлений и отчуждений. Психическое здоровье: человек отождествляется со своей формирующей самостью, если он не сдерживает свое творческое возбуждение и стремится к предстоящему решению; и если он отчуждает то, что органически ему не подходит и потому не представляет собой жизненно важного интереса, а лишь нарушает фигуру/фон. Заболевание: человек отчужден от себя самого и из-за ложных отождествлений пытается подавить свою спонтанность, тогда он делает свою жизнь тусклой, беспокойной и болезненной. Метод терапии: тренировка эго, различных отождествлений и отчуждений, целенаправленные осознавания различных функций до спонтанного появления ощущения «это я думаю, воспринимаю, чувствую и делаю это».


Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Наверняка вы полагаете, что это вы формируете и строите контакт с окружающими! Уверены?!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Психопатологии не существует, это лишь наш способ концептуализировать контакт с Человеком
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Перезагрузка подсознания. Тета-волны. Что это и как это работает?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Глинотерапия. Что это такое и как это работает?
  • Любовь - это контакт
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • Опыт делает нас серьезнее. Осознавание — грустнее. Так зачем это все?
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Что происходит, когда теряется контакт со своим внутренним ребенком?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь