Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии

Одним из основных принципов  гештальт-терапии является контакт организма с окружающей средой.

Контакт – форма взаимодействия, соприкосновения человека с другим, отличным от него.

Контакт предполагает выделение из фона, некоторую фигуру (желание, потребность, интерес) и ее удовлетворение. В процессе контакта человек получает из среды то, что ему нужно и отдает то, что не нужно и делится тем, что нужно другому.

Контакт является творческим приспособлением к окружающей среде и ее изменениям, проблемы начинают возникать в тот момент, когда контакт перестал быть творческим приспособлением и не отвечает на потребности организма, следуя стереотипному способу поведения.

Механизм прерывания контакта это особенность поведения, которая мешает человеку осознавать свои потребности или ее реализовывать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004) т.е мешает полноценному контакту.

Принято выделять пять основных механизмов прерывания контакта: 1) конфлюэнцию (слияние), 2) интроекцию, 3) проекцию, 4) ретрофлексию, 5) дифлексию.(И. Польстер, М. Польстер, 1996)

«Патологическими или дисфункциональными эти механизмы становятся тогда, когда регулярно вмешиваются в процесс формирования и удовлетворения потребностей, так что индивидуум остается «хроническим голодным». (Булюбаш И. Д., стр. 135)

 

Слияние (конфлюенция).

«Слияние – это своего рода игра, в которой «скованные одной цепью» партнеры заключили «соглашение» не спорить. Это негласный договор со скрытыми правилами, известными только одному партнеру». (И. Польстер, М. Польстер, стр.50)

Человек, у которого наблюдается данный механизм прерывания контакта не различает разницы между Я и не Я, не переносит различий, не чувствует границы между собой и окружающей средой.

«Слияние-это некоторая иллюзия, базирующаяся на отказе от различий и непохожести» (Булюбаш И Д., стр. 137)

Конфлуирующий индивидуум нуждается в постоянном принятии, одобрении со стороны других, он не выражает своих чувств, т.к. боится возможного конфликта.

Слияние считается патологичным, если оно стереотипно используется для предотвращения контакта (Перлз, Хефферлин, Гудмен,1993).

При слиянии размывается граница контакта, не учитывается разница между людьми.

К здоровому проявлению слияния можно отнести чувство единства и сопричастности с другим человеком/командой (естественный симбиоз матери и младенца; работа в команде).
Терапевтическая помощь при слиянии: различение «мое – не мое», клиенту важно осознавать, что существуют потребности и чувства, которые принадлежать только ему и не обязательно ведут к разобщению со значимыми людьми (Дыхне Е.А, 2007)

Слияние прерывает контакт  в предконтакте, так что все остается в фоне. Выделить фигуру невозможно, так как возбуждение заблокировано.
 

Интроекция.

Интроекция – это процесс, при котором мы принимаем в себя внешнее: нормы, установки, способы действия и мышления, которые не являются нашими собственными и не подвергаются критике.

«Интроектор хочет, чтобы ему все разжевывали и клали в рот. Он ждет сверхпростых и легких задач» (И. Польстер, М. Польстер, стр. 47)

Интроекция прерывает контакт в фазе формировании фигуры желания (преконтакт), подменяя собственную потребность интроектом (И. Польстер, М. Польстер, 1996).

Терапевтическая помощь при интроекции направлена на обучение клиента «не проглатывать», а «жевать» предлагаемые средой ценности, убеждения. Усиливать чувство собственного «Я» клиента, способствовать у человека чувства, что его собственный выбор возможен.

«В работе с интроецирующем клиентом очень важна реабилитация чувства отвращения, тошноты и даже рвоты…» (Булюбаш И Д., стр 145)

Здоровым использованием интроекции является законопослушность, обучение правилам безопасности, этическим нормам поведения.

 

Проекция.

При проекции качества, поведение, чувства, приписываются другим людям или предметам.

Ж.-М. Робин описывает три формы проекции:

1. Зеркальная: человек видит в образе другого черты, которые он рассматривает как свои или хочет иметь

2. Катарсиса: приписывание другому те качества, от которых индивидуум хочет отказаться или не признает

3. Дополнительная: человек приписываются другому те черты, которые оправдывают его собственные.

Проекция прерывает контакт в фазе контактирования, соприкосновения с окружающей средой.
Здоровое использование: возможность сопереживать другому человеку

Основной фокус в работе – возврат тех свойств, отношений, чувств, которые человек проецирует на других. Проекция возвращена, если человек может принять в себе эти отторгнутые и размещенные в других части своего «я» без самоосуждения.

 Ретрофлексия.

При ретрофлексии человек не удовлетворяет свои желания путем блокировки действий и возврата чувств против себя.

Ретрофлексия содержит два типа процесса:

  1. 1.      Человек делает себе то, что хотел бы сделать другим
  2. 2.      Рефлектор делает себе то, что он хотел бы, чтобы ему сделали другие.

 «Чаще всего субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении их истинных объектов, и он обращает их против своего организма, как будто бы его собственный организм является окружающей средой. Самоубийство - высшая форма ретрофлексии, субъект убивает себя самого вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать» (Робин Ж.-М., 1994)

Ретрофлексия прерывает контакт в фазе действия, блокируя соединение с объектом, к которому направлено желание.

Здоровое использование ретрофлексии проявляется в сознательной адаптации к социальным нормам, самодисциплине, способностью к самоподдержке и самоконтролю.

Терапевтическая помощь при ретрофлексии это соблюдение баланса фрустрации – побуждению к действию и поддержки – преодоление настороженности клиента (Дыхне Е.А, 2007).

 

Дефлексия

Дефлексия– это уклонение от прямого контакта с другим человеком. Способ снятия напряжение актуального контакта.

Интенсивность снижается за счет высмеивания, избегания прямого взгляда на собеседника, долгих разглагольствований (И. Польстер, М. Польстер, 1996).

Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитым в прошлом.

«Терапевт может обнаружить в ходе сессии, что тема беседы все время меняется и что он не понимает и не помнит, как они с клиентом оказались в другой теме» (Булюбаш, стр. 165)

Здоровое применение дефлексии это уменьшение напряжения переговорного процесса, чрезмерного для человека напряжения.

В условиях терапии избавиться от уклонения можно, вызвав клиента на прямой контакт, например, попросив его произнести несколько фраз, начинающихся со слов «ты». Постепенно человек снова откроет прелесть непосредственного общения.

Дефлексия приводит к тому, что переход к фазе мобилизации становится невозможным и неполным (Булюбаш И Д., 2011).

Одним из главных принципов гештальт-терапии является хороший контакт с собой и окружающей средой. Будет неправильно полагать, что любое прерывание контакта является патологичным.  «Если прерывание контакта является добровольным, то, следовательно, и управляемым. Человек не обязан удовлетворять свою потребность импульсивно и автоматически: в любой момент «Я» сохраняет способность к выбору

(Д. Хломов, 2002)

Хороший контакт - это своевременный контакт. Например, находясь во власти интроекта о том, что надо помогать людям, мы помогаем подняться упавшему пешеходу, хотя, на самом деле, опаздываем на важную встречу. Мы прибегаем к ретрофлексии и выбираем не реагировать на злобное замечание, потому что наша реакция может породить множество проблем. Мы находимся в слиянии с любимым человеком. Мы пользуемся проекцией, чтобы понять, что чувствует другой человек. Мы постоянно модифицируем контакты, в которые вступаем. Главное, чтобы это делалось сознательно, и мы могли свободно передвигаться по континууму от полярности к полярности, адаптируясь к любым изменениям в поле (Джойс Ф., Силлс Ш., 2010)

 

Механизмы прерывания контакта защитные механизмы человека в гештальт терапии



Просмотров: 822
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • Контакт с собой или контакт с другим?
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Наверняка вы полагаете, что это вы формируете и строите контакт с окружающими! Уверены?!
  • Контакт с собой, или главный человек в нашей жизни.
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Про контакт в гипнотерапии и о том, что его разрушает.
  • Про контакт в гипнотерапии и о том, что его разрушает. Часть 2
  • Защитные механизмы, или способы прерывания контакта
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Психопатологии не существует, это лишь наш способ концептуализировать контакт с Человеком
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Контакт с телом или про то, что полезно жить не только головой.
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Стеснительный человек или страх контакта
  • Миссия - это то, что человек должен сделать, придя на эту Землю.
  • Что нужно для контакта с реальностью?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь