Цикл удовлетворения потребностей в групповом процессе.

Цикл удовлетворения потребностей в групповом процессе.

 

               Каждому из нас, время от времени приходилось или приходиться задумываться над тем, как действовать в той или иной ситуации, которая продиктована динамикой группы. Порой, нам удается творчески приспособиться и быть вместе с группой, а порой мы «вылетаем» из процесса и вынуждены брать перерыв.

               Вот о таких ситуациях «вылета» пойдет речь в этой статье. В своих рассуждениях я постараюсь разобрать причины, влияющие на процесс удовлетворения групповой потребности (запрос группы), на процесс срыва контакта ведущим и самой группой (сопротивления), как цикл удовлетворения потребности (по Д.Зинкеру) может помочь ведущему при работе.

            Цикл по Д.Зинкеру включает в себя следующие фазы:

  • Фаза ощущений;
  • Фаза осознавания;
  • Фаза мобилизация энергии (усиление желания);
  • Фаза действия;
  • Фаза контакта;
  • Фаза ассимиляции полученного опыта.

                Данный цикл был разработан для демонстрации процесса удовлетворения потребностей индивидом в контакте с собой и окружающей средой.

                Давайте рассмотрим, как данный цикл может помочь нам при работе по удовлетворению групповой потребности. Предлагаю рассмотрение по фазам.

        Фаза ощущений и осознавания.

                В индивидуальной работе на данных фазах клиенту предлагается услышать свои телесные ощущения, для более четкого и полного осознания своей потребности.

                При работе в каких группах учитывается данные фазы:

  • Терапевтические группы, в которых заранее не известна групповая потребность.

                Данные фаза будет менее актуальна при работе тренинговых групп, в которых заранее определена групповая направленность.

                Фаза мобилизации энергии.

                Эта фаза имеет большое значение при работе с любыми группами. Я бы сказал, что фаза мобилизации энергии, это напряжение, направленное на удовлетворение потребности. В индивидуальной работе, данная фаза обозначается следующими фразами клиента: «Я готов поменять ………в своей жизни», «Я могу сделать это».

                Фаза действия

                В фазе действия, группа дает согласие или нет, на готовность сделать определенные действия, направленные на удовлетворение своей потребности. По-моему, это переломная фаза в процессе удовлетворения потребности, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

                Фаза контакта

                Эту фазу, без ложной скромности можно назвать вершиной айсберга, вершиной удовлетворения потребности. На этой фазе происходят действия позволяющие удовлетворить групповую потребность.

                  Фаза ассимиляции

                На этом этапе цикла, происходит подведение итогов проделанной работы по удовлетворению групповой потребности.

                Рассмотрю пример того, как может выглядеть использования цикла при работе с группой (тренинговой).

                Мы знаем, что группа приходит на тренинг по заранее оговоренной теме и потребность определена (фаза ощущений и осознавания не актуальна)

                Фаза мобилизации энергии

                Роль ведущего заключается в поднятии энергии группы, интервенциями, направленными на доминирующую потребность группы в «здесь и сейчас». Интервенции, могут быть следующие:

  • Что сейчас происходит с вашей группой?
  • На что метафорически сейчас похожа группа?
  • Что «метафорический образ» группы хочет сейчас?

                Данные интервенции направлены на погружение группы в саму себя, в тот процесс, в котором она сейчас находится.

                Фаза действия

                На данной фазе ведущий задает вопрос; «Хочет ли группа сделать с этим (с чем столкнулась на фазе мобилизации энергии) что-то?» и  второй вопрос ведущего: «Что группа хочет сделать?». Группа озвучивает свою доминирующую потребность  в «здесь и сейчас» и заявляет о желание ее удовлетворения. Потребности могут быть самыми разными, от желания побольше узнать о процессах, происходящих в группе, до желания проработать конкретную ситуацию созвучную с потребностью группы.

                Задачей ведущего на этой фазе является предложения группе эксперимента в максимальной степени удовлетворяющего групповую потребность.

                Фаза контакта

                На этой фазе собственно и происходит удовлетворение групповой потребности по средствам эксперимента предложенного ведущим.

                Ведущий, на этой фазе отслеживает движение группы в ходе эксперимента. Отмечает поведение каждого из участников, а так же, что помогает группе, а что мешает удовлетворению заявленной потребности. Данная информация будет полезна и необходима для шеренга, по окончании эксперимента на фазе ассимиляции.

                Фаза ассимиляции

                Фаза подведения итогов эксперимента, шеренг. Обсуждение итогов эксперимента. Разбор хода выполнения эксперимента группой, ощущение группы, что мешало, а что помогало группе в процессе упражнения.

                Информация, полученная ведущим в ходе наблюдения за группой, может быть возвращена группе в форме вопросов направленных на осознанность группового взаимодействия.

                Что же может осложнить группе и ведущему движение по циклу в процессе работы?

  1. Если ведущий рассматривает группу как общее количество участников, а не как единый организм со своими правилами и особенностями функционирования
  2. Игнорирование ведущим феноменологии группы.
  3. Работа ведущего не в «здесь и сейчас», а «там и тогда».
  4. Групповые психологические сопротивления и сопротивление ведущего групповым процессам и обратной связи группы ведущему.
  5. Роли участников группы и их влияние на общее поле группового взаимодействия https://www.psyoffice.ru/article/116618/ .

                Феномены групповых сопротивлений и полевых взаимодействий (формула 2+2=5) будут описаны в следующих статьях. Движение по циклу может быть применима к отдельно взятому эксперименту, так и ко всему тренингу или терапевтическому процессу.  

                Процесс жизни группы, это творческий процесс, процесс созидания и обретение опыта группой и ведущим!



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Фаза завершения психотерапевтических отношений: про сопротивления клиентов и терапевтов
  • Горе. Фаза вторая – ГНЕВ-БЕССИЛИЕ. Как быть рядом с таким человеком?
  • открытая фаза гипноза
  • Горе. Фаза первая – ШОК. Что делать, если ваш близкий находится в стадии шока?
  • Горе. Фаза третья – СТРАДАНИЕ.
  • Горе. Фаза четвертая – ИНТЕГРАЦИЯ.
  • Д/ф «ФАЗА» - Фильм о внетелесных путешествиях
  • Перинатальные потери, острая фаза
  • Фаза гнева в переживании травмы.
  • Невосполнимая утрата: фаза «бунт на коленях»
  • Невосполнимая утрата: фаза обиды и гнева
  • «Как у вас дела, доктор?»: фаза преконтакта в психотерапии
  • Невосполнимая утрата: фаза снижения жизненных сил
  • Игра в песке детей от 4 до 8 лет. Эдипова фаза.
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Невосполнимая утрата: фаза принятия и освобождения от утраты
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Запись с презентации книги «Фаза». Москва, «Белые облака»
  • Запись с презентации книги «Фаза». Москва, «Белые облака»
  • Невосполнимая утрата: дорогу осилит идущий (фаза отрицания)
  • Как женский оргазм выглядит на самом деле? Отсчет пошел: фаза 1- Возбуждение.
  • Как женский оргазм выглядит на самом деле? Стыковка произошла, полет нормальный. Фаза 2- Плато.
  • Сексология. Фаза "плато": без пяти минут оргазм
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • «Кривой путь» удовлетворения потребности.
  • Фантазии о будущем как препятствие на пути удовлетворения потребностей «здесь и сейчас».
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь