Анализ сессии гештальт-терапевтом.

Автор статьи: Вероника Золотова

И вот клиент, Владимир, лет 38, сидит напротив меня. С чем он пришел? Я волнуюсь, как пройдет сессия. Клиент рассказывает историю о себе. Женат, сын 17 лет. Влюбился первый раз в жизни в женщину по имени Алла, которая живет в другом городе. Собирается уходить из семьи и строить новые отношения. Отношения с Аллой развиваются быстро, каждую 10 дней путешествует на скором поезде к ней. Я строю гипотезу о том, что сейчас пойдет речь о расставании с женой. Но клиент про жену говорит вскользь, интонации спокойные. Рассказывает об отношениях с Аллой. В речи звучит местоимении «мы», себя не выделяет. Клиент находится в слиянии второго рода.

Отмечаю, что Владимир сидит ко мне в пол-оборота, облокотившись боком на спинку стула. Как будто ищет опоры. Говорит о своих чувствах. Ни слова о телесных ощущений. Обращаю внимание на его позу. Клиент недоволен, что я его прервала, хмурится. Не меняет позу и продолжает говорить о Алле. А я начинаю испытывать чувство вины, за то, что его так прервала. Отмечаю телесные проявления клиента, но не возвращаю их ему. Возможно, я «заразилась слиянием» клиента и неосознанно поддерживаю механизм прерывания. Чувствую беспомощность и раздражение. Нет ни одной гипотезы.

Понимаю, не прояснила запрос, что хочет от меня клиент. Коротко возвращаю клиенту ключевые моменты, показывая, что я его слышу, и спрашиваю, как я могу ему помочь. Скорее всего, я задала вопрос не в контексте терапевтических отношений, а как реакцию на собственную беспомощность. Что подтверждает ответ клиента.

К-не знаю. Алла ходит на терапию. Алла сказала, что мне тоже нужно походить.

Предлагаю сфокусироваться на своих чувствах в нашем пространстве.

Клиент испытывает чувство злости. Я заметила, что Владимир испытывает чувства и свободно их проговаривает. Но не проживает, поверхностно. Функция «персоналити» преобладает. Клиент забалтывает, шутит, часто отводит глаза, поза та же. Дефлексия. Влад снижает напряженность и эмоциональную составляющую нашего взаимодействия. Сфокусировала работу на чувстве злости клиента. Исследуя свою злость, Владимир понял, что это чувство настолько сильное, что забивает тоску. После долгой паузы признал, что боится злости, оно сильнее его. Связал это со страхом потери контроля. А контролировать ему надо свою энергию, которой сейчас в избытке. Мне приходится иногда обрывать его попытки уйти в обсуждение Аллы и обратить внимание на свои чувства. Клиент не избегает смотреть на меня прямо, повернулся ко мне. Вижу, что дыхание зажато, но не работаю с этим. Злость Владимир направил на ситуацию ожидания. Энергию растрачивает на физические упражнения. Жалеет что на работе «тишина».

К- не смотря на то, что мы хотим, все остается так, встречи, поездки. Как вахта. И это «пока так» меня просто.. оно настолько меня уже достало.

В слове «достало» много энергии. У меня рождается гипотеза, что энергия клиента не растрачивается на его нужды. Исследую, что же хочет сам клиент и как он блокирует получение этого.

Работаю на преконтатке, не возвращаю клиенты телесные проявления и раздражаюсь на клиента, за, то что мне это будто не уместно. Чувство вины за свой не профессионализм, критикую себя, в общем ретрофлексирую. Так и сидим, клиент с дефлексией, и терапевт с ретрфлексией.

Клиент быстро говорит, что хочет быть с Аллой. Рассказывает о своем прожитом опыте перезда жить в другой город как он успешно все преодолел, а сейчас:

К- я заново пытаюсь все начать, но получается так, что надо поставить высокую планку.

Т- кому надо?

К- мы сами ее создаем. Я не могу ее привести сюда, что бы она испытывала неудобства.

Возвращаю проекцию. Что он чувствует. Скажи от своего имени. Владимир «сбегает», говорит много про Аллу, как у нее, что она чувствует в связи с переездом. Но потом:

К- Я сам живу в отличной квартире, дача, и когда я сюда переехал в съемные даже «двушки» чувствовался дискомфорт какой то.

Проекцию клиенту вернула. Владимир не признает свою «высокую планку». Я чувствую себя, свой интерес, возбуждение. Клиент задумчив, опирается ногами, жестикулирует, остается со мной в контакте. Я возвращаю ему свои ощущения и поддержку, и чувства, реагирует благодарно, ему это приятно. Пока я уме перебираю, как работать с «высокой планкой», мое внимание переключают слова:

К- потом я начал понимать, дом это место где ты пришел, поел и снова в бой.

Среагировала я на глубокий выдох клиента на этих словах. Идей как подобраться к «планке» не было.

Т- что сейчас для вас дом?

Клиент вслух исследует свое понятие дома. Больше реагирует на парафразы, чем на вопросы. То, как он слышит свои слова от меня позволяют ему отслеживать свои чувства и ощущения. Клиент подходит к заключению:

К- дом -это ты знаешь что тебя там ждут.

Глубокий выдох и потеря активности. Проговариваю тихо несколько раз последнюю фразу клиента. Клиент не выдерживает напряжения и скатывается в рассказ о планах, деньгах, о будущем. Быстрая речь, без пауз, голос монотонный. Опять начал дефлексировать. Останавливаю его вопросом:

Т- Сейчас у вас нет дома, где вас ждут, а что есть? Немного фрустрирую.

К- встречи и расставание.

Т- сколько вы готовы так жить?

Владимир вслух рассуждает. Исследуем его границы. И все таки Владимир находит свой временной отрезок- до весны. Чувствует что ему тяжело. В этом месте я прерываю контакт своей проекцией, заменяю «тяжело» на «боль». Владимир «не глотает» мою зеркальную проекцию. Я злюсь на него, настаиваю, в тот момент не понимая, что произошло. Клиент ни в какую. Решаю вернуться к Владимиру, к его чувствам, откатится немного назад.

К- я сказал боли? Нет, сейчас боли нет. (молодец клиент, не дал себя увести, на будущее следить за словами клиента тщательнее).

Т- а что сейчас есть?

К- все внутри сжато как пружина.(Энергия повышается).

Выходим снова на нерастраченную энергию клиента. Физически показывает, как это выглядит, по моей просьбе. Я заметила, что в этот раз не было отвержения в работе с телом. Чувствую благодарность к клиенту. Чувство рожденное пружиной- изменчивость. Изменения в жизни вызывают тревогу На этом клиент распрямляется. Говорит громко, с надрывом. Тревога появляется на слове «ждать». Уходит в слиянии, рассказывает как они с Аллой ждут встреч, как они хотят быть вместе.

Прошу повторить это от своего имени. Повторяет механически. Отрицает, что есть «я», есть только «мы, наш союз». Ушел из контакта со мной.

Т- вы смотрите сейчас в сторону.

К- я в своих мыслях.

Т-вы сейчас находитесь здесь, я рядом с вами. Нужна ли я вам сейчас?

К- я хотел что бы вы мне подсказали что-то..

Т- Подсказала о?

Клиент не отвечает на вопрос, рассказывает поникшим голосом о том, как скучает. Мы вернулись опять к «тяжело».

Т- Я чувствую вашу тяжесть. Вы поглаживаете пальцы.

К- не задумывался.

Экспериментируем. Дыхание доходит до груди. Расправляет плечи. Дыхание становится глубоким. Сосредоточиваю его одновременно на дыхании полной грудью и усилении поглаживаний. Соединяем движение с чувством. Клиент осознает, что это движение его успокаивает. Рождаются слова шёпотом «тише-тише».

Клиент повторяет эти слова несколько раз. Задумчив. Связывает слова и потепление в груди. Как будто там гладят. И успокаивают. Исследуем.

К-когда я с Аллой, мне не надо успокаиваться.

Держится за грудь, возникает слово «не торопись». Появляется злость. Голос поднимается, резкий скачок энергии. У меня появляется предположение, что злость относиться к Алле, которая затягивает  переезд в его город. Но я не успеваю сосредоточить клиента на исследовании.

К-Я уже все передумал. Мне проще уехать к ней, но чем я там буду заниматься? Вот если бы работу закрыли я уехал бы, меня тут ничего не держало бы, только сын.

Владимир рассказывает о семье, но у меня ощущение, что сливает энергию, опять дефлексия, рассуждения из «персоналити». Некоторое время иду за клиентом, у меня есть фантазия, что может за расставанием с женой все таки что-то есть для клиента. Но нет. У меня теряется энергия, интерес ослабевает, я отвлекаюсь. Не могу найти зацепки как вылезти из этого болота. И боюсь сказать клиенту, что чувствую скуку сейчас. Клиент малоактивен. Клиент рассказывает о стихах Асадова, интерпритируя таким образом свои отношения с женой.

Я продолжила строчки из стихотворения тихим голосом «Как мало тех, с кем хочется проснуться». Мое включение в диалог дало энергию для поворота. Владимир переключается на Аллу, но рассказывает о себе. Про себя. Рассказывает мне.

Т- Я слышу вас. Вы скучаете, я чувствую, как вы скучаете. Расскажите мне, как вы скучаете.

Клиент рассказывает о тоске и грусти, о том, как сильно скучает, о нежных, и даже интимных моментах. Начинает плакать. Плачет сильнее. Закрывает лицо. На мои слова, что я переживаю сейчас, делюсь, как я его вижу, Влад убирает руки от лица и плачет навзрыд. Топает ногой. Усиливаю. Нога- это движение, «хочу к ней». Я нахожусь рядом, поддерживаю. Но на словах. Хотя хочется его погладить, «тихо-тихо». Клиент начинает успокаиваться, отворачивается от меня, смотрит в стену. Опять ушел в воспоминания?

Так и есть, вспоминает приятные минуты с Аллой, это его успокаивает. Замечает, что злость ушла. Я делюсь с Владомиром своими переживаниями за него, что чувствую желание поддержать его, сочувствую, что я слышу, как он хочет быть с ней, как она важна для него, как заботится о ней. Клиент подался весь ко мне.

К- (Говорит задумчиво и тихо) я думаю и вижу проблемы, внутренняя борьба, сам себе все могу рассказать. Больше никомуВы видели мои слезы.

Т- да, я видела ваши слезы. Вы признаетесь мне о своих тревогах. Делитесь своими воспоминаниями. У меня в груди переплелись тепло, сочувствую вам. Вы говорили мне о себе.

Сейчас у меня возникает чувство одиночества от рассказа Владимира, но в сессии я этого не уловила.

К- да и это важно для меня.. пауза… с вами не совсем страшно быть слабым.

Это его новый осознанный опыт. Владимир рассказывает о своей скрытности, что ему так безопаснее, что с друзьями не говорит о Алле. У каждого из них свое мнение, которое его ранит. Смотрю на часы, что наша сессия закончилась, злюсь на себя, что не могу закончить. Опять слилась с клиентом на радостях, что меня «увидели, признали мою значимость». Закончить сессию мне помогла злость, которая переключилась уже на клиента.

Т- у меня тоже есть свое мнение.

К- вы не так критичны.

Подводим итоги. Сессия закончилась.

Клиент не чувствует злости, скучает по Алле, ожидание предстоящей встречи, стало легче. Я чувствую, что устала, не удовлетворение, тем, что следовала за клиентом в его истории, что не додерживала моменты экспериментов, не конфронтировала с его поведением, не побуждала к сознаванию, злость на клиента за свою беспомощность. И удовольствие, что в контексте наших собственных отношений у меня получилось быть психологически близкой с клиентом, не давать рекомендаций, возникло чувство доверия, клиент смог раскрыться, получить небольшой, но новый опыт.

Запрос явно не выражен, не прояснен, работала с актуальным состоянием. У меня возникла гипотеза, что у клиента был острый запрос на поддержку.

Актуальное переживание - злость, вызываемая бездействием в получении желаемого. Злость как симптом того, что я в чем-то не беру на себя ответственность за свою жизнь. Избегаемое переживание-переживание бессилия от невозможности изменить ситуацию сейчас или избегаемая злость на Аллу , которую в слиянии ему сложно идентифицировать.

Сессия шла на преконтакте. Тело являлось фоном, фигурой- ощущение от восприятия внешнего мира. Фигура не прояснена.

Механизмы прерывания контакта у клиента- слияние 2 вида, ретрофлексия, дефлексия. У терапевта – ретрофлексия, проекция и слияние.

На вопросы к «id» клиент отвечал из «персоналити», функция «ego» нарушена, невозможность совершения адекватного выбора.

Метафора - стреноженный конь.

Работы с полярностями не было. Если при ретрофлексии энергия не направляется наружу для изменения ситуации, то неудовлетворенность достигает внутреннего напряжения, что рано или поздно приводят к мощному «запуску» вовне. Можно предположить, что Владимир начинает физически ощущать свою зажатость между двумя полюсами. Энергией для действия на достижение желаемого, быть с Аллой и «не торопись» от Аллы. Сегодня он предпочитает вернуться назад, попытавшись как-то вновь затушевать ситуацию постоянного внутреннего конфликта, что и вызывало спад энергии. Можно было поработать с «горячим» стулом.



Просмотров: 825
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Когда клиент - не клиент
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • "Клиент, сделай это за меня! Пожалуйста!"
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Клиент говорит: «Дорого!».
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Клиент без запроса - есть о чем подумать вместе.
  • Кто есть клиент психотерапии?
  • Когда клиент не хочет говорить
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • Клиент никогда не достигает своих целей в терапии!
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • О боли которую приносит клиент и работе с ней.
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Всё ли выдерживает клиент в своих историях, находясь в расстановочном поле?
  • Клиент ничего не хочет. Случай из практики
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • У меня есть лишь СЕЙЧАС.
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Что именно хочет ваш клиент?
  • Клиент-сирота ничего не знает о своих родственниках



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь