«Как у вас дела, доктор?»: фаза преконтакта в психотерапии

Нередко в процессе психологического консультирования, особенно на первичных встречах или в начале последующих сессий, психолог и клиент встречаются с трудностью вступления в терапевтический контакт. Например, феноменологически у клиента это может проявляться в том, что он не смотрит на терапевта (психолога), «бегает» глазами по кабинету, перебирает что-то в руках, держит паузу.

Когда клиент вербально включается в процесс – это еще не означает установление контакта с терапевтом. К примеру, он может начать с отстраненных рассуждений о сегодняшней погоде, политической обстановке, формального восстановления последних событий своей жизни и т.д., тем самым избегая ситуации клиент-терапевтической встречи. Такой механизм избегания принято обозначать, как дефлексию, т.е. перевод энергии со значимой проблемы на менее эмоционально заряженные аспекты.

Еще один из клиентских способов вступления в терапевтический процесс можно обозначить как проявление интереса к фигуре терапевта. Многие клиенты замечают в начале встречи, что им важно расспросить своего терапевта, как у него дела, здоровье и пр. Тогда перед консультантом встает вопрос: как, сохраняя свою профессиональную роль, установить безопасную для клиента атмосферу, и выделить фигуру (значимую клиентскую потребность), не игнорируя описанные выше его способы вступления в контакт с терапевтом.

В гештальт-терапии преконтактом обозначается фаза взаимодействия «Я» и внешнего мира, когда  еще не сформировалась четкая граница между «мое» - «не мое», когда собственные ощущения еще расплывчаты и отсутствует сформированная потребность от взаимодействия с окружающей средой. Встреча «Я» и «не Я» в рамках психологического консультирования (психотерапии) каждый раз, как для клиента, так и для терапевта является ситуацией новизны, а значит наполненной в той или иной степени тревогой: ни клиент, ни терапевт еще не знают, к каким осознаваниям приведет их контакт.

Для начала стоит прояснить природу способа, с помощью которого клиент вступает в преконтакт. Вероятнее всего, что для него сама ситуация консультирования является ситуацией, вызывающей тревогу: необходимость сформулировать запрос на консультацию, адаптация к обстановке терапевтического кабинета, сфокусированность на его личности. Если у клиента отмечаются феномены повышенной тревоги, напряжения, полезно обозначить это состояние, терапевту необходимо самому стать открытым опыту взаимодействия с клиентом. Озвучивание клиентом своего беспокойства способствует снятию напряжения.

Пример.

    Клиентка. (Проскочив в кабинет, девушка садится на край стула, держит ровно спину, не опираясь на стул, перебирает ручки на сумке, которую оставляет на коленях, не смотрит на терапевта, взгляд переводит с сумки на окно).

   Терапевт: "Вы, кажется, напряжены: на меня не смотрите, в руках беспокойство, не опираетесь на спину. Похоже, Вам как-то дискомфортно быть сейчас здесь?"

    Кл.: «Я не могу почувствовать себя сразу. Кажется, я сижу в позе правильной ученицы, хотя и правда волнуюсь». (Опускает плечи, облокачивается на спинку стула).

    Т.: «Вы опустили плечи, сделали выдох, что теперь с вашим волнением?»

    Кл.: «Я разрешила себе расслабиться, когда волнуешься, не обязательно держать себя в руках» (Расслабляет руки, обозначает запрос).

В данном примере ретрофлексированная тревога (сдержанное внутри чувство, которое предназначено для внешней среды) и не возможность определить потребность своего актуального состояния, что обозначается как механизм слияние (отвержение своих потребностей и интересов) прерывает возможность контакта с окружающей средой. Остановленная экспрессия тревожности в преконтакте будет оказывать фоном влияние на фигуру консультативной сессии. Когда она размещается в клиент-терапевтических отношениях,  обретает словесную оболочку, происходит телесная ее проработка, то тревога становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности.

Уделяя внимание феноменам, которые привносит клиент в начале сессии, мы можем выйти и на другие привычные защиты, которые он использует во взаимодействии, что может стать важной фигурой в работе с данным клиентом.

Пример.

   Кл.: (после небольшой паузы в начале сессии) «Здравствуйте. А как ваши дела?»

   Т.: «Я готова делиться собой, но хочу прояснить, а что для вас значит интерес к тому, как у меня дела?»

   Кл.: «Просто я чувствую себя эгоисткой, что все время и внимание отводится мне, я к такому не привыкла. Мне всегда родители говорили, что нужно быть вежливой и в первую очередь интересоваться другими. И мне кажется, что вам может быть неприятно, что все время уделяется мне».

  Т.:  «Похоже, что вам хотелось бы, чтобы я первой проявляла к вам интерес, не выжидая пока вы начнете обозначать запрос. Но чувство вины, под действием внутреннего правила, останавливает вас заявить об этом?»

  Кл.: «Да, я, правда, хочу быть интересной другим, чтобы мной интересовались».

В представленном практическом случае клиентка демонстрирует интроецированный способ выражения себя (отождествляя себя с правилами значимых других, а именно родителей) в контакте с терапевтом. При этом она размещает часть своих чувств в терапевте (проецирует собственную агрессию, прерывая потребность «быть замеченной окружающим миром»).

Выводы: Поддерживая феномены (вербальные, телесные) клиента в преконтакте, будучи внимательным к его способам вступления в отношения с терапевтом, уже в начале сессии можно выявить важные особенности его интрапсихических процессов. Изменения, необходимые для решения психологических трудностей происходят только в отношениях клиента с терапевтом, а не «внутри» клиента, т. к. характер данного типа контакта отражает особенности отношений клиента с другими людьми. Поэтому столь важно уделять внимание механизмам, прерывающим клиент-терапевтический контакт на всех фазах консультационной сессии.



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Как статьмагнитом для клиентов: шаг 4. Хороший контакт персонал + клиент = наценка выше среднерыночной
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Стоит ли все, что происходит между терапевтом и клиентом называть психотерапией?
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Для лишнего вступления или "Что ожидать от первой консультации?"
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Что вам принес клиент? Дракона или комара?
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь