Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)

Автор статьи: Валерия Кандинова

Потеря контакта с подростком Почему так происходит и что делать  часть 1


За консультацией обратилась мама 15-летней Юли. Проблемы распространенные: отсутствие интереса и мотивации к учебе, как следствие — прогулы, желание бросить школу. Я начала задавать вопросы, чтобы прояснить ситуацию в семье, сопутствующие обстоятельства. Мама охотно описывала подробности семейной жизни, поведение дочки; рассказывала, на какие кружки она ходила раньше, как проводит время сейчас...

Я обратила внимание, что во всех ее рассказах присутствуют только описания внешних событий: “собиралась в школу”, “пошла к врачу”, “ушла гулять с парнем”. На мои вопросы “А что она сама говорит о своем отношении к школе, о своих планах на будущее, желаниях?” мама неуверенно пожимала плечами и высказывала свои предположения: “наверное, она думает…”, “мне кажется, она хочет…” На вопрос “В курсе ли дочка, что вы пошли к психологу по поводу нее?” мама отрицательно покачала головой: “Я не знаю, как ей объяснить причину. Может быть, вы поможете придумать какой-нибудь повод, как ее к вам заманить, чтобы она не отказалась?”

Здесь наступил ключевой (для меня, как психолога) момент: я спросила маму, пробовала ли она задавать прямые вопросы дочери, говорить ей, что ее поведение и проблемы с учебой вызывают у нее беспокойство, интересоваться, какие у нее планы, идеи, представления о ближайшем будущем. Мама грустно взглянула на меня и сказала, что в последние пару лет общаться с дочкой стало “почти невозможно”. “Вот раньше она мне все рассказывала, а а теперь запирает дверь и я ее не вижу целыми днями… Это все с тех пор, как у нее своя комната появилась!”

Взрослая женщина передо мной выглядела обиженной, испуганной, беспомощной, уязвленной. Было похоже, что она боится собственного ребенка: ее отвержения, резкого тона, боится “спугнуть” и сделать что-то не так, боится конфликта, непонимания… Но поскольку волнение за судьбу дочери было сильнее, мать стала выбирать “обходные пути”: наблюдение за жизнью Юли тайком, намеки и избегание прямых вопросов, догадки и предположения, которые нередко стали превращаться в неоправданные опасения…

Очень часто родители подростков, опасаясь острых реакций, постепенно ограничивают количество и качество контактов с ребенком. В результате к 13-14 годам диалоги с сыном или дочерью сводятся к “необходимому минимуму”: вопросам дел и поручений (“выброси мусор”, “погуляй с собакой”) и неприятных для всех конфликтов на почве плохой успеваемости в школе, невыполнения домашних обязанностей, опоздания с вечерних прогулок и так далее. Родители сами не замечают, как оказываются в позиции вечного надзирателя, при том что им самим такая роль чаще всего не по душе.

“Но как с ним говорить на другие темы, он мне ничего не рассказывает! А я и стараюсь не лезть” — огорчается мама 13-летнего Сережи. — “Его отец с нами не живет, и мне кажется, ему нужно именно мужское общение, а мое общество ему уже совсем неинтересно…”

Увеличение дистанции между родителями и ребенком в подростковом возрасте — нормальное естественное явление, что не означает легкости и безболезненности этого процесса. Именно по причине обоюдной ранимости зачастую первым делом в контакте “отсекается” эмоциональная сфера. Родители боятся задавать подростку вопросы о его/ее чувствах (“это слишком личное, тут наверняка закроется и все равно не ответит, скажет что я лезу не в свое дело”) и не сообщают ничего о своих чувствах и переживаниях (“ему/ей абсолютно все равно, каково мне, иначе бы он/а так себя не вел/а”). Подросток же огрызается, раздражается, демонстративно вздыхает и закатывает глаза, требует “оставить его в покое”...

На самом деле, как ни парадоксально, при этом эмоциональное общение — самая значимая сфера для подросткового возраста. Абсолютно все отношения воспринимаются через эмоциональный “фильтр”, причем в преувеличенном, доведенном до крайности виде: “этот учитель меня ненавидит”, “мой дедушка меня терпеть не может”, “моим друзьям плевать на меня”, “мне так плохо и одиноко, что я хочу покончить с собой, пусть потом пожалеют!” Точно так же преувеличивается значение влюбленности, дружбы — и это неудивительно, ведь в этот период многое происходит впервые, все чувства переживаются остро, тем более что детский эгоцентризм еще никуда не делся и подросток ощущает себя “центром всеобщего внимания”. Если учитель сделал строгое замечание (точно таким же тоном, как пяти другим одноклассникам до этого), значит — точно ненавидит именно меня. Если подруга несколько часов не выходит онлайн — это явно мне назло или избегает меня.

Родители в этот период оказываются в эпицентре эмоциональных землетрясений. Порой у озадаченных мам и пап складывается впечатление, что бы они ни сделали, все будет “не так”.

“Мы и так уже оставили тебя в покое!” — чуть не со слезами на глазах кричат родители в моем кабинете, а напротив них сидит, вжавшись в кресло, скованный чувством вины и собственной неправильности 15-летний Егор. — “Компьютер тебе купили!” — “Ага, который ни одну игру нормально не тянет…” — “Комната у тебя своя, мы туда даже не заходим!” — “Ну конечно, кроме тех случаев каждый день со словами “ну и бардак тут у тебя, дай уберусь!” — “Да ты начни сначала учиться нормально и делай что положено, а потом уже права качай!” — не выдерживает отец. — “Да пошли вы со своим образованием, нафига мне учиться, чтоб как вы потом стать? Что вы дергаетесь, вам же на меня плевать!” — в сердцах бросает подросток, и в кабинете повисает тяжелое молчание…

Как и когда это произошло? В какой момент контакт между детьми и родителями был разорван, и семейные диалоги превратились в перепалки? А главное, как теперь восстановить взаимопонимание и доверие?

Продолжение (вторая часть)...



Просмотров: 690
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Он все равно на мне женится! Как сделать так, чтобы он женился? Психологические фишки, которые помогут
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «Неужели мама мне завидует?» или почему она всегда меня унижает?
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Как, ну как мне ему(ей, им) объяснить,чтобы он/ она/ они.....???
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Мне так комфортно оттого, что тебя нет со мной
  • Что бы я сегодня спросила у бабушки, если бы она могла меня услышать
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь