«Чтобы лучше дойти до Человека, важно, чтобы Слово стало Плотью»
Стих Пролога Евангелия от Иоанна
Не секрет, что жизнь состоит из гештальтов. Гештальты – это такие единицы, кирпичики, из которых она строится. Почувствовать потребность – найти наилучший способ ее удовлетворить – удовлетворить – получить удовольствие и комфорт – сделать выводы на будущее. Это значит завершить гештальт.
Незавершенные гештальты тянут на себя энергию и многое искажают. Это могут быть непроясненные, недопрожитые ситуации, недосказанные речи, затаенные страхи и обиды, нереализованные мечты. Незавершенные гештальты могут создавать сложный эмоциональный фон жизни, например, ощущение постоянной тревоги. Из тревоги сложно быть творчески-спонтанным и психологически устойчивым. Невыраженные намерения и незавершенные действия могут проявиться через телесные зажимы, что мешают дышать, говорить или превращаются в хронические болезни.
Задача терапии – искать незавершенные гештальты и завершать. Клиент приглашает терапевта в свою жизнь, чтобы тот помог разобраться с чем-то, что не под силу самому. Для меня метафорически это похоже, как будто клиент приглашает меня, как эксперта в свой сад. И я сопровождаю его там. Моя ценность - замечать то, что не замечает хозяин сада. Да, я могу быть более опытным садоводом, но сад не мой. Изменения может проводить только клиент. Это его ответственность. А моя полезность для клиента – мои отклики во время путешествия по саду. Мысли и чувства, что рождаются во время контакта с материалом клиента, с тем, каково мне в этом путешествии.
Годами гештальтисты изучают таинство контакта, когда в результате, казалось бы, обычной беседы, происходят качественные изменения в жизни клиента и его окружения. Ни один другой метод не может конкурировать с гештальт-терапией по силе воздействия и безопасности.
Согласно Сержу Гингеру (2010), целительность и высокая эффективность гештальт-терапии в том, что в процессе сессии она связывает между собой все функции мозга*и в результате происходят устойчивые положительные изменения: функции продолговатого мозга, отвечающего за равновесие настоящего момента, потребности и инстинкты; лимбическую систему - хозяйку прошлого опыта, памяти, сновидений, энергетического потенциала и эмоций; и кортикальные отделы мозга (рациональное и творческое полушария).
Когда-то Фриц Перлз написал: «Гештальт стар, как этот мир. Я лишь открыватель или переоткрыватель Гештальт-терапии!» Да, гештальт-терапия построена в соответствии с канонами природного способа мышления. Она следует не хронологическому искусственному порядку (прошлое, настоящее, будущее), а биологической логике: настоящее, прошлое, будущее. Мы начинаем работу, обычно, со «здесь-и-сейчас», с самых вроде бы обыденных вещей, а далее открываются глубины прошлого опыта, что в процессе работы переструктурируются в более полезные формы для клиента в его нынешней ситуации.
Схема построения гештальт-сессии:
1. Абстрактная вербализация. Задействовано левое рациональное полушарие
В начале сессии я много внимания обращаю на нюансы: как клиент заходит в кабинет, что первым произносит, как говорит, какие чувственные отклики испытываю я в присутствии клиента и т. д. Это этап, когда еще вроде бы ничего не происходит, и разговор может быть о-том-о-сем. Это стадия преконтакта, этап настройки друг на друга, формирование почвы для разворачивания контакта. Иногда вся сессия может строиться на основе первых фраз, произнесенных клиентом.
2. Переход в правое полушарие мозга посредством движения тела в пространстве.
Передо мной сидит молодая женщина, рассказывает о неприятном происшествии в ее жизни на прошлой неделе. Она все время смотрит в дальний угол комнаты. Как будто жалуется кому-то, невидимому мне. Я тоже смотрю в угол и делюсь с ней своими мыслями, что она будто видит кого-то там, кому рассказывает о своих бедах. Я прошу ее поставить стул в тот угол для того, кого-то. Она встает, берет пустой стул, ставит его в угол так, что если бы на стул сел человек, то он сидел бы лицом в угол и спиной к ней.
Клиентка садится на место, смотрит на пустой стул и начинает плакать. Сквозь слезы она начинает рассказывать о том, как ей не хватало и не хватает сейчас обычного человеческого общения с матерью.
В терапии особое внимание обращаю на непроизвольные движения, мимику, интонацию, контекст рассказа клиента. И зачастую прошу воспроизвести какое-либо движение: повторить или усилить движение, или прекратить что-то делать, помогая таким способом погрузиться клиенту глубже в процесс терапии. Таким способом происходит переход от рационального левого полушария к правому творческому. Правое полушарие – это проводник в лимбическую систему, проводник к воспоминаниям, эмоциям, а через них - к незавершенным гештальтам.
Я думаю, что начинающим терапевтам полезно иметь под рукой набор средств, помогающих сделать переход из левого полушария в правое. Например, посредством лепки, рисования, движения, работы с игрушками, посредством ассоциативных карт. Или через повторение в разных интонациях какой-то фразы клиента. Все зависит от ситуации «здесь-и-сейчас», что разворачивается между клиентом и терапевтом.
3. Лимбическая система.
Благодаря предыдущей работе происходит разогревание лимбической системы: появляются эмоции, что связаны с ситуацией, приходят воспоминания, ассоциативно связанные с эмоциями. Часто этот этап сопровождается слезами.
4. Ассоциации.
Далее могут появляться ассоциации, позволяющие видеть и чувствовать единую картину; всплывают незавершенные гештальты. Так, в продолжении сессии, клиентка вспомнила свои отношения с матерью в детстве. О том, как родительская любовь проявлялась по субботам и воскресеньям, когда ее забирали от бабушки и покупали что-то для нее. И то, как она ждала с понедельника по пятницу маму, стоя у калитки бабушкиного дома.
5. Осознавание - цель гештальт-терапии
Клиентка, чтобы обозначить отношения с мамой, поставила стул для себя, спинкой повернутый к спинке стула матери. Она могла ощутить прикосновение голова к голове, но встречи «лицом-к-лицу» вроде бы никогда и не было. Встреча происходила, как-будто, только через подарки. Стул матери развернут к углу, а угол – это высокая должность мамы. Там нет пространства для ребенка, туда невозможно проникнуть и сесть напротив.
К клиентке пришло осознавание, для чего она с детства, делая отчаянные попытки развернуть мать к себе, совершала разные рискованные поступки: кражи, побеги из дома, вызывающе поведение в школе, раннюю беременность.
Осознавание позволяет видеть и чувствовать ситуацию настолько четко, насколько это возможно. Это проживание ситуации «здесь-и-сейчас» и сознательное присутствие при этом. Осознание собственного бытия и поступков. Это живой процесс расширения сознания, появление новых смыслов и фигур. В этот момент происходит наиболее глубокий и полный контакт и изменения на всех уровнях мозга.
6. Решение. Вербализация. Левое полушарие.
Эмоциональная и телесная жизнь должна быть вербализована в конце сессии. Иначе она будет недоступна для использования в будущем. Вербальные «обратные связи» в конце сессии - это способ «записи» и «перезаписи» опыта. Вербализация – это называние опыта, встраивание его в существующую картину мира, присваивание этого знания, придание смыслов и ценности. Эмоциональная работа, без последующей вербализации, часто оставляет непрочные и не поддающиеся использованию следы.
Если кратко описать процесс гештальт-терапевтической сессии: для того, чтобы слово стало эффективным и «ожило» - его надо воплотить. Чтобы лучше дойти до Человека, важно, чтобы «Слово стало Плотью»… но чтобы им можно было управлять, плоть должна стать обратно словом!
Гештальт-терапия - это искусство, искусство контакта с собой, с другими людьми и с миром. Гештальт-терапию можно изучить, понять принципы ее работы. Но искусство гештальта – это нечто гораздо большее, чем набор знаний и техник. Гештальт-терапевтом невозможно стать. Его можно открыть в себе. И для этого требуются годы практики и годы жизни.
Главный инструмент гештальт-терапевта – он сам: его жизненный и профессиональный опыт, основанный на фундаментальном знании и собственной чувствительности, а также его «почерк» и стиль работы. Кто-то предпочитает больше работать с телесностью, другие в арт-методе или драме, но всегда это диалогические отношения. Каждая сессия – это совместное клиент-терапевтическое творение и проживание жизни, длиною в 50 минут.
________________
*Продолговатый мозг - управляет гомеостазом настоящего, инстинктами выживания, потребностями;
Лимбическая система - здесь находятся воспоминания, нагруженные эмоциями; она объединяет условные рефлексы и научение, произошедшее в результате прошлого опыта; это центр сна и бодрствования; здесь находятся желания и агрессия для их достижения; индивидуальная память; здесь происходит синтез наследственного и полученного за день опыта;
Кортикальные отделы мозга - позволяют сделать анализ, выбор и принять решение по управлению будущим. Правое полушарие – пространственное, относительное, эмоциональное. Это центр глобальной интуиции, синтеза, «художественного» мозга. Музыка, поэзия, образы, мечты рождаются здесь. Здесь нет анализа ситуаций, но выбор партнера, религии, досуга, профессии происходит здесь. И лишь затем, с помощью левого полушария (рационального), мы можем присвоить значение и название, то есть вербализовать.