Осознавание в гештальт-терапии.

Основатель гештальт-терапии Фредерик (Фриц) Перлз (1893-1970), заявлял, что его метод "слишком хорош для того, чтобы к нему прибегать только в случае болезней или отклонений", провокационно называя ее " терапией нормальных"(1) . И вначале своей гештальт-терапевтической деятельности утверждал, что гештальт-терапия превратится в саму себя в 70-х годах и станет влиятельной силой в психотерапии! Его пророчество более чем исполнилось, так как она в настоящее время распространилась практически на все континенты и стала наряду с психоанализом, когнитивной и бихевиористской психотерапией занимать достойное место!

Гештальт-терапия представляет собой экзистенциальное течение " новой гуманистической терапии", которое направлено на развитие личностного роста, принятие различий и уникальности каждой в отдельности личности, творческого приспособления в изменяющихся условиях окружающей среды и гармонизации всех процессов, связанных в единстве: организм - окружающая среда, приводящее к интеграции и индивидуации личности. Этот метод подходит как для индивидуальной - групповой терапии, так и для организаций и учреждений, т.е., он может применяться как для людей, страдающих психическими заболеваниями (пациентов), так и для помощи здоровым людям (клиентам), в ситуациях различных жизненных затруднений и для улучшения качества собственной жизни; для разных культур, уровней, возрастов (у кого есть рефлексия).

В основе гештальта, в его "сердце" лежит " awareness" - осознавание. " Осознавание - как - процесс!". " Термин этот неоднозначен, так как возможно различное качество переживания и участие сознания в нем. Наиболее удобным является рассмотрение понятия осознавания с двух сторон:

-Awareness, приемлемые русские эквиваленты - проживание, переживание, сознавание. Это полная вовлеченность, включенность в процесс, объединяющая одновременно и восприятие и действие. Awareness, всегда относится к ситуации здесь-и-сейчас, соответствует актуальной потребности организма, характеризуется спонтанным сосредоточением и концентрацией. С точки зрения концепции фигуры / фона этот уровень осознавания можно описать как яркую фигуру, вбирающую энергию от бледного фона, вплоть до его полного исчезновения.(2)

- Consciousness, подходящие русские эквиваленты - осознавание, понимание. Эта форма осознавания подразумевает участие рефлексивного сознания, мышления. Характеризуется участием внутренней речи или иной знаковой (символьной) системы, что позволяет оторваться от непосредственного перцептивного поля, выйти за пределы здесь-и-сейчас ситуации. В этом случае возникает абстрактная фигура на сенсорном фоне. Жан-Мари Робин отмечает, что, не смотря на теоретические различия, в практике Г-Т не имеет существенного значения разделение осознавания на эти две категории. В любом случае, для гештальт-терапевта важны обе стороны, как непосредственное переживание и включенность в процесс, так и осмысление происходящего, поскольку выпадение из осознавания любого из этих компонентов ограничивает контакт.(2)

Гештальт-терапевты рассматривают осознавание как инструмент для исследования взаимодействия индивидуума и среды, поскольку оно представляет и терапевту, и самому клиенту наилучшую картину имеющихся в его распоряжении ресурсов. Для этого гештальт-терапевты используют эксперимент, помогающий клиенту понять, что они делают и как они делают то, что делают.(3) " Гештальт-терапия помогает нам расширить и увеличить наше осознавание, привлекая потерянные или избегаемые части опыта". (4) Осознавание же дает возможность достигать инсайтов, получать знание о среде, выбирать и нести ответственность за свой выбор и в конце концов - возможность строить отношения с другими людьми.(5) По Йонтефу, " это процесс бытия в бдительном контакте с наиболее важными элементами в поле "организм - окружающая среда" с полной сенсомоторной, эмоциональной и энергетической поддержкой".(6) Кроме того, осознавание дает возможность человеку почувствовать свою идентичность и мир, в котором он живет. Важно, что расширение контакта и осознавания не является целью само по себе. Это расширение полезно, если помогает личности установить лучшие отношения с миром.(Hycner, Jacobs, 1995).

Осознавание имеет пять характерных качеств: контакт, ощущение - как - процесс, возбуждение, формирование фигуры и целостность.(7)

Контакт - это встреча с различиями. Для нашего собственного опыта это означает подняться навстречу другому, тому, что отличается от уже известного нам, от того, что мы чувствуем или когда-либо испытывали.

Ощущение - как - процесс определяет природу осознавания. Наиболее близки нам (в полном смысле слова - по расстоянию) прикосновение, ощущение изнутри тела - проприоцепция и чувства. Более дистанцировано визуальное и слуховое восприятие.(5)

Возбуждение содержит целый спектр эмоциональных и физиологических ощущений: от более диффузного и характеризующего состояние благополучия до большей настороженности и выраженного интереса к чему-либо. Наш интерес - форма возбуждения - может почувствоваться как сердцебиение или глубокое дыхание, или как тепло внутри грудной клетки, или как импульс к действию.

Формирование фигуры, образуется, как способность человека осознать свою доминирующую потребность на данный момент времени, которая выделяется на передний план, а все остальное остается в фоне, и, нахождения способа ее удовлетворения, чтобы завершить гештальт. "Гештальт" имеет в немецком языке несколько эквивалентов: целостность, конфигурация, фигура. Невозможно понять что-то существенное (сущность), кроме как через целостность. Что такое целое или целостность? Слово "Gestalt"- немецкое, которое означает что-то, что испытывается как единство (целостность), несмотря на то, что оно состоит из различных элементов. В гештальт-терапии оно используется для обозначения целостного опыта. Что-то, что воспринимается как целостность (целое), может быть гештальтом. Личность может быть для нас целостностью и в то же время частью целостности (например: семьи). Целое может быть группой идей ("Серебряный век") или людей (рабочий класс). Данные примеры иллюстрируют то, как эти целостности относятся к природе нашего опыта и нашего сознания. (5) В настоящее время чаще пользуются термином контакт, который "создает новую, осмысленную целостность и, таким образом, несет в себе возможность интеграции существующей проблемы"(8).

В психотерапии это возникает тогда, когда разнообразный человеческий опыт разделяется на кульминационный опыт и части, составляющие опыт. Кульминационный опыт - это собирательная форма, полное и цельное событие, которое является центральным для человека. Так описывает М. Поляный (9) этот процесс: " Процесс постижения - это соединение разобщенных частей в постижимое целое".

Так человек приходит к постижению мира, самого себя и своего опыта. Он двигается между целостным опытом и осознаванием элементарных частей этого опыта, которые делают его существование динамичным, постоянно обновляющимся циклом.

В своих лучших формах осознавание - это всегда имеющееся средство сохранения себя в происходящем. Этот непрерывный процесс можно "включить" в любое время, он работает лучше, чем случайные или единичные озарения (инсайт - insight), которые возникают только в определенные моменты и при определенных условиях. Осознавание же существует всегда, как подводное течение, готовое "выплеснуться", когда это необходимо, освежая и оживляя чувства. Более того, когда концентрация на осознавании поддерживает интерес к актуальной ситуации, повышается интенсивность не только терапевтического, но и жизненного опыта.(10)

"Осознавание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди прерывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных чувств, которые клиент избегает осознавать. В подобных случаях психотерапевт помогает клиенту завершить - незавершенный и травмирующий его гештальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия, которая тратится на сокрытие "неприятного" чувства, после его отреагирования может быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные во внутренний конфликт, и интегрировать их в единое целое. Иногда, чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными."(11)

Чувственный опыт человека неразрывно связан с ощущениями - некоторыми телесными физическими переживаниями, а чувства - это определенные индивидуальные комплексы ощущений. Внутренние ощущения относительно безоценочны, как правило, мы сравниваем их с внешними, тактильными, говоря, что в груди покалывает или щекочет, в спине тянет, а в животе холодок. Осознавание ощущений помогает нам ориентироваться в том, что с нами происходит. Чувство, в отличие от ощущения, комплексно и, например, при гневе, оно может включать распирание и жжение в грудной клетке, кратковременную остановку дыхания и сердцебиение. В то же время, сердцебиение и ощущение остановки дыхания может входить в другой комплекс ощущений - например, чувство страха. Остальные составляющие страха будут уже иными.(5)

Чувство ориентирует человека в сложившейся ситуации: симпатия - побуждает подойти к другому человеку, гнев - бороться, а страх - удалиться в безопасное место. Беспомощность и бессилие - побудят обратиться за помощью к другому. Чувство протеста - задаст границы отношений, а нежность - даст возможность в прямом и переносном смысле погладить другого и дать ему понять, что он любим и дорог.(5) " Многие терапевты сойдутся во мнении, что если клиент осознал свои переживания, когда рассказывал о своей любви к матери, о том, как она пела ему колыбельную песню, его рассказ будет сильно воздействовать как на него, так и на слушателя. Его тело будет влажным, теплым, подвижным, трепещущим. Острота этих ощущений усиливает живительную силу его рассказа. В результате единства чувств, ощущений и слов - рассказ станет неоспоримым подтверждением его прошлого опыта любви.(10)

Чувства соединяют нашу жизнь в единое целое с миром и другими людьми. Именно, осознавание чувства, задает направление выражению и действию и в конечном итоге приводит к удовлетворению потребности и расширению осознания самого себя.(5) Осознание и сосредоточение на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название "здесь и теперь". "Нет ничего, - учил Перлз, - кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее "Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило".(3)

Перлз считал, что прошлые переживания не так далеки, как думают психоаналитики, они лежат на поверхности и в любую минуту могут стать фигурой. Не прошлое, а настоящее дает материал для работы. Изменение способа реагирования в настоящем является и средством, и целью Г-Т. Гештальт-терапевтов интересует не содержание сознания, а процесс возникновения в поле восприятия частей опыта человека: не то, что не осознается, а то, как человек избегает осознавания. Гештальт-терапевт сосредотачивается на изменениях в переживании текущего момента, на способе представления переживания.(11)

Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз вместе с тем подчеркивал, что есть контактная граница между человеком и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна, поэтому, возможны, как контакт со средой, так и отход от нее. Контакт сопровождается формированием гештальта, отход - его завершением.

Для удовлетворения своих потребностей (иерархии потребностей), мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. А когда человек сосредотачивается на среднем мире - зона снов, фантазий, размышлений, то он несет в себе - незавершенные гештальты из прошлого, проявляющиеся в деструктивной природе настоящего, и тогда, невротику трудно жить в этом настоящем. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осознать настоящее. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь"(11).

Такие ключевые понятия перлзовской гештальт-терапии, как организм - окружающая среда - как целое, граница контакта, здесь и теперь, как важнее чем - почему, составляют основу и этапы осознования. Перлз ввел и развил понятие континуума осознавания - непрерывного потока ощущений, чувств, мыслей, сменяющихся переживаний, " все то, что происходит со мною в данный момент: что я вижу, чувствую, ощущаю телом, переживаю на уровне эмоций, планирую, намереваюсь, вспоминаю, обдумываю и т.д., не фиксируясь на содержании или оценивании своих переживаний, не пускаясь в объяснения по их поводу. Терапевт следит, чтобы речь шла от первого лица в единственном числе, в настоящем времени, и наблюдает за прерываниями, если они возникают. Ее суть - предложение сконцентрироваться на своем текущем опыте, и стиль терапевта - по большей части - сопровождающий.(13) Терапевт стремится к тому, чтобы клиент достиг ясности фигуры, т.е. осознавания неудовлетворенных потребностей, непроявленных чувств. Поэтому, клиент концентрируется на прерывании осознавания для того, чтобы вернуть контакт. Завершение гештальта происходит как признание потребностей и эмоций, выражение чувств, и для того, чтобы уменьшилась власть прошлого и он смог более адекватно вести себя в настоящем. В процессе психотерапии клиент приобретает новый опыт, получает доступ к своим эмоциям, ощущениям, строит контакт со средой и различными частями своей личности.(11)

Отвержение себя и полноценное осознавание - взаимоисключающие феномены. Отвержение себя означает разрушение осознавания, поскольку оно отрицает то, кем человек является. Одновременно отвержение себя является смешением того, кто "Я", и самообмана, это позиция нечестного, недобросовестного отношения к себе, которое, тем не менее, признается правильным (Sartre, 1966). Человек, который словесно признает свою ситуацию, знает о ней, реагирует и чувствует, откликаясь на нее, но на самом деле не видит ее целиком, не находится во всей полноте осознавания и контакта"(8), не может считать себя осознающим. Если потребность не может быть удовлетворена, происходит прерывания контакта и человек не осознает причины происходящего, то это говорит об отсутствии его осознанности и отсутствии у него правильного выбора. Вступают в действие - защитные механизмы (сопротивления) человека, такие как: слияние (конфлюенция), интроекция, проекция ретрофлексия, дифлексия, эготизм. В основе всех нарушений лежит ограничение способности человека к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма.(11)

"Защитные механизмы - это такие маневры и способы мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Это бывает, если человек обнаруживает болезненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вообще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми, или, направляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Таким образом, человек пытается, как бы, не опознавать сигнал светофора или дорожные знаки. Это и есть прерывание контакта со средой и потеря функции выбора".(11)

Задачи гештальт-терапевта состоят в ассимиляции интроектов - осознавании себя и своих потребностей. Замены проекций - прямым самовыражением. При слиянии - активация самосознания и виденья различий, отделения "Я" от "Мы". Ослабление ретрофлексивного напряжения - выход на чувства. При дефлексии - возвращение в контакт, или, снятия напряжения контакта в ситуациях накала страстей, язык дипломатии. И в эготизме - наслаждение от приобретенной потребности!

Зрелость описывается, как способность найти свои собственные ресурсы поддержки и принять ответственность за самого себя с полным осознаванием происходящего! В гештальт-терапии ответственность является главным атрибутом аутентичной личности - идеальной модели развития человека.

Аутентичная личность знает различия между своими ощущениями и мыслями, фантазиями, не приписывает реальности свои представления, не требует от нее соответствия своим ожиданиям. Принимать на себя ответственность - это, прежде всего, отвечать за свой внутренний мир, осознавать свои чувства и потребности и действовать в соответствии с ними, доверять интуиции. Поэтому, действия, аутентичной личности конгруэнтны среде. Аутентичная личность осознает все элементы взаимодействия с окружением. Не среда задает ей направление действий, а собственные потребности. При этом аутентичная личность осознает границы своих возможностей, не преувеличивая и не преуменьшая их. Она ищет средства удовлетворения потребностей и свободна в их выборе.

Такой человек не попадает в зависимость от других и не принимает за них ответственность. Безусловно, это не означает изоляцию от людей. Ответственный человек понимает, когда ему нужна помощь, и может ее попросить. Также, не следует делегировать ответственность тем, кто ее не может взять. Например, родители ответственны за жизнь и здоровье своих маленьких детей, врач отвечает за больного. Ответственность означает убеждение, что счастье зависит от самого человека, а не от других людей и обстоятельств. Аутентичная личность сама создает эти обстоятельства, осознанно выбирает свой жизненный путь, осуществляет собственную жизненную ориентацию. Аутентичная - значит подлинная, реальная!(11)

Жизненная философия гештальт-терапии сформулирована К.Наранхо в своеобразных "девяти заповедях", ведущих к аутентичному существованию:

1. Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или будущем.

2. Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет.

3. Не фантазируй. Опыт реален.

4. Прекрати ненужные размышления. Лучше пробуй и смотри.

5. Выражай чувства, вместо того, чтобы манипулировать, объяснять, рассуждать, оправдываться или "убегать".

6. Принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие.

7. Ориентируйся не на "должен", "следовало бы" других людей, а на себя.
Не сотвори себе кумира.

8. Принимай полную ответственность за свои поступки, мысли, чувства.

9. Будь самим собой. (14)

Аутентичная личность рассматривается как открытие опыту, доверяющая мудрости своего организма, где Ф.Перлз фокусируется на ответственности перед самим собой и способности к актуализации. Т.о., становление личности - это приход к себе, к своей сущности.(11)

Если доминантная потребность спонтанно осознается и организм действует в направлении ее удовлетворения, то это и есть психологическая форма саморегуляции организма - гомеостаз!

Таким образом, гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому, терапия не ставит своей целью изменения поведения, а поведение меняется само по мере роста осознавания.

Л И Т Е Р А Т У Р А
 С. Гингер. ГЕШТАЛЬТ: Искусство контакта. Академичеккий проект.Москва. Культура. 2009
 И.Д.Булюбаш. Я ТЕБЯ СЛЫШУ. Феномены языка и речи в практике гештальт-терапевта. Мастерская практического психолога. БахраХ-М.2008
Resnik R. Theory and practice of Geshtalt Therapy. 2000
Bray S., Phllipson P. Geshtalt and Awareness. 1988, revised and update 1998
 И.Д.Булюбаш. Руководство по гештальт-терапии. Издательство Института Психотерапии. Москва, 2004
Yontef G. Geshtalt Therapy: Clinical phenomenology. In V. Binder and B. Rimland (Eds.), Modern therapies. Englewood Cliffs.- New Jersey: Prentice- Hall, 1976
Latner J. The Theory of Geshtalt Therapy, in S. Nevis, C. Edwin, PhD, Ed: Geshtalt Therapy Perspectives and Applications. 1992
Бри Йонтеф. Осознавание, диалог и процесс в терапии. Москва. 2004
Polanyi M. The Study of Man. Chicago: University of Chicago Press, 1959
 Ирвин Польстер, Мириам Польстер. Интегративная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. Независимая фирма Класс. Москва. 2004
И.Г. Малкина - Пых. Техники гештальта и когнитивной терапии. Справочник практического психолога. Москва "ЭКСМО" 2004
 С. Гингер, А. Гингер. Гештальт-терапия контакта. Санк-Петербург. СпецЛит. 2001
Ф. Перлз. Гештальт-подход. Свидетель терапии.Издательство Института Психотерапии. Москва. 2003



Просмотров: 749
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • "Контакт в гештальт-терапии"
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Почти идеальный гештальт (опыт занятий "терапия небом")
  • Что понимается под "гештальтом" в контексте гештальт-терапии?
  • Синдром эмоционального выгорания. "Реанимация" в гештальт-терапии
  • "Самотерапия" и "Навык осознавания факта" помогут развиваться без психолога.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • Долгосрочная гештальт-терапия: для кого, для чего, почему "долгосрочно"?
  • Как работает гештальт-терапия(отрывок из книги "Депрессия"(Ковпак Д.В.,Третьяк Л.Л.,2009)
  • О "пограничниках" в гештальт-терапии
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Трудности "перевода" (размышления гештальт-терапевта)
  • Групповое гештальт - изнасилование "личности"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Что такое "Гештальт-терапия"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь