|
О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребностиАвтор статьи: Умнова Мария Сергеевна
О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
Не секрет, что каждый из нас – людей, имеет множество потребностей. От витальных (жизненно необходимых: в пище, сне, тепле) до мета-потребностей, которыми сейчас изобилует наша жизнь – «хочу новый телефон, квартиру, телевизор, поехать в Испанию…». Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что именно через других людей мы можем удовлетворить множество своих потребностей: в любви, в принятии, в уважении и пр. По сути, наша жизнь - это непрерывный процесс удовлетворения потребностей. Для удовлетворения потребности человеку необходимо вступить в контакт с собой, а потом - с окружающим миром. Этого требует удовлетворение как самой «простой» потребности, так и более сложных, высших или мета-потребностей. Процесс удовлетворения потребности называется «контактом», а его описание – «циклом контакта». Иначе говоря, чтобы удовлетворить любую потребность, необходимо пройти «цикл контакта». Цикл контакта включает 4 стадии:
1 фаза – преконтакт. В этой фазе происходит осознавание потребности через ощущения, чувства, встреча с потребностью. То есть, человек сначала начинает ощущать смутный дискомфорт, который постепенно усиливаясь, позволяет «выделить» потребность. Проще говоря, ответить на вопрос: «Какой я сейчас?». Например, ответ может быть «голодный» или «одинокий». «Чего мне не хватает для комфорта?» - ответ, соответственно, пищи или общения, другого человека. 2 фаза – контактирование. На второй фазе человек начинает понимать, от чего хочет избавиться, что хочет получить или создать. Вторая фаза заканчивается конкретным выбором: «Что именно я хочу?». Например, если я голоден, я подхожу к холодильнику (или иду в магазин) и выбираю конкретную еду, которая утолит мой голод. Если я нуждаюсь в общении, то в конце второй фазы я уже знаю, кто именно мне нужен, какое общение – это большая шумная компания или свидание с любимым, и я могу договориться о встрече. 3 фаза – финальный контакт. Третья фаза – фаза действия. Человек избавляется от чего-то, получает что-то или создает. Иначе говоря, ест тот продукт, который выбрал для удовлетворения потребности, или встречается с теми людьми, опять же которых выбрал. 4 фаза – постконтакт. На этой стадии полученный опыт ассимилируется. Проще говоря, съеденный продукт переваривается, или смакуются впечатления от встречи. Удовлетворение потребности завершено, и начинается новый цикл контакта. Это «идеальный» вариант. Но в реальной жизни все немного сложнее. На каждой из стадий могут происходить нарушения или срывы «контакта», то есть нарушение процесса удовлетворения потребности. А это значит -потребность не будет удовлетворена или будет удовлетворена не так. Как это происходит: 1. Нарушения на фазе преконтакта (влекут за собой НЕ-удовлетворение истинной потребности:
2. Нарушения на фазе контактирования:
3. Нарушения на фазе действия или финального контакта:
4. На последней фазе, фазе ассимиляции мы подводим итоги сделанного. Как ее можно испортить: ну вот я, как всегда не так сделал, не то сказал, не то подумал… Любая неудовлетворенность человека своей жизнью может быть сведена в итоге к нарушениям его «контакта», в результате чего он не может удовлетворить свои истинные потребности.
Мария Умнова, психолог
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|