Теория контакта (только для гештальт - терапевтов)

Готовил одну теоритическую работу, решил, что это будет полезно для начинающих гештальт-терапевтов и просто интересующихся данной темой. В этой статье я постарался  максимально доступно и структурированно описать базовые понятия гештальт-терапии, которые сам использую в ежедневной практике. Во время написания с удивлением обнаружил, как методичное штудирование литературы по теме и длительные размышления о ней помогают по новому взглянуть на привычные вещи! Надеюсь, кому - нибудь поможет более четко и целостно воспринимать такое важное понятие как "контакт".

Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Организм не существует в вакууме сам по себе. То есть человек не может полноценно развиваться в отсутствии других людей или других живых существ (вспомним примеры детей-Маугли). Все основные потребности удовлетворяются только в контакте с окружающей средой. Ведь для того, чтобы что-то получить из среды, например еду, мы должны с ней установить контакт, иначе останемся голодными или вообще умрем. Даже когда мы спим, так или иначе мы взаимодействуем с окружающими объектами и во сне на это реагируем. Соответственно, как среда влияет на нас и на наши действия, так и мы влияем на среду и ее изменения в отношении нас. Таким образом контакт является необходимым условием выживания человека. Конечно, так или иначе мы все этот контакт устанавливаем, вопрос в том как мы это делаем, насколько комфортно и насколько эффективно.

То, как конкретный человек или группа людей контактирует с окружающими, является предметом исследования гештальт-терапевта.

Исходя из этого, появляется понятие self, некий полумистический процесс, теория о котором объясняет, как организм собственно контакт устанавливает. Например, есть организм №1 и организм №2, которые, в силу разных обстоятельств, хотят или вынуждены установить контакт друг с другом, так как им или одному из них что-то нужно от другого. Организм №1 обращается к организму №2 с некой просьбой. Организм №2 отказывает ему в этой просьбе или удовлетворяет ее. Но что происходит с ними по отдельности в тот момент, когда они пытаются удовлетворить свои потребности, что является движущей силой, мотивацией их движения друг к другу?

Self, это не структура личности, не «Я» или еще нечто строго фиксированное, а специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данной ситуации в соответствии с его личным «стилем». Протекание данного процесса во многом обусловлено предыдущим опытом человека. Так, например, ребенок, которого в детстве сильно ограничивали от исследования окружающего мира, будучи взрослым может стать крайне пассивным в контакте, помня предыдущий опыт своих ограничений. Так будет проявлятся его self.

Однако, как оказывается, self состоит из трех частей - «id», «personality» и «ego», которые гармонично между собой связаны и также гармонично перетекают друг в друга, прямо как радужные разводы на мыльном пузыре, где мыльный пузырь символизирует self.

Функция id – это телесность, то есть наши телесные проявления, наш телесный опыт, который напрямую связан с нашими ощущениями и жизненно важными потребностями, такими как потребность в еде, питье, сне и т.д. Причем id проявляется в наших автоматических действиях, о которых мы часто не задумываемся и не обращаем внимание, например – дыхание, ходьба. Данная функция часто не осознается в полной мере, но является важнейшим базисом, фундаментом нашего self. Прислушиваясь к проявлению своего id, человек понимает, что он в данный момент хочет, что с ним происходит, испытывает он страх или возбуждение, голод или усталость, скуку или злость. Можно сказать, что id это первый звонок в театре предстоящего контакта, который оповещает нас о зародившейся потребности.

Функция personality - это представления субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, который определяет то, как человек интегрирует свой предыдущий опыт, как он усваивает то, что происходит с ним в его жизни, именно она формирует у человека чувство того, кто он есть, его представление о самом себе. Эта функция проявляется в ситуациях, где человек играет какую-то роль, например, когда он сотрудник, отец, водитель, покупатель в магазине, друг и т.д. Очень близко похоже на понятие «личность» в психологии.  Представление о себе позволяет человеку признавать ответственность за то, что он чувствует и ощущает, думает и хочет, делает и не делает. Когда человек «застывает» в каких-то своих представлениях о себе, можно говорить о нарушенной personality. Например, пятидесятилетняя женщина везде ведет себя так, как будто ей 16 лет, то есть в этом случае человек ведет себя везде одинаково, не учитывая изменившуюся среду.   Опираясь на свои представления о себе человек может делать осознанный выбор, чем и занимается следующая функция self.

Функция ego - это активная функция выбора или сознательного отказа, человек сам, с полной ответственностью за свои собственные действия ограничивает или расширяет контакт с окружающей его средой, исходя из осознания своих собственных потребностей и желаний. То есть именно тут человек наконец делает выбор, что ему предпринять – выпить еще 50 грамм коньяка или идти домой. При этом он опирается на свои телесные ощущения и представления о себе.

Таким образом, self это как святая троица в христианстве или листик клевера: един в трех лицах – id, personality и ego. В идеале self позволяет человеку осуществлять контакт с окружающей средой спонтанно, осознанно и творчески.

Теперь стоит разобраться, что происходит, когда два уникальных self встречаются.

Место, в котором организм встречается с окружающей средой, называют границей контакта. Именно на границе контакта происходит удовлетворение потребностей личности. Устанавливая «контакт», организм удовлетворяет потребность, уступая место новой потребности. То насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Именно здесь, на этой границе происходят все психологические явления, возникает психологическая реальность – наши мысли, поступки, эмоции, то есть здесь и проявляется наше self, как черно-белый фото негатив превращается в цветную фотографию.

Однако, наши потребности не могут удовлетворится в тот самый момент, когда мы вышли на границу контакта и проявились, так как с другой стороны границы присутствует другой человек или объект. Так, у другого человека могут быть в этот момент совсем другие потребности, а объект не обладать нужными нам свойствами. Например, если вы хотите повесить картину на стену, то вам для начала нужен молоток, ведь вы не будете забивать гвоздь рукой или если вы хотите, чтобы вас поддержали, то необходимо удостоверится, что этот человек сейчас готов вас поддержать. Так возникает понятие творческого приспособления – вы или ищите молоток, чтобы забить гвоздь или ищите другого человека, способного вас поддержать, то есть начинаете приспосабливаться к меняющейся реальности, доступными для вас способами.

Таким образом, творческое приспособление – это способ как можно лучше адаптироваться к собственным потребностям и постоянно меняющейся среде. Причем творческое приспособление подразумевает активное и продуктивное взаимодействие человека с миром, а не пассивное приспособление к окружающей среде.

Существует два варианта приспособления – первый это воздействие на окружение с целью изменить его под свои нужды, а второй – приспособится самому под окружение, чтобы удовлетворить свои потребности. В качестве исторического примера, можно сравнить первый и второй способ с действиями европейцев и американских индейцев. Если первые строили города, железные дороги, осушали озера и т.д., т.е. изменяли природу под себя, то вторые жили в гармонии с природой, стараясь слиться с ней, черпать способы выживания в самой природе. При этом и европейцы и индейцы действовали активно, а не пассивно.

Что касается понятия «творческое», то здесь имеется в виду способность человека искать новые, порой нестандартные способы удовлетворения своих потребностей, где важную роль играет функция self, то насколько она устойчива и способна к проявлению конструктивной агрессии, без которой невозможно «ломать» старые, привычные способы адаптации.

При нарушенной способности человека к творческому приспособлению, может сформироваться невроз, психическая патология либо психосоматическое расстройство, т.к. такой человек не в состоянии полноценно удовлетворять свои потребности, что усиливает тревогу и вызывает рост напряжения, а также общий дискомфорт и неудовлетворенность.

Например, с вышеописанным случаем со взрослой женщиной, ведущей себя как шестнадцатилетняя, можно говорить о нарушенной способности к творческому приспособлению. Конечно, такое ее поведение, возможно, было обусловлено предыдущим положительным опытом, когда такое поведение ей значительно помогало получать, то что она хотела, но окружающая среда изменилась и также требует меняться от нее. Сомневаюсь, что таким способом она может полноценно удовлетворять свои потребности. Также хороший пример наркотическая или алкогольная зависимости, которые на определенном этапе помогают снизить напряжение, отвлечься, но при этом разрушают здоровье и социальную жизнь.

Таким образом, рассматривая понятие контактной границы и творческого приспособления, мы приходим к пониманию важности социального окружения и среды, в которой живет человек. Так возникает понятие «поле», которое является, как и все предыдущие понятия, важнейшим в тории контакта.

«Бытие определяет сознание» - говорил один из предтеч гештальт-терапии К.Маркс, сам не понимая, какое зерно истины он посадил в будущую теорию поля. Заботливый садовник Курт Левин, это зерно взрастил, сформировав современные взгляды гештальт-терапевтов на процесс психотерапии.

Согласно теории поля, организм и окружающая среда непрерывно и не обособленно взаимовлияют друг на друга. Поле - совокупность многих заряженных незавершенных побудительных факторов, которые формируют поле, принадлежат полю и опираются на его законы. Таких законов в данный момент выделяют пять. Прежде чем перейти к краткому описанию сих законов, необходимо пояснить в общем, как поле вписывается в современный психотерапевтический процесс.

Каждый человек живет в какой-то уникальной среде, которая формирует его привычки, чувства, реакции, поведение и потребности. В свою очередь этот человек взаимно формирует эту среду (поле) в той или иной степени успешности. Куда бы этот человек не пошел, везде он тащит за собой часть этого поля, предъявляя ее окружающим. Как в древней китайской поговорке – «куда ты не пойдешь, везде ты». Терапевт, взаимодействуя с клиентом встречается не только с его self, но и опосредованно с его женой, детьми, коллегами, бабушками и прадедушками, соседями и маленькой ванной в его квартире. В свою очередь терапевт живет тоже в своем поле и так или иначе предъявляет его клиенту. Когда они встречаются, то поначалу их общим полем может стать кабинет терапевта, затем район, в котором находится этот кабинет, а потом весь город и так далее. Для терапевта важно то, как этот конкретный клиент взаимодействует со своим полем и где у него проявляются проблемы, как он на это реагирует. Понимая принципы теории поля и применяя их в сессии, терапевт может увидеть и показать клиенту его привычные, дискомфортные паттерны поведения, мешающие клиенту удовлетворять свои потребности. Итак, основные принципы теории поля.

Организующий принцип – все принадлежит полю, подчинено силам поля, выступает творческим началом, которое это поле создает. Это значит, что клиент воспроизводит свое поле в сессии с терапевтом, равно как и с любым другим человеком. Например, если мы встречаем пожарника, то с большой вероятностью он будет вести себя как пожарник, а не как продавец цветов.

Принцип современности – поле актуально только здесь и сейчас. Все, что было в прошлом или ожидается в будущем, присутствует в настоящем в виде эмоций, чувств, мыслей.

Принцип уникальности - каждая ситуация уникальна, хоть и может быть похожа на другие.

Принцип изменяющегося процесса (изменчивости, непостоянности) – все, что было актуально 10 минут назад, может стать неактуальным сейчас.

Принцип возможных существенных связей – любой элемент поля важен, так как является частью целого, даже если нам кажется обратное.

Таким образом, поле - это уникальная в моменте здесь и сейчас, изменчивая субъективно воспринимаемая эмоционально напряженная система обстоятельств - фактов, объясняющих поведение и состояние человека, из которой невозможно исключить что-то предположительно несущественное.

Соответственно, в процессе терапии между терапевтом и клиентом создается свое, уникальное поле, в котором они находятся вдвоем и терапевт, понимая принципы теории поля, может через них влиять на формирование нового, положительного опыта клиента.

В теории контакта присутствует еще одно базовое, важное понятие – фазы контакта, пройдя через которые человек может собственно этот контакт осуществить и удовлетворить свою потребность. Они выглядят следующим образом.

Преконтакт - в этой фазе происходит опознавание потребности через чувства, ощущения, переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).

Контакт - поиск возможности удовлетворения потребности в среде, или понимание невозможности удовлетворения в среде. А также дифференцирование — насколько возможно удовлетворение, а насколько нет. При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск — от кого-чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.

Финальный контакт - встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности.

Постконтакт - ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.

На примере это выглядит так – я чувствую какие-то ощущения в районе живота, осознаю, что я голоден, формируется потребность в удовлетворении голода (преконтакт), осматриваясь по сторонам, я ищу источник пищи, нахожу его, делаю выбор как я буду голод удовлетворять (контакт), ем (финальный контакт), наслаждаюсь сытостью (постконтакт), опять испытываю какие-то ощущения, понимаю, что хочу покурить (преконтакт), ищу способ это сделать (контакт) и так далее, всю жизнь. То есть цикл контакта непрерывен и есть величина постоянная.

Однако, иногда, контакт прерывается и удовлетворение потребности не происходит, что вызывает сильную тревогу у человека, а порой формирует невроз. Это происходит не только с базовыми потребностями такими как сон, еда, но и с эмоциональными, такими как потребность в признании, тепле, сочувствии. Так появляется понятие механизмы прерывания контакта, которых выделяют шесть. Терапевт постоянно сталкивается с этими механизмами в работе и совместно с клиентом изучает их, для того, что бы понять, что же мешает и как мешает клиенту удовлетворять свои потребности.

Первый, начальный механизм прерывания контакта – это конфлюенция (слияние) происходит, когда человеку трудно "опознать" и выделить одно из своих переживаний, как главное, или невозможно отделить себя от других людей (другого человека). В речи это обычно находит отражение в устойчивом употреблении местоимения «мы». Соответствует первой фазе контакта.

Второйинтроекция, механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без "переваривания" этого материала.
О взглядах, которые мы идентифицируем, как интроекты, их носитель говорит, как о вещах безусловных и само собой разумеющихся. Например: "нельзя перебивать старших", "некрасиво делать людям больно", "драться – очень плохо" и т.д.

Третий - проекция - это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам.
Огромная часть человеческой жизни построена на предвосхищении событий, опирающихся на прошлый опыт - на проекции.  В речи выглядит как замена местоимения «я» на местоимение «ты» (или «они», если речь идет о целой группе людей). «Я им не нравлюсь», — думает волнующийся перед публичным выступлением докладчик, «Ты на меня злишься», — жалуется тот, кто не в силах признать и принять собственную агрессию. Проекция и интроекция соответствую второй фазе контакта.

Четвертый - ретрофлексия или проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде. В поведении у такого человека обычно есть характерные особенности — навязчивые движения, вредные привычки. Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить.

Пятыйдефлексия, когда человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем. Действия, связанные с удовлетворением потребности, совершаются, но либо в отношении другого, более безопасного объекта, либо подменяются "вежливыми", обходными маневрами. Часто такой человек долго о чем то говорит, но окружающие не могут понять, что он хочет. Дефлексия и ретрофлексия соответствуют третьей фазе контакта.

Шестой - эготизм или гипертрофия эго, когда мои границы на замке и полностью раствориться, окунуться в происходящее с головой я не могу, хотя получил желаемое, осталось насладится этим, но человек себе не позволяет этого. Соответствует последней фазе контакта.

Как видно из вышеописанного, терапевту приходится сталкиваться с разнообразными способами прерывания контакта, которые с натяжкой можно назвать сопротивлением клиента. Исходя из этого, особенности работы с каждым конкретным видом сопротивления будут отличаться. Кроме того, работая с клиентом, мы можем выделить его конкретный "стиль" прерывания контакта и такое понимание значительно расширяет возможности психотерапии.

Так, при выраженной конфлюенции, мы будем чаще обращаться к «Id» клиента, постоянно спрашивая и уточняя про его ощущения, чувства, обращать его внимание на дыхание, позу, движения. Пытаемся преживания клиента делать заметными для него самого.

При интроекции, можно поискать значимых людей, давших клиенту интроекты и совместно с ним попробовать «разжевать» их, почувствовать  «на вкус», позволить в них усомниться. Проекцию, наоборот, стоит вначале поддержать, а затем развернуть на клиента, дать позволить ему присвоить ее себе. Например, если клиент считает терапевта очень теплым, поддержав его убеждение, можно поискать когда клиент бывает теплым, способен ли он на это и т.д.

Ретрофлексию усиливаем до тех пор, пока клиент не осознает чувство, которое стоит за его поведением и не присвоит себе. Например, человек, постоянно щипающий себя, крутящий волосы на голове, таким образом может понять про свою тревогу, а за ней и про свою злость. Тут важно развернуть его чувство на какое то конкретное лицо, к которому клиент испытывает эти чувства. При дифлексии важно останавливать клиента, задавать ему прямые, даже закрытые вопросы, не дающие возможности для маневра.

С эготизмом можно остановить клиента и попробовать обсудить фигуру, которую он удерживает во внимании и которая мешает ему расслабится и испытать радость до конца, не перескакивая сразу к другому действию.

В заключение, хочу сказать, что представленная здесь теория контакта, конечно неполная, я обозначил лишь ключевые понятия и попытался показать, как они взаимосвязаны между собой и как влияют друг на друга. Концепция контакта прекрасно применяется на практике. Через призму теории контакта великолепно рассматриваются любые отношения между людьми, группами людей и даже между странами.



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 2)
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Что происходит, когда человек участвует в моделирующих расстановках, как заместитель.
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)
  • Стеснительный человек или страх контакта
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Надутый человек или как я объяснял маленькой дочке, что такое нарциссизм
  • Что такое МОД? Или человек как метасистема очищения души!
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь