Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.

Решил немного добавить практики, и поделиться опытом работы в рамках РЭТ Эллиса и Биодинамического анализа.


Значительная доля обращений, как правило, связаны с проблемой межличностных отношений с родными, друзьями, знакомыми, коллегами и просто острая реакция на окружающих.


Для полноценного и продуктивного контакта необходимы 4 условия.
1. Личностная ответственность – это принятие на себя ответственности за свои поступки и эмоционально состояние. В конечном итоге то, что мы делаем, так или иначе, это наш выбор. Мы делаем его, опираясь на наш опыт, на нашу когнитивную карту: набор убеждений, ценностей, моральных и духовных устоев которые формируются с детства.  Это наше представление о том: как все должно быть, что такое хорошо, а что плохо, как должна выглядеть любовь и уважение, как должна выглядеть материнская забота и родительский долг и т.д.
Это наш выбор, вступать в контакт или прекратить его. Только мы отвечаем за свои эмоции и нашу реакцию.
2. Уважение личности оппонента – нужно понимать, что у нашего оппонента есть свой опыт и своя когнитивная карта. И, как правило, даже у самых близких людей, ценности и убеждения могут отличаться. Мы можем быть не согласны с принятым решением или мнением оппонента, но это его решение и его право так считать, это должно уважаться. Мы можем быть иного мнения, и наше право его озвучить, используя ссылку на то, что это мое мнение, но право оппонента с ним не согласиться и поступить по-своему.
Отдельно стоит отметить, что мы не несем и не можем нести ответственность за эмоциональное и духовное состояние других людей. (см. пункт 1)

3. Границы – как государству для эффективного взаимодействия нужны границы, так и нам для хорошего полноценного контакта нужны границы. Полноценный контакт возможен только на границе. Речь идет о наших ценностях, убеждениях и моральных устоях.
Только соблюдая границы, мы можем чувствовать себя комфортно и безопасно. В случае нарушения границ, срабатывают подсознательные механизмы защиты, мы неосознанно защищаем и отстаиваем свои убеждения и уже заняты не контактом, а самосохранением.
В то же время, мы должны понимать, что наши границы это наша ответственность и их сохранность лежит на наших плечах. Необходимо их осознавать и четко ставить.

4. Достоинство – речь идет о балансе между чувством собственного достоинства (уважения своих интересов и ценностей) и взаимосвязью (контактом с другими людьми). Нужно понимать, что зацикливаясь на наших ценностях, убеждениях и моральных устоях, возводя их в абсолют и не принимая мнения оппонента, градус противоречий и непринятие иного мнения делает невозможным контакт в целом. Другая сторона медали, пренебрежение чувством собственного достоинства приводит к размытию границ, и в конечном итоге, градус напряжения нарастает и так же ведет к разрыву отношений.  Возможность и умение сказать стоп, является необходимым навыком для полноценного контакта.

Все 4 составляющих взаимосвязаны.  В конечном итоге, отношения, это наш выбор.
Говоря о полноценном контакте, исходя из ситуации, мы можем осознано делать выбор, как поступить, пододвинуть границы или настоять на своем, поддаться своим собственным эмоциям или эмоциям оппонента, игнорировать свои права или права оппонента.
Это наш выбор.

Демонстрационные упражнения и упражнения для развития навыков.


1. Ответственность.

Напишите 3 утверждения, которые будут начинаться со слов «Я должен» (должна), 3 утверждения «Я не могу», 3 утверждения «Мне надо»
Прочитайте их, попробуйте оценить ваше отношение к написанному.
Замените в утверждение «Я должен на Я предпочитаю» «Я не могу на Я не хочу» «Мне надо на Я хочу»
Прочитайте еще раз исправленный вариант, ваше отношение эмоциональный отклик изменился?
Суть высказывания не изменилась, поменялась лишь формулировка, мы взяли ответственность за наши действия на себя. Тем самым скинув груз социальной ответственности, а как говорится «своя ноша не тянет» да и отношение к людям, с которыми связаны высказывания, тоже становится проще.

2. Модель эффективной коммуникации

1. Озвучить факт (В течении всего дня, ты ни разу мне не позвонил) (Тот факт, что ты считаешь поступок правильным)
2. Озвучить свою интерпретацию или комментарий (Я подумала, что ты не хочешь со мной разговаривать и хочешь порвать отношения.) (Идет в разрез с моими ценностями, я считаю, что этот поступок не правильный и поступить надо иначе)
3.Озвучить свои переживания в этот момент (Я расстроилась, обиделась на тебя) (У меня появилась буря возмущения и злость на тебя)
4. Что захотелось сделать и что сделали (Мне захотелось тебе отомстить, и оскорбить тебя. Я написала ....) (мне захотелось врезать тебе и прервать наши отношения. Я кинула в тебя кружку)

Это модель позволяет прояснить ситуацию, в отношениях и избавиться от недопонимания.

3. Упражнение на границы


Выполняется в паре. Встаем друг напротив друга на расстоянии 6-8 шагов.
Устанавливаем контакт глаз, У1 выполняет упражнение его задача стоять неподвижно и в момент когда У2 приблизится на расстояние предполагаемой границы (субъективное ощущение, возможно какое-то физическое напряжение, дискомфорт или эмоциональное напряжение) сказать СТОП четко и громко, У2 задача начать движение в сторону У1 (медленно) и остановить когда У1 скажет СТОП, Если У1 не говорит СТОП (просто молчит или говорит, что-то другое или выставляет руки) У2 сбивает его.
Весьма информативное упражнение, дает много пищи для размышления.

4. Упражнение на Достоинство/взаимосвязь «Сказать стоп» Постановка границ.


Выполняется в паре. Участники встают друг, напротив друга, на расстоянии вытянутой руки(одного участника) двумя руками берутся за руки. У1 выполняет упражнение, его задача изначально прижатые к себе руки выпрями полностью и в процессе выпрямления сказать стоп, при этом сохраняется контакт глаз и руки не расцепляются. У2 дает посильное сопротивление.
Данное упражнение демонстрирует, как в процессе взаимоотношений, нам приходится, говорить «стоп» или «нет», и при этом сам контакт сохраняется. Так же, упражнение весьма информативно для диагностики текущего состояния.



Просмотров: 697
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказка-упражнение "про зАмок". Метафорично про свои границы и отношения с другими.
  • Как удерживать свои границы и не позволять другим людям влиять на ваше отношение к себе?
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Гештальт-терапия. Контакт. Контактирование. Границы личности в контакте.
  • Как мы убиваем наши отношения или как найти свои границы?
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!
  • Ответственность в свои руки
  • Границы допустимого в отношениях или когда партнёр начинает диктовать свои условия
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Как взять ответственность за собственную жизнь в свои руки?
  • 6 Способов взять ответственность в свои руки и изменить жизнь
  • Психологические границы. Часть 2. Как и где формируются наши границы.
  • Границы личности – то, что позволяет сказать «Я – есть!».
  • Как научиться отстаивать свои границы. Или как сказать хаму "ша".
  • Как защитить свои границы. Секреты эффективной коммуникации.
  • Как понять, какой у вас стресс и сказать организму «Стоп!»
  • Телесный контакт с ребёнком - необходимая ступень для полноценного развития малыша
  • Осознавая границы (упражнение)
  • Ревность и личные границы (упражнение) ч.1
  • Принцы и принцессы Несмияны. Когда ребенок не идет на контакт – немного об элективном мутизме.
  • Ты должен мне счастья, или как не позволить наплевать на свои психологические границы
  • Кому ответственность за контакт?
  • Личные границы. Упражнение: «Спектр вторжения»
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Стоп плохим эмоциям
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • Психологическое насилие и право на слово стоп
  • Где нет границ, там место страхам. Как связаны родительские границы и детские страхи.
  • Свои желания. Упражнение для себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь