|
Как работает гештальт-терапия(отрывок из книги "Депрессия"(Ковпак Д.В.,Третьяк Л.Л.,2009)Автор статьи: Третьяк Леонид Леонидович
На что обращает внимание гештальт-терапевт? На самое ключевое переживание клиента во время его рассказа о беспокоящих переживаниях. Признаки ключевого переживания достаточно просты: оно касается той темы, которую клиент начинает раскрывать первой; когда оно проявляется, у клиента возникают признаки интенсивных эмоций (напряжение в теле, учащенное дыхание, меняется тон и интонации высказываний); и о чем бы другом клиент ни говорил, он будет возвращаться к этой ключевой теме. Терапевт просит клиента задержаться в этом ключевом переживании и позволить прийти воспоминаниям, связанным с ним. Когда клиент вспоминает проблемную ситуацию, психотерапевт просит рассказывать о ней в настоящем времени и от первого лица, так, чтобы клиент переживал то, о чем рассказывает. Это дает возможность психотерапевту, да и самому клиенту увидеть происходящее в ситуации целиком. Очень часто у людей, склонных к депрессии, вместо рассказа о чем-то конкретном мы можем услышать рассказ, изобилующий абстрактными понятиями. Вы никогда не задумывались, почему мы часто «хотим поступить как лучше, а получается как всегда»? Основная причина состоит в том, что размышления о проблеме находятся в одном месте, а энергия, необходимая для изменений, — в другом. Причина этого кроется в избегании чувств, а избегание эмоций связано, в свою очередь, с тем, что когда-то мы неоднократно их переживали, и затем научились прятать от своего собственного сознания. Как же встретиться с депрессивными переживаниями, не усиливая страдания? Для самостоятельной работы с депрессивными переживаниями гештальт-терапевт М. Шиффман (2008) предлагает следующую последовательность шагов: Шаг 1.Осознайте неадекватную эмоцию. Такая эмоция (обида, тоска, стыд, страх, тревога, гнев) часто иррациональна, причины ее появления в конкретной ситуации кажутся недостаточно ясными, и она почти сразу воспринимается как избыточная. Задайте себе вопрос: «Почему мне так больно?». Шаг 2. Почувствуйте внешнюю эмоцию. Для того чтобы осознать более глубокое переживания, важно начать с самой поверхности переживаний. «Когда появилось это переживание? В каком контексте она возникла? Что я такого увидел, услышал, подумал, что вызвало у меня эту эмоцию (тревогу, обиду, стыд, вину). Что произошло потом?» Шаг 3. «Что я чувствовал еще? (до этого)». По образному выражению Т. Берли (2007), мы часто начинаем анализ событий железнодорожной катастрофы после того, как случилось крушение поезда. Но истинные причины произошедшего становится более очевидными лишь тогда, когда мы проанализируем предшествующие условия (кто составлял маршрут, как работали стрелочник и диспетчер, каково было состояние железнодорожных путей и т. п.).Тот же принцип мы применяем и к анализу эмоционального содержания переживаний. Какое чувство или переживание возникло до внешней эмоции? Возможно, оно было мимолетным, едва уловимым и предшествовало поверхностной эмоции. Зачастую поверхностные эмоции ― такие как тревога, например, — маскируют более глубокое переживание-необходимость сделать выбор, страх потери чего-либо или оплакать потерю. Гнев тоже может маскировать боль утраты или страх неопределенности. Шаг 4.Определите общий процесс. Посмотрите на ситуацию как бы со стороны. На что это еще похоже в жизни? В процессе сосредоточения на глубинной эмоции вы можете вспомнить какое- то количество сходных ситуаций и определить зону своей специфической чувствительности и уязвимости выйти на значимые воспоминания прошлого. Может быть, такой же стыд у вас возникал, когда вас прилюдно сравнивали с кем-либо в детстве? Или появлению гнева предшествовала интенсивная зависть, и вы можете вспомнить ситуации, когда были чего-то лишены и завидовали другим, у которых было то, чего не было у вас? Другими словами,важно отметить, «что похожее я делаю в подобных ситуациях». Шаг 5. Обобщение общего рисунка поведения и выявление внутреннего конфликта. В дальнейшем предлагается суммировать все компоненты переживаний ― поверхностную эмоцию, контекст ее возникновения, лежащую под ней более глубокую эмоцию,выделение повторяющегося процесса. Подобный анализ позволяет присвоить глубокие механизмы регуляции настроения, пусковые крючки внутренних конфликтов. Например, вы испытали сильную злость по отношению к ребенку, который не слушается вас и не хочет убирать игрушки. Вас удивил объем раздражения по отношению к нему. Вы стали исследовать гнев и обнаружили под гневом зависть к той степени свободы, которую он имеет. Задав самому (-ой) себе вопрос о контексте возникновения зависти к свободе, вы обнаружили, что в последнее время живете в очень жестком графике, который организовали себе сами, увеличивая рабочую нагрузку и не позволяя себе отдыхать. Когда вы стали вспоминать о том, как принимали решение о дополнительной нагрузке, то неожиданно обнаружили, что «ушли в работу», чтобы отвлечься и переключится от тяжелых переживаний в конфликтных отношениях с супругом. Затем вспомнили, что примерно так же поступала ваша мама, когда обижалась или злилась. Она тоже начинала что-либо делать с некоторой степенью неистовства ― мыть посуду, убирать, стирать и т. д. Таким образом, путем самоисследования вам удалось выявить паттерн смещенной агрессии (дефлексивного гнева) и понять, откуда смещается агрессия и то, как это происходит. Или за гневом лежит переживание вины, чувство что вы не являетесь достаточно хорошей матерью, вину за то, что поступаете даже хуже, чем ваша собственная мама, и возможно даже вспомните день, когда от обиды и бессильной злости в адрес собственной матери, ориентирующейся на мнение других людей и приводящей в пример других детей, решили, что никогда не будете заставлять своего собственного ребенка следовать установленным правилам, осознав тем самым, как сами скрыто создали эту ситуацию. В дальнейшем вы уже не будете неистово угрызать себя виной за гнев на ребенка, делая себя еще более беспомощным (-ой), а будете внимательно отслеживать свое поведение именно в актуальной конфликтной ситуации, где эта агрессия порождается и предпринимать усилия, направленные на изменение именно порождающей эмоцию ситуации. За счет осознавания последовательности возникновения эмоций («траектории фигур ситуации») и контекста их возникновения («фона ситуации») вы повысили степень контролируемости ситуаций и уменьшили переживание беспомощности. Фокусируя клиента на переживании во время индивидуальной сессии, гештальт-терапевт способствует объединению рассуждений клиента о ситуации и жизни в целом и его энергии, которая содержится в эмоциях и переживаниях. Главным фокусом внимания терапевта и клиента является не содержание высказывания, а тот процесс, который происходит во время высказываний. Кратко суть его выразил сам Перлз в наиболее кратком определении гештальт-терапии: «I and Thou, How and Now» («Я и ты, здесь и как?»). Что делает клиент, когда говорит? Переживает ли он свои слова, действительно ли он настроен что-либо изменить в своей жизни, или просто рассуждает? Что чувствует он в процессе рассказа? Выражается ли он ясно и полно, или что-то недоговаривает и утаивает? Говорит от своего лица или говорит о людях вообще? Основатель гештальт-терапии Ф. С. Перлз делил все виды псевдоинтеллектуальных избеганий (mind fucking) и объяснений с помощью разговора о чем-либо вообще (about) на три вида «психологического дерьма». «Цыплячье дерьмо» — это различные бессодержательные разговоры о погоде, о том, как идут дела и т. п.; они используются просто так, для заполнения пауз и являются привычным способом снятия напряжения вызванного контактом. «Бычье дерьмо» — тяжелее и зловоннее, так как включает в себя разговоры об отношениях вообще, психологии взрослых и детей, мужчин и женщин. И, наконец, самое тяжеловесное «слоновье дерьмо» — разговоры о философии, экзистенциальном предназначении и даже о самой гештальт-терапии. Собственно, все эти разговоры могут быть и духовной пищей, но если их пережевывают вновь и вновь, избегая полноценного и прямого контакта со своими переживаниями или с другим человеком, то они могут превратиться в вышеназванный психологический продукт. Гештальт-терапевт фокусирует клиента на том, что сам считает привычным и самим собой разумеющимся, способствуя осознаванию различных форм прерывания контакта с собой и другими. Например, мы постоянно разговариваем сами с собой, естественно, не вслух, а в форме бесконечного думанья. Само наше мышление представляет собой когда-то услышанную речь других, которую мы поместили внутрь себя, научившись именно так помечать свои восприятия и ощущения.
Упражнение «Осознавание внутреннего диалога» «Сядьте удобнее, закройте глаза… Постарайтесь отметить телесные напряжения и не пытайтесь расслабиться, просто осознавайте их… Обратите внимание на окружающие вас звуки… Сконцентрируйте свое внимание на своих мыслях… Попробуйте озвучить их про себя, как если бы вы говорили это вслух… Как звучит ваш голос при этом? Высокий он или низкий? Женский или мужской? Как бы вы выглядели, если бы говорили это? Узнаете ли вы еще кого-нибудь в этих интонациях?» Таким образом, в ходе дальнейшего обсуждения гештальт-терапевт выводит клиента из слияния с автоматическим внутренним монологом негативного содержания, и это позволяет проследить историю возникновения подобного усвоенного извне (интроецированного) негативного отношения к себе. По данным некоторых исследователей, сочетание негативного мышления с негативным внутренним диалогом весьма характерно для людей страдающих депрессиями (Bolstad R., 1998). Совершив незначительную ошибку или просчет, склонный к депрессивным реакциям человек, сразу же начинает болезненный самоанализ вместо анализа ситуации (реализует интроективную динамику) (Blatt S., et al., 1982). Он вспоминает прошлые ошибки подобного рода, устанавливает разного рода взаимосвязи между негативными событиями, обнаруживает в них определенную систему, конечным убеждением которой будет « я плохой и недостойный любви и хорошего отношения». «Умственная жвачка» из идей о собственной неполноценности и несправедливости мира становится основным содержанием депрессивного мышления. Негативный самоанализ является следствием расщепления — одна часть «Я» (состоящая из негативных интроектов) наблюдает за поведением других частей «Я» и реагирует на них агрессивно. Задача гештальт-терапевта в данном случае — сделать осознаваемыми механизмы поворота агрессии против себя и работу «интроектов». «Прожевывая» суждения о себе и внутренние запреты, перенаправляя энергию агрессии с самого себя на решение вызвавшей ее проблемы, человек получает шанс выйти из порочного круга и уменьшить субъективное переживание беспомощности.
Упражнение «Осознавание внутреннего критика» «Сядьте и закройте глаза. Представьте, что смотрите на самого себя, сидящего напротив… Создайте образ, как если бы вы отражались в зеркале… В какой позе он сидит? Как он одет? Какое у него выражение лица? Молча критикуйте этот образ, как будто вы обращаетесь к другому человеку… Начинайте фразы словами «ты должен», или требованиями, равнозначными этому… Создайте большой список этих требований… Слушайте свой голос. Как он звучит? Какие мысли протекают при этом? Теперь представьте, что вы поменялись с образом местами… Что вы говорите в ответ? Что выражает тон вашего голоса? Что вы чувствуете, отвечая на критику? Теперь поменяйтесь ролями и снова станьте своим критиком… Отмечайте все, что происходит с вашим телом... Отмечайте разность телесных ощущений в каждой роли... В чем разность и различие? Узнаете ли вы кого-нибудь еще в голосе, произносящем «ты должен»? Во время выполнения упражнения некоторые клиенты узнают во внутренних диалогах интонации значимых людей из прошлого, научивших плохому отношению к себе и аутоагрессивным способам реагирования на стресс. Классическим примером аутоагрессивного реагирования является самообвинение. Благодаря самообвинению, прочно усвоив (интроецировав) плохое отношение к себе, человек, склонный к депрессивному реагированию будет поддерживать в себе другие формы аутоагрессии (самоанализ, самообман, самоограничение, самоотверженность, самопожертвование). Эти качества традиционно составляют основу моральных установок, поддерживающих альтруистическое поведение, которое, в свою очередь, способствует выживанию человечества как вида (Самохвалов В. П., 1994).Ведь только благодаря альтруизму мы имеем разум, культуру, и развитую цивилизацию, без него мы бы подобно динозаврам, ели свое потомство. Отчасти поэтому все, что касается альтруизма, традиционно относится к «добру», ведь в основе альтруистических реакций лежит отказ от самого себя в пользу выживания общества. Но, человек, страдающий депрессивным расстройством мышления и совершающий расширенный суицид (самоубийство с одновременным убийством членов семьи, предпринятое с целью спасения их от еще более страшных и кажущихся возможными мучений), тоже, в определенной степени, руководствуется альтруистическими мотивами. Поэтому интервенции, направленные на разделение ответственности и вины, составляют значительную часть усилий психотерапевта.
Упражнение «Осознавание и трансформация чувства вины» «Закройте глаза, примите удобное положение, войдите в контакт со своим телом… Теперь вспомните ситуацию, по поводу которой у вас осталось чувство вины... Верните себя в ситуацию, как будто она происходит сейчас… Восстановите детали этой ситуации… Где вы? Что конкретно вы делаете, из-за чего вы чувствуете себя виноватым? Теперь подумайте о человеке, которому вы меньше всего хотели бы рассказать о своей вине… Что это за человек, как он выглядит, во что он одет? Какое у него выражение лица? Теперь попробуйте выразить возмущение, которое скрывается за виной... Теперь вновь представьте этого человека… Что вы чувствуете, когда вы делаете это? Что бы вам ответил другой человек?» Ставшее привычным аутоагрессивное реагирование приводит в свою очередь к повышенному принятию ответственности и объективной перегрузке. За счет периодической смены полярности «обвинение себя — обвинение других» восстанавливается работа личностных границ, разрешаются длительным образом существовавшие, «законсервированные» внутриличностные и межличностные конфликты. Эти конфликты являются одной из причин склонности к повторяющимся депрессивным способам реагирования. Если в результате психофармакотерапии врачам удается «химическим вантузом» прочистить «засорившиеся трубы душевной канализации», то именно не разрешившиеся конфликты образуют «узкие места», которые могут привести к рецидиву. Вокруг этих «узких мест» накапливаются чувства обиды и вины, застарелые конфликты отношений, уродливые формы межличностных отношений и социальных ролей. Однако патологические интроекты презрения, отвращения и ненависти к самому себе часто прячутся именно за благородными личинами самопожертвования и самоусовершенствования, самодостаточности. Совсем как некоторые «черные учителя» из значимых лиц прошлого людей, склонных к депрессии, которые игнорировали их, отвергали и причиняли страдания, объясняя свои действия высокоморальными мотивами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|