|
Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапииАвтор статьи: Городничий Олег Валериевич
Реальность – она объективна и она субъективна, в зависимости от наших интересов. Представьте себе фантазию: лето, ясный солнечный день и поле с пшеницей…. Могу предположить, что для фермера, хозяина, поле с пшеницей это в первую очередь – урожай, для художника это может быть сюжет для картины, для влюбленных – романтическое место. Думаю, что у вас возникла своя собственная яркая картина связанная с пшеничным полем. Наши фантазии – связаны с удовлетворением наших потребностей поэтому наше воображение и рисует разные картины. Одна их задач гештальт терапия – выяснение потребностей человека, которые он не осознает. В сеансе психотерапии психотерапевт выявляет как клиент удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности. Поэтому терапевт может задать вопросы:
Вопросы задаются с целью акцентирования внимания на ощущения в теле. Физическое тело и психологическая личность – это единственные два инструмента познания как психотерапевта так и клиента. В гештальттерапии приняты следующие понятия и термины: Потребность – это то, с чем клиент пришел, глобальная проблема в жизни клиента. Обычно эта потребность в фоне (бессознательном) и постепенно проявляется в процессе терапии. Запрос – это желание, здесь и сейчас. Запрос «здесь и сейчас» является проявлением внутреннего сознательного или бессознательного процесса. Феномен – это то, что происходит во время сессии между терапевтом и клиентом: движения тела, микро – движения (моргания глаз например или качание головой), инотонации, громкость и сила голоса. Все важно и имеет значение. Задача терапии – выявить повторение одного и того же действия (запроса), дать возможность получить новый способ удовлетворения потребности клиента. Длительный процесс от 20 и более сеансов. Следует отличать потребность от запроса. Безопасность - клиент должен себя чувствовать безопасно – и это задача терапевта. «Дикий» клиент – клиент без опыта терапии, с острой проблемой. Необходима вводная сессия, задача благоприятно к себе расположить и обеспечить безопасность на протяжении первых сессий. Контакт – откровенный диалог «по душам», встреча двух сердец, терапевта и клиента, выявление потребности человека во внешнем мире. Разделяются следующие фазы контакта:
Фазы цикла контакта
Контакт со своим внутренним полем. В этой фазе происходит опознавание потребности через чувства, ощущения, переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).
Контакт с внешней средой – терапевтом. Поиск возможности удовлетворения потребности в этой среде, или понимание невозможности удовлетворения в этой среде. А также дифференцирование — насколько возможно удовлетворение, а насколько нет. При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск — от кого/чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.
Встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности
Ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.
На этапе преконтакта возможно сопротивление как терапевту так сопротивление клиента самому себе. Как работать с сопротивлением, будет рассказано отдельно. На этапе преконтакта терапевту необходимо - умение находить контакт, дистанцию с клиентом, необходимо - слушать интонацию и наблюдать за происходящими феноменами. Психотерапия – это обмен, я существую когда я не один. Когда есть социум. Психотерапия это исповедь – без отпущения грехов. Психотерапия это граница между тобой и мной. Когда я встречаю тебя и мы говорим. Реальность определяется нашими интересами и потребностями. В зависимости от наших интересов мы формируем реальность. Мы смотрим как человек удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности в контакте, и как в жизни. В психотерапии есть два инструмента в работе:
Одна из важных задач психотерапевта это выбор дистанции – удобно, не удобно, близко или далеко, а так же научиться находится рядом и сопереживать. Возможность предоставить свое искренне присутствие одна из задач психотерапевта. Важно: делать паузы и слушать клиента. Рекомендуемая схема (алгоритм) работы с клиентом.
Все было бы просто если бы потребность клиента была понятна и не было бы нарушений на границе контакта с потребностью. НАРУШЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ КОНТАКТА ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ПОТРЕБНОСТЬЮ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ 1. Интроекция Интрое́кция (от intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци. Описание механизма, пример. Мама кормит ребенка кашей, а ребенок не хочет , но учится заглатывать потому, что нужно. Ребенок не понимает нужна ему каша или нет. У ребенка – нет сил сопротивляться. Но так как его постоянно кормят, воспринимает кашу как свою. В конечном итоге ребенок воспринимает желание есть кашу – как свое собственное. Мы заглатываем информацию – без анализирования и воспринимаем как свою собственную. Лозунг : «Работа – тяжелый труд» - и мы идем и тяжело работаем. Должен, надо, необходимо – это глаголы интроекции. В конечном итоге ребенка начинает тошнить от этой каши и он начинает рвать, но так как считает, что есть кашу – его собственное желание – не понимает причину тошноты. Задача психотерапевта – выявлять такие интроекции. «Ты - успешен !», «Ты - можешь !», «Ты - Лидер !». Это лозунги бизнес тренингов. В результате этих тренингов возникает всплеск энергии, а потом ее недостаток. Как результат, человек нуждается в постоянных дополнительных дозах интроекции. Упражнение на выявление интроектов: В парах поговорите, вспомните детство. Вспомните - что хотелось делать, а про что говорили – должен. Пять минут проговорить партнеру : «Я должен……, «Я хочу……» и провести анализ. 2. Проекция «Все мужики сволочи, а бабы стервы» , «Все вокруг враги и обманщики», все кроме меня. – это лозунги проекции. Психотерапевт – почти всегда родительская фигура и у клиентов часто возникают проекции на психотерапевта – как проекции на родителей. Пациент – проецирует отношения в семье на терапевта и терапевту важно слушать свое тело, а не разум. 3. Конфлюэнция или слияние Когда рождается ребенок – у мамы возникает ощущение целостности с ребенком: «Я - есть продолжение тебя». Примеры конфлюэнции: Ромео и Джульетта, слияние с системой, с предприятием. Здоровое слияние, это когда нет зависимости от другого. Слияние и зависимость это одно и тоже. Кофлюэнция второго рода – нахожусь в слиянии со своими чувствами, нет чувства насыщения. Человек не может понимать, что происходит. 4. Ретрофлексия – проекция наоборот . Я хочу сделать это тебе, а делаю себе. Хочу тебя убить, а убиваю себя. Выражается телесно, через психосоматику. 5. Профлексия - делаю подарки другим, хотя хочу получать сам 6. Дефлексия – когда у человека на простой ответ нет однозначного ответа. Распыление энергии, пустое философствование или размышления. Пример дифлексии: Если бизнесмен не завершил одно, взялся за другое – будет иметь много маленьких, но не прибыльных бизнесов 7. Эготизм – тяга к совершенству, контроль над собой – не возможность расслабляться . Усиленный контроль над собой 8. Девалютизация – обесценивание , все ничтожества или я ничтожество. Проще обесценить себя, чем ценить. Нарушения на границе контакта: 1. Преконтакт - конфлюэнция. 2. Контакт - проекция , интроекция 3. Финальный контакт - ретрофлексия, дефлексия 4. Постконтакт – эготизм, девалютизация, конфлюэнция Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|