|
Функции юмора на разных этапах цикла контакта. ПреконтактАвтор статьи: Гоглев Сергей Николаевич
В первую очередь определимся с моделью цикла контакта, которую будем использовать в данной работе. Это базовое для гештальт-терапии понятие подробно и детально освещено основателями Гештальта и их последователями: Ф. Перлзом, П. Гудманом, Д. Зинкером, М. Катцевым, И. Польстером, С.Гингером, Ж.М.Робином и другими. Цикл контакта – это формирование фигуры из фона, и её последующее разрушение. [Ж.М.Робин, ГТ] Если пользоваться описанием самого Ф.Перлза, это последовательная смена фигуры и фона, во время которой первая фигура насыщается за счёт энергии фона, чтобы стать фоном для новой, более ясной фигуры. Целью цикла контакта может быть либо прикосновение к чему-то интересному, привлекательному для человека, либо избегание, отстранение от опасного, нежелательного объекта. При этом энергия для контакта поступает сразу с двух сторон: и от организма, и от среды. Процесс контакта представляет собой целостное единство, однако для удобства описания и исследования, выделяют четыре основные фазы. Ф.Перлз считает основание для определения каждой фазы изменение содержания фигуры. Следует отметить, что существуют теории, выделяющие шесть (Д.Зинкер), семь (М.Катцев), восемь (И.Польстер) этапов цикла контакта. При этом мы ориентируемся на мнение С. Гингера, который, анализируя различные подходы к изучению цикла контакта, не видит смысла в подобном дроблении. Он считает, что излишнее тереотезирование в данном вопросе размывает реальность, жизнь не всегда укладывается в такие схемы. Ставя во главу угла терапевтический (клинический) интерес, С. Гингер рассматривает каждый этап цикла контакта как способность точнее увидеть нарушения контактирования: обрыв, блокада и т.д. рамках нашей работы это более чем удобная точка зрения, именно в этом ключе мы и будем рассматривать каждую из фаз согласно модели П.Гудмана. 1. Преконтакт - фаза на которой возникают потребности. 2. Контактинг – фаза, во время которой ищутся, оцениваются и отбираются способы удовлетворения потребности. 3. Полный контакт – взаимодействие с объектом, удовлетворяющим потребность 4. Постконтакт – фаза ассимиляции, переваривания опыта. Рассматривая данную работу как цикл контакта с темой работы, мы подошли вплотную к фазе полного контакта. Перед нами стоит задача рассмотреть значение чувства юмора (как терапевта, так и клиента) на разных фазах контактирования. В этой части работы мне очень помогла книга Л. Равича «Юмор, как психотерапия», в которой он выделяет список преимуществ юмора и возможноей его использования в рамках гештальт-подхода. Я по своему усмотрению разложил эти пункты по циклу контакта и добавил своих собственных наблюдений и размышлений. Преконтакт. Это фаза ощущений, на которой восприятие внешнего мира или зарождающееся в теле возбуждение (как правило, в ответ на стимул окружающей среды) становится той фигурой, которая возбуждает интерес. Self в это время функционирует преимущественно в режиме «id». Здесь важна способность выделить из фона ощущение, импульс. Не случайно П.Гудман указывал на конфлюэнцию, как один из частых механизмов срывов на данном этапе. Мы уже писали выше, что смех, самоирония дают прекрасную возможность посмотреть на себя со стороны. Так, например, Франкл рассматривал чувство юмора как часть человеческой способности к самотрансценденции. Приведём жизненный пример. Восклицание одного директора, выскочившее во время просмотра видеозаписи совещания с его подчинёнными: «Посмотрите на этот масленный взгляд! Я так смотрю на неё, как будто приглашаю в сауну!» может быть первым шагом к осознанию своих чувств или самой возможности эротического возбуждение в адрес подчинённых. Другая моя клиентка (разбор работы с которой есть в практике) хотела надеть на голову своему коллеге компьютерный монитор. Она понимает, что это не реализуемый вариант развития событий, зато чётко идентифицирует свою злость в его адрес и желание эту злость, так или иначе, выразить. При этом если сам феномен сопротивления в большей или меньшей степени осознан, юмор помогает клиентам выбрать подходящую дистанцию по отношению к самозащитному поведению. И тогда это может стать поводом для более глубокого исследования своей личности, для обновления запроса, набраться смелость для работы. Таким образом, юмор «помогает признать и атаковать их самовредительство». Другой важной функцией юмора может стать возможность отвлечься от тяжёлых чувств, которые мешают вдумчивой работе. В частности, если речь идёт о неразделённой любви, разводе, потере работы, когда все мысли клиента могут быть заняты только переживанием своей проблемы, и ему «ничего не хочется». Он сконцентрирован на том, что «всё очень плохо» и не видит ресурса, самой возможности сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Он и саму-то мёртвую точку затрудняется определить. Юмор отвлекает от беспокойных и депрессивных мыслей и чувств. Это позволяет клиенту до поры до времени чувствовать себя лучше и помогает ему сконцентрироваться на процессе изменений. И как только речь пойдёт об изменениях, мы вступим в зону контактинга. Но прежде чем это произойдёт, давайте рассмотрим возможные риски, которые несёт юмор на стадии преконтакта. С похожими пунктами мы сталкнёмся в параграфе об установлении терапевтического альянса: начала новых отношений и взаимодействие с новой потребностью имеет много общего. При этом, стадия преконтакта имеет ряд специфических особенностей. Риск обесценить потребность. Юмор делает возвышенное – обыденным, и важная для клиента потребность может остаться «за бортом». Ведь говорить о том, что взрослый мужчина нуждается в защите и поддержке – просто смешно! Или пятидесятилетняя женщина нуждается в романтических отношениях – курам насмех! Важную тему можно «захихикать»: энергия вокруг неё, конечно же, упадёт, и контактировать будет просто незачем. Однако это не решит потребности как таковой, гештальт будет терпеливо (или не терпеливо) ждать (или требовать) своего завершения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|