Описание 3-й психотерапевтической сессии в формате гештальт-подхода в работе с семейной парой.

Третья встреча 18-00.

Перед встречей отловил много тревоги и беспокойства и почему то переживал за самого себя. Опять парился вопросом, насколько я смогу оправдать ожидания своих клиентов, особенно мамы (видимо всплыла моя материнская фигура), был страх и чувство стыда перед своим коллегой психиатром. Так же на досуге проанализировал, какие послания этой семейной пары я смог обнаружить в результате этих двух сессий. Со стороны мамы, это выглядело примерно так:      

 - ты для меня важна и чтобы не случилось, я буду рядом...

 - когда тебе плохо, говори мне об этом и я приду тебе на помощь

 - говори со мной почаще, мне тебя не хватает

 - Я думаю о тебе, а не о твоей болезни, я тебя любую люблю.

Со стороны дочери примерно такие, часто противоречивые:

 - Мама, я уже взрослая, но я не знаю что с этим делать

 - Оставь меня в покое, но когда я одна - я беспомощна – помоги мне

 - Я хочу быть такой, как раньше, но я не понимаю какая я сейчас…

Было бы интересно проверить, насколько они реализуемы в жизни.

Клиентки выглядели подавленными. Выяснилось, что дочь долго не решалась идти на терапию, то хотела, то не хотела. Я решил прояснить и спросил, что тогда ее сподвигло на то, чтобы все-таки прийти, из каких чувств она это сделала? Она ответила (правда не совсем в рамках заданного), что теперь меня тоже боится, что ей все время кажется, что я на нее как то по-особому смотрю, что у нее страх, что я могу к ней приставать. Спросил ее, что сейчас во мне такого или что здесь такого пугающего? И насколько ей сейчас страшно, говорить о своем страхе? Я обратил внимание, что эти вопросы как то ее успокоили и проговорил это с ней: «похоже, ты как то успокоилась и мне интересно, как тебе сейчас удается удерживаться здесь, не смотря на то, что ты пугаешься». Про себя я в очередной раз предположил, что политика работы на границе контакта (возвращая клиентку в реальность, в здесь и теперь) будет более эффективной, потому что уводит ее от бредовых переживаний, и переориентирует на поиск какой-то опоры, которой в данный момент, возможно и будет являться ее мать. Решил обратить ее внимание на маму такими интервенциями: Замечаешь ли ты сейчас свою маму, какой ты ее видишь, есть ли что-то что хотелось бы ей сказать. Она ответила:  «хорошо, что ты рядом мама». Мама расплакалась…Исходя из этого небольшого эпизода, я понял, что отношения этой пары переходят на другой уровень, более доверительный. Отметил в себе чувство вины, будто бы отступаю от каких-то постулатов семейной гештальт-терапии, так как не отрабатывал сессию с парой классически и не делил поровну между клиентами свое внимание, а большую часть времени тратил на одну из них. С другой стороны, я осознавал, что выстраиваю сессию и из каких то своих скрытых переживаний, из какого то своего опыта. До сих пор чувствую потребность поддерживать больше дочь, чем маму, и работать с парой через нее.

Дальше я предложил клиентам повторить за мной я-послания (о которых писал выше), и прислушаться к себе, к своим ощущениям, чтобы понять насколько ложится, принимается ими то, что они будут говорить по отношению друг к другу. Тем самым мне захотелось укрепить этот доверительный уровень или хотя бы посмотреть, насколько они готовы к такому способу общения. Заметил, что мама это делала оживленно и была возбуждена, дочь вела себя более скованно, говорила как бы механически, безэмоционально, монотонно, вновь как бы ушла в себя. Я спросил, как ей все это слышать и говорить? К моему сожалению, она вновь заговорила о мужчинах, о том, что хочет работать…и т.д. На этом примере для меня стал еще более очевидным тот факт, что в этих (да и не только в этих) отношениях имеется ярко выраженный, нездоровый диссонанс, обусловленный аутизацией и эмоциональной обедненностью дочери.

В процессе третьей сессии я пришел к следующим выводам:

  1. Что как только использую феноменологический подход, как только затрагиваю чувственную сферу этой девочки (напоминаю, что ей 30 –лет), то «нарываюсь» на психопатологию эмоций и тем самым только обостряю ее психотику. Например, все ее попытки обратиться к своим чувствам, приводят к соскальзыванию на бредовые переживания, которые тем самым блокируют любой контакт и в дальнейшем делают его непродуктивным.
  2. Работа на границе контакта действительно является на данный момент более эффективным и безопасным способом взаимодействия, потому что уводит пару от психопатологического процесса, и переориентирует на поиск какой-то опоры друг в друге.
  3. Мне кажется, что психореабилитация в рамках мультисемейной терапии здесь была бы более уместна, чем психотерапия семейной пары. Потому что, чтобы поддерживать контакт с помощью диалога и реального взаимодействия сторон, необходимы процессы осознавания и адекватного эмоционального реагирования. Но в виду душевного расстройства одной из клиенток, этого получить не представляется возможным

Что получилось в этой сессии.

 - Удалось выйти (пусть и ненадолго) на доверительный уровень отношений.

 - Клиенты, через я-послания, стали замечать друг друга. Особенно ценным было получить признание дочери о том, как хорошо, что мама рядом.

- Выяснить, что мама является очень ресурсной и поддерживающей фигурой в этом взаимодействии.

Сессию закончил с ощущением пустоты, точнее не мог отловить никаких чувств, был как бы обезболенным. Через какое то время накатили чувства усталости, досады на самого себя, было много сомнений, в правильном ли я направлении работаю.



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Что говорить или КАК? Что делают Гении общения
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Скажи мне, что ты видишь вокруг, и я скажу, что у тебя на душе
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Но только не говори мне, что любишь меня!
  • Про секс: как разобраться что происходит в сексуальной жизни пары, что почитать?
  • Почему все так? За что мне это?
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Как перестать думать что со мной что то не так?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Мама, знаешь, за что я тебя люблю? За то, что ты не читаешь мою переписку!
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь