Описание психотерапевтической сессии в формате гештальт подхода в работе с семейной парой.

Первая встреча была запланирована в будний день, вечером в 18-00. Длительность первой сессии составляла 60 мин. Клиенты: мама со взрослой дочкой (маме 55 лет, дочери 30 лет). Я уже примерно предполагал, с каким запросом придет семья, так как одна из них (дочь) была пациенткой нашей больницы. Перед началом встречи чувствовал много возбуждения, которое, видимо, исходило из интереса и любопытства, было ощущение новизны, так как это был мой первый опыт работы с семьей, где один из ее членов (дочка) страдает глубоким психическим расстройством. Еще отследил много волнения, какой-то груз ответственности, так эти клиенты шли ко мне по рекомендации, по совету врача психиатра, моего коллеги. Поэтому ни как не мог отделаться от каких-то своих интроектов, что «должен не подвести», «что нужно отработать максимально».

Пара пришла вовремя, пунктуально. Первая заговорила мама, говорила взволновано, несколько возбужденно. Они проживают вдвоем, дочь не замужем, детей нет. Есть сестра, но она живет отдельно. Стала рассказывать о том, что ее дочь больна, как бы ей хотелось помочь, что она до конца не верит в ее заболевание, что ей сложно с этим смириться. Выяснилось, что последние десять лет, дочь не выходит из дома по своим бредовым переживаниям. Она очень боится мужчин, все мужчины представляют для нее опасность, ей кажется, что они только и думают, как бы ее изнасиловать. Обратил внимание на то, что мама все время говорит о дочери, о ее переживаниях и ничего не говорит о себе. Из чего предположил, что клиентка через дифлексию. уклоняется от каких-то своих, болезненных переживаний и попытался вернуть ее вопросом: «Чего бы вы хотели получить в этой встрече для себя»?, «Что сейчас происходит с вами, когда вы рассказываете о дочери»? Так же возникло предположение, что мама с дочкой находится в конфлюэнции, где главным звеном в этих отношениях является ребенок, (что видится мне вполне нормальным и естественным в данной ситуации). Однако решил, что преждевременно еще проверять эту версию, так как нужно дать время клиентам освоиться в новой обстановке, «привыкнуть ко мне», друг к другу.

 Дочь все это время молчала, эмоционально ни как не реагировала на слова мамы. Заметил, что начало сессии, клиентки даже не смотрели друг на друга, как бы существовали по отдельности. При этом отметил, что дочь, не смотря на холодное выражение лица и пассивность в беседе, постоянно перебирала руками, мяла себе колени, локти, едва заметно переминала ступнями. Из чего сделал предположение, что это похоже на ретрофлексивные действия, и возможно клиентка таким способом подавляет свою активность в присутствии мамы. Решил проверить и тактично спросил ее, как бы ей хотелось сейчас говорить о себе, в присутствии мамы или без нее? Насколько ей не страшно оставаться со мной наедине. Выяснилось, что ей хочется остаться наедине со мной, чтобы чем-то важным поделиться. Мама внешне отреагировала спокойно на это. Оставшись наедине с ней, почувствовал страх, тревогу как бы не напугать ее, старался быть максимально осторожным в своих высказываниях. Девушка говорила сумбурно, было много противоречивых, парологичных суждений, из чего я предположил, что она находится здесь по каким-то бредовым, болезненным мотивам. Если перевести ее запрос в одну фразу, то он бы прозвучал так: «Я вас увидела в больнице, и поняла, что вы первый мужчина, которого я не испугалась, и мне захотелось пообщаться с вами».

К окончанию этой встречи стал понимать, что сейчас и в ближайшую сессию

- Мои интервенции должны быть направлены на какие-то диагностические, клинические прояснения, а так же важно выяснить, насколько клиентка способна быть самостоятельной, учитывая ее расстройство, насколько она сохранна, и насколько вообще корректна для нее психотерапия.

 - Второй своей тактической задачей увидел, на каком уровне находятся отношения между мамой и дочкой, как они взаимодействуют друг с другом, насколько мама готова и готова ли вообще участвовать совместно в этом терапевтическом пространстве.

 - Своей стратегической задачей видел возможность поддержки, той ее здоровой части, которая побуждала ее выйти из тени, выбраться из аутичного состояния для общения.

Из сессии вышел с противоречивыми чувствами. С одной стороны были удовлетворение, какая-то уверенность, возбуждение, с другой стороны страх и беспокойство. Зная о том, что психотерапия в большинстве случаев противопоказана для «острых» больных, я еще парился вопросом насколько все это корректно.

Оисание второй сессии будет в следующей статье.



Просмотров: 636
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как перестать думать что со мной что то не так?
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что такое истинная уверенность в себе и для чего она нужна?
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Дочь, а ты не забыла, что у тебя есть мама
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Про проекции или как вернуть себе ощущение, что со мной все в порядке?
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Я так много для нее сделал, а она…
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь