Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии

Реальность – она объективна и она субъективна, в зависимости от наших интересов.

           Представьте себе фантазию: лето, ясный солнечный день и поле с пшеницей…. Могу предположить, что для фермера, хозяина, поле с пшеницей это в первую очередь – урожай, для художника это может быть сюжет для картины, для влюбленных – романтическое место. Думаю, что у вас возникла своя собственная яркая картина связанная с пшеничным полем. Наши фантазии – связаны с удовлетворением наших потребностей поэтому наше воображение и рисует разные картины.

            Одна их задач гештальт терапия – выяснение потребностей человека, которые он не осознает.

            В сеансе психотерапии психотерапевт выявляет как клиент удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности.

 Поэтому терапевт может задать вопросы:

  • Что Вы чувствуете ?
  • Что переживаете ?
  • Что с Вами происходит?

 Вопросы задаются с целью акцентирования внимания на ощущения в теле.

      Физическое тело и психологическая личность – это единственные два инструмента познания как психотерапевта так и клиента.

 В гештальттерапии приняты следующие понятия и термины:

 Потребность – это то, с чем клиент пришел, глобальная проблема в жизни клиента. Обычно эта потребность в фоне (бессознательном) и постепенно проявляется в процессе терапии.

 Запрос – это желание, здесь и сейчас. Запрос «здесь и сейчас» является проявлением внутреннего сознательного или бессознательного процесса.

 Феномен – это то, что происходит во время сессии между терапевтом и клиентом: движения тела, микро – движения (моргания глаз например или качание головой), инотонации, громкость и сила голоса. Все важно и имеет значение.

 Задача терапии – выявить повторение одного и того же действия (запроса), дать возможность получить новый способ удовлетворения потребности клиента. Длительный процесс от 20 и более сеансов.

 Следует отличать потребность от запроса.

 Безопасность - клиент должен себя чувствовать безопасно – и это задача терапевта.

 «Дикий» клиент – клиент без опыта терапии, с острой проблемой. Необходима вводная сессия, задача благоприятно к себе расположить и обеспечить безопасность на протяжении первых сессий.

 Контакт – откровенный диалог «по душам», встреча двух сердец, терапевта и клиента, выявление потребности человека во внешнем мире.

 Разделяются следующие фазы контакта:

  1. Преконтакт ( 10-15 сессий)
  2. Контакт
  3. Финальный контакт
  4. Постконтакт, ассимиляция

 Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии

Фазы цикла контакта

  1. Преконтакт

Контакт со своим внутренним полем. В этой фазе происходит опознавание потребности через чувства, ощущения, переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).

  • Контактирование

Контакт с внешней средой – терапевтом. Поиск возможности удовлетворения потребности в этой среде, или понимание невозможности удовлетворения в этой среде. А также дифференцирование — насколько возможно удовлетворение, а насколько нет. При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск — от кого/чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.

  • Финальный контакт, ассимиляция

Встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности

  • Постконтакт

Ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.

  • Сопротивление

На этапе преконтакта возможно сопротивление как терапевту так сопротивление клиента самому себе. Как работать с сопротивлением, будет рассказано отдельно.

На этапе преконтакта терапевту необходимо - умение находить контакт, дистанцию с клиентом, необходимо - слушать интонацию и наблюдать за происходящими феноменами.

Психотерапия – это обмен, я существую когда я не один. Когда есть социум.

Психотерапия это исповедь – без отпущения грехов.

Психотерапия это граница между тобой и мной. Когда я встречаю тебя и мы говорим.

Реальность определяется нашими интересами и потребностями. В зависимости от наших интересов мы формируем реальность.

Мы смотрим как человек удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности в контакте, и как в жизни.

 В психотерапии есть два инструмента в работе:

  • шеринг – рассказ об ощущениях
  • браунинг – знакомство в парах

 Одна из важных задач психотерапевта это выбор дистанции – удобно, не удобно, близко или далеко, а так же научиться находится рядом и сопереживать. Возможность предоставить свое искренне присутствие одна из задач психотерапевта.

Важно: делать паузы и слушать клиента.

 Рекомендуемая схема (алгоритм) работы с клиентом.

  1. Выявление запроса
  2. Установление преконтакта
  3. Выявление потребности
  4. Достижение остальных фаз контакта
  5. Подведение итогов.

    Все было бы просто если бы потребность клиента была понятна и не было бы нарушений на границе контакта с потребностью.

  НАРУШЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ КОНТАКТА ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ПОТРЕБНОСТЬЮ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ

1. Интроекция    

       Интрое́кция (от intro — внутрь и  jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

 Описание механизма, пример.

Мама кормит ребенка кашей, а ребенок не хочет , но учится заглатывать потому, что нужно. Ребенок не понимает нужна ему каша или нет. У ребенка – нет сил сопротивляться. Но так как его постоянно кормят, воспринимает кашу как свою. В конечном итоге ребенок воспринимает желание есть кашу – как свое собственное.

Мы заглатываем информацию – без анализирования и воспринимаем как свою собственную.

Лозунг : «Работа – тяжелый труд» - и мы идем и тяжело работаем.

Должен, надо, необходимо – это глаголы интроекции.

В конечном итоге ребенка начинает тошнить от этой каши и он начинает рвать, но так как считает, что есть кашу – его собственное желание – не понимает причину тошноты. Задача психотерапевта – выявлять такие интроекции.

«Ты - успешен !», «Ты - можешь !», «Ты - Лидер !».

Это лозунги бизнес тренингов. В результате этих тренингов возникает всплеск энергии, а потом ее недостаток. Как результат, человек нуждается в постоянных дополнительных дозах интроекции.

 Упражнение на выявление интроектов:

В парах поговорите, вспомните детство. Вспомните - что хотелось делать, а про что говорили – должен. Пять минут проговорить партнеру : «Я должен……, «Я хочу……» и провести анализ.

2. Проекция

 «Все мужики сволочи, а бабы стервы» , «Все вокруг враги и обманщики», все кроме меня. – это лозунги проекции.

Психотерапевт – почти всегда родительская фигура и у клиентов часто возникают проекции на психотерапевта – как проекции на родителей.

Пациент – проецирует отношения в семье на терапевта и терапевту важно слушать свое тело, а не разум.

 3. Конфлюэнция или слияние

 Когда рождается ребенок – у мамы возникает ощущение целостности с ребенком:

«Я - есть продолжение тебя».

Примеры конфлюэнции: Ромео и Джульетта, слияние с системой, с предприятием.

Здоровое слияние, это когда нет зависимости от другого.

 Слияние и зависимость это одно и тоже.

 Кофлюэнция второго рода – нахожусь в слиянии со своими чувствами, нет чувства насыщения. Человек не может понимать, что происходит.

 4. Ретрофлексия – проекция наоборот . Я хочу сделать это тебе, а делаю себе. Хочу тебя убить, а убиваю себя. Выражается телесно, через психосоматику.

 5. Профлексия - делаю подарки другим, хотя хочу получать сам

 6. Дефлексия – когда у человека на простой ответ нет однозначного ответа. Распыление энергии, пустое философствование или размышления.

Пример дифлексии: Если бизнесмен не завершил одно, взялся за другое – будет иметь много маленьких, но не прибыльных бизнесов

7. Эготизм – тяга к совершенству, контроль над собой – не возможность расслабляться . Усиленный контроль над собой

8. Девалютизация – обесценивание , все ничтожества или я ничтожество. Проще обесценить себя, чем ценить.

Нарушения на границе контакта:

1. Преконтакт - конфлюэнция.

2. Контакт - проекция , интроекция

3. Финальный контакт - ретрофлексия, дефлексия

4. Постконтакт – эготизм, девалютизация, конфлюэнция



Просмотров: 1157
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Кривой путь» удовлетворения потребности.
  • О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
  • Фантазии о будущем как препятствие на пути удовлетворения потребностей «здесь и сейчас».
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Анализ. Мир, который не удовлетворяет мои потребности.
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Что происходит, когда теряется контакт со своим внутренним ребенком?
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Цикл удовлетворения потребностей в групповом процессе.
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • Слияние у терапевта и клиента
  • С удовлетворения маленьких потребностей начинается реализация больших желаний!
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • "Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу". Цикл сексуального контакта. (Автор)
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • Почему так важно понимать свои потребности?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Про потребности: как понять, чего я хочу?
  • Функции юмора на разных этапах цикла контакта. Преконтакт
  • Что такое работа на границе контакта?
  • «Дикий и домашний мед.» Задача психотерапевта на разных этапах терапии.
  • Супервизия отношений - работа на границе контакта
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 2)
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь