Телесность и телесное осознавание в психотерапевтическом процессе гештальт-терапевта

Автор статьи: Людмила Снитко

Проблема взаимосвязи психики и тела зародилась еще в античности и находит продолжение в исследованиях сегодняшнего времени.

Взаимосвязь психических и соматических процессов древнегреческие философы рассматривали как единство, где тело воспринималось своеобразным посредником между мирами бытия, а телесность – как путь в этих мирах. В виде единства материи и формы представлялись душа и тело Аристотелю: «Душа – форма тела» [см.: 12, с. 45]. Важность взаимообусловленности телесности и духовности отмечал Сократ: «Нет телесной болезни отдельно от души» [см.: 12, с. 46]. Размышления Платона также пропитаны идеей взаимосвязи между душой и телом: «Нет отдельно болезней тела и болезней души» [см.: 12, с. 46].

Представитель западной психологии З. Фрейд в своих исследованиях обращал внимание на связь психики и тела. Исследуя бессознательные конфликты своих пациентов, он обнаружил, что они отражаются в их телах в виде различных симптомов.

Его ученик В. Райх отмечал, что эмоциональные конфликты не только проявляются через телесность, но приводят к определенного рода телесным (мышечным) зажимам, выражающимся в ограничении подвижности и естественном протекании сильных эмоций.

Концепции В. Райха положили начало формированию телесно-ориентированной психотерапии, которая в своем развитии опирается на изучение психики человека посредством его тела и энергии.

Сдерживание и подавление внутренней эмоциональной составляющей телесно-ориентированная психотерапия рассматривает в виде причины, способствующей возникновению невроза и депрессии, незамедлительно отражающихся в мышечном напряжении хронического характера и препятствующих свободному протеканию энергии в организме.

В телесном опыте человека еще в материнской утробе начинают формироваться различные способы избегания боли и получения любви как творческое приспособление к окружающей среде. Это приводит к формированию структуры характера человека, наполненной ригидными схемами поведения, искаженным образом себя и среды, ведущими к ограничению его жизненной активности.

Оживление замороженных в теле эмоций способствует высвобождению и возвращению жизненной энергии, которая затрачивалась на сдерживание телесных импульсов, благодаря чему происходит разблокирование ограничений развития личности, что способствует созданию новых творческих форм приспособления.

В XX в. исследование тела и телесности продолжалось в модернистской и постмодернистской философии через работы А. Бергсона, Э. Гуссерля, Р. Барта, Ж. Делеза, Г. Гаваттари, М. Полани, приобретая новое звучание в наблюдении за телесным опытом и придании ему глубокой смысловой составляющей.

Тело рассматривалось не только как физический объект, но и как основа контакта и опыта человека, имеющих глубокую связь с внутренними эмоциональными процессами. Это нашло свое отражение в исследованиях М. Мерло-Понти: «Опыт тела приводит нас к признанию полагания смысла» [см.: 9, с. 235].

Расширялось и наполнялось новым содержанием понятие телесности. Глубинные переживания и эмоциональные потрясения, зарождение и видоизменение которых происходит еще с момента зачатия и длится на протяжении всей жизни человека, находят свое отражение в телесности, представляющей собой своеобразное зеркало.

Она является хранительницей всего накопленного прошлого эмоционального опыта: мотиваций, установок, смыслов. По словам Т.С. Леви: «Человеческая телесность есть одухотворенное тело, проявляющееся в динамике и статике (движении и форме), имеющее внутреннюю и внешнюю составляющие. Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа» [9, с. 562].

Исследование внутреннего и внешнего движения, возникновение его свободы и спонтанности стало важным этапом в изучении телесности.

Большой интерес был направлен в сторону изучения проявления свободного движения, организующегося в контакте организм–среда. Способность к переживанию собственной телесности в окружающей среде рождает способность резонирования с телесностью среды, что создает условия для ее большего понимания и исследования взаимовлияния организм–среда. Самодостаточная личность свободно отдает собственную энергию среде и вбирает в себя ее энергию для получения опыта и последующего преобразования, что позволяет оставаться собой, будучи в контакте со средой, и организует движение к дальнейшему саморазвитию.

В ходе изучения телесности путем эксперимента А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной было установлено, что ощущение внутреннего движения, в котором скрыты подавленные чувства и нужды человека, позволяет развиться спонтанному движению в тот момент, когда человек позволяет себе прислушаться к своим телесным проявлениям. Необходимым условием при этом является освобождение от внешнего движения в виде оценивающей среды, препятствующей появлению импульса, способствующего внутреннему движению, т. е. «переключиться с внешнего свидетеля на внутреннего свидетеля» [10, с. 98].

Тело является главным фокусом в гештальт-терапии. Среди известных гештальт-терапевтов, оказавших влияние на развитие телесности, можно выделить Фредерика Перлза, Лауру Перлз, Руэллу Франк, Маргериту Спаньоло Лобб.

Благодаря принципу холизма появляется возможность преодолеть дихотомию тело–душа, в которой телесное напряжение и эмоциональное возбуждение являются одной и той же энергией, принимающей разные формы.

Гештальт-терапия рассматривает человека как целостный единый организм, что отразилось еще в исследованиях Ф. Перлза: «Мы убеждены, что расщепления "ментальное–физическое" или "ум–тело" являются совершенно искусственными, что сосредоточение на каждом из терминов дихотомии поддерживает, а не лечит невроз» [11, с. 28].
Л. Перлз также обращала внимание на неразделимость телесности и гештальта: «Есть один момент, значение которого я никогда не перестану подчеркивать, а именно: телесная работа составляет неотъемлемую часть гештальт-терапии. Гештальт является холистической терапией – это значит, что он работает со всем организмом в целом, а не просто с голосом, речью, движением или еще с чем бы то ни было в отдельности… Я использую любую возможность физического контакта, если считаю, что это облегчит пациенту его продвижение в осознавании возникшей ситуации… Я могу взять за руку или крепко обнять упавшего мне на колени пациента, если мне покажется, что это сможет оказаться наилучшим средством для создания коммуникации или ее восстановления. Я также трогаю пациентов и позволяю им трогать меня, что позволяет мне исследовать, как возрастает их телесное осознавание» [см.: 1, с. 246].

Контакт с телом, телесные переживания, а также телесное осознавание, включающее ощущения, энергию и эмоции, в гештальт-терапии приобретают особую важность как для клиента, так и для терапевта и способствуют высвобождению необходимого клиенту ресурса и энергии, а также формированию способности установления глубокого контакта или «взаимосвязи» (по Л. Марчер) между терапевтом и клиентом, а затем и со средой. Л. Марчер уделяет много внимания исследованию взаимосвязи и телесного осознавания в терапевтическом процессе: «…взаимосвязь и телесное осознавание для меня неразрывно связаны. В терапии, которая не использует телесное осознавание, всегда будет недоставать чего-то. В работе с телесным осознаванием, в которой опускаются отношения, будет также всегда чего-то недоставать… Взаимосвязь – это целостный опыт разума и тела» [см.: 14, с. 12].

Телесные переживания, рождающиеся в момент предъявления клиентом своей проблемы, несут в себе большое количество информации и являются достаточно достоверными.

Мы рассматриваем тело клиента как огромное поле его опыта, которое отражает через телесные ощущения каждую мысль, рождающееся желание, неудовлетворенную потребность, чувства, не находящие вербальный выход, внутреннее напряжение и многое другое. Выводя их на границу контакта и организовывая пространство для последующего осознавания, мы используем собственное резонирование, способствующее получению информации о поле клиента, позволяющее глубже узнать о его страданиях.

Создавая поле, чувствительное к развитию телесного осознавания, мы тем самым создаем условия для развития способности клиента чувствовать самого себя в отношениях с другим и в различных условиях среды.

Мы внимательно исследуем «дыры» в телесности, образовавшиеся на фоне разрушенного по какой-то причине контакта, сложившиеся способы взаимодействия клиента со средой, смыслы телесных посланий клиента без ухода в интерпретацию и попыток их изменения.

Исследуем прерывание контакта со средой через проживание неразрешенных эмоций в целях нахождения и создания пространства для высвобождения ресурсов, от которых отказался клиент, как возможности рождения импульса для блокированного в свое время движения.
Предлагая усилить или обратить внимание на это движение, мы поддерживаем его сознавание клиентом. Одновременно мы развиваем и сознавание собственного телесного процесса, что способствует созданию поля, поддерживающего телесные переживания клиента.

Вербализованные переживания боли через тело увеличивают соматическое сознавание, благодаря взаимосвязи телесности с мыслями и чувствами.

Переход от телесного подхода к терапевтической работе и от терапевтической работы к проявлениям телесности способствует развитию сознавания клиентом его собственного телесного процесса во время сессии, что создает телесное поле, поддерживающее телесные переживания в жизни клиента.

Формирование психики происходит в контакте и является продуктом социальных отношений. То же самое происходит и с телесностью – формируется в контакте и является результатом взаимодействия человека с окружающей средой здесь и сейчас, что проявляется в творческом приспособлении к окружающей действительности.

Исследуя творческое приспособление клиента, через его телесность, мы:

1) наблюдаем за телесными переживаниями клиента;

2) обращаем внимание клиента на возникающие чувства и ощущения в теле;

3) наблюдаем за дыханием клиента;

4) наблюдаем за степенью заземленности клиента;

5) предлагаем клиенту поисследовать собственную телесность;

6) по мере необходимости разделяем свои собственные телесные переживания с клиентом.

Тело, телесность, телесные ощущения являются энергетической базой терапевтической работы. Энергию телесного возбуждения мы можем наблюдать в напряженных мышцах, скованных или остановленных движениях, в учащенном сердцебиении, глубоком или поверхностном дыхании, через тепловые ощущения, физическую застывшесть и т. д. Его мы держим в фокусе нашего внимания, чтобы вычленить фигуру, связанную с потребностью клиента и наблюдаем на протяжении всего цикла контакта.

Так в преконтакте тело появляется в фоне. По словам Р. Франк: «По мере развития проприоцептивного осознавания опыт уступания другому [позволить быть с другим] выходит на первый план» [см.: 19, с. 439].

С изменениями, происходящими в телесности, мы связываем процесс осознавания, задавая клиенту вопросы типа: как ты чувствуешь это в теле? что сейчас происходит с твоим телом? в какой части тела ты чувствуешь больше напряжения? удобно ли тебе сидеть? что происходит с твоим дыханием? и т. д.

Тело активно в этой фазе контакта и остается активным на протяжении всего цикла контакта (опыта, получаемого организмом). Это способствует появлению телесных ощущений, позволяющих выделить фигуру (потребность), с которой пришел клиент и которая в дальнейшем будет проявляться через желания, инстинкты, потребности. Например, клиент может говорить: что-то чувствую, но не могу это назвать; что-то меня тянет туда, но что – не понятно и т. д.

Тело наполняется ощущением объема и веса, дыхание становится глубоким и свободным. Растущая телесная энергия в фоне стремится к переживанию соединения с желанием, ставшим фигурой на этом этапе контакта и требующим удовлетворения, а затем уходящим в фон, чтобы напитать его и дать новую энергию. По утверждению Р. Франк: «По мере того, как я постепенно ориентируюсь в окружающей среде, передо мной открывается множество возможностей» [см.: 19, с. 439].

Это начало следующей фазы – контактирования. Из напитавшегося телесного фона рождается новая фигура как возможность удовлетворения желания посредством среды. «Отныне разнообразие возможностей, открывающихся в ситуации, – пишет Р. Франк, – сужается, моя интенция проясняется – возникает фигура» [см.: 19, с. 439].

Телесные ощущения, наполненные новой энергией и обогащенные в преконтакте, превращаются в движение или макродвижение, которое мы помогаем клиенту выразить, приглашая его к исследованию своей телесности через эксперимент, разделяя свои собственные телесные переживания с клиентом. Например, мы можем предложить клиенту усилить или продолжить движение; пойти за своим движением; ощутить, послушать, какая часть тела хочет совершить движение, прислушаться, к кому оно направлено.

Это момент выбора для клиента, когда он решает: опереться на среду или отказаться от контакта с ней, что вызывает новый рост телесного возбуждения. «Контактирование идет по нарастающей, и мое развивающееся дотягивание, с опорой на мое отталкивание вовлекает другого в более тесную связь со мной, я лучше ориентируюсь в том, как развивается ситуация (и при желании могу сменить дотягивание на отталкивание)» [см.: 19, с. 439].

Здесь начинается фаза финального контакта. Выбор сделан, отчужденные объекты среды (способы контактирования, которые не подходят клиенту для удовлетворения своей потребности) уходят в фон, напитывая тело новой энергией и образуя вместе с ним новую фигуру через выбранные объекты среды (способы, которые подходят клиенту для удовлетворения своей потребности).

Тело испытывает сильный прилив энергии, что может выражаться в учащении сердцебиения, в частом или прерывистом дыхании, появлении тремора или во всем теле, или в отдельных его частях, жара или озноба и др.

Находясь на пике своей энергии, тело претерпевает рождение ощущения слияния с телесностью выбранного объекта, сопровождающееся отсутствием дифференциации между Я–Ты, появлением ощущения полного единства и растворения друг в друге, с размытыми и неясными телесными границами. «С этого момента проявляется изначально присущее мне притягивание к другому, чтобы слиться с ним, в этот момент дифференциация между Я и Ты максимальна. Теперь моя и твоя интенции понятны, ощущаются и переживаются каждым из нас» [см.: 19, с. 440].

Вся накопившаяся телесная энергия, опустошая фон, направляется в появившуюся фигуру, способствуя максимальному росту возбуждения.

Это начало фазы постконтакта. Выбранные объекты среды, потеряв свою актуальность, уходят на задний план и становятся фоном вместе с отчужденными объектами, так как потребность удовлетворена.

Телесная граница закрывается, отделяя Я от Ты. Тело, напитанное новым опытом и новой энергией, освобождается от напряжения, расслабляется и нуждается в ассимиляции и усвоении полученного опыта. «Притягивание к другому с целью слияния сменяется опытом высвобождения от другого или отпускания от себя другого… Возбуждение спадает, фигура размывается и становится фоном. Опыт прошедшего теперь поддерживается опытом… [отступления], который переживается в моменте настоящего» [см.: 19, с. 440].

Телесность в процессе психотерапии объединяет и клиента, и терапевта в совместном создании опыта контакта, рождающегося и развивающегося в пространстве «между», раскрывающегося в движении, которое воплощает в теле феноменологическую перспективу взаимного телесного проживания опыта. Благодаря этому мы можем узнать себя, узнать другого, открыть доступ к настоящему моменту, осознать себя такими, какие мы есть, через ощущение другого такого, каков он есть. По словам Р. Франк, «в этот момент мы становимся собой и начинаем жить» [см.: 19, с. 448].


Список использованных источников
1. Антология текстов по гештальт-терапии. Ч.2. Работа с телом / сост. Е. Петрова. СПб., 2017.
2. Левин, П.А. Пробуждение тигра – исцеление травмы. Природная способность трансформировать экстремальные переживания : пер. с англ. / П.А. Левин, Э. Фредерик ; науч. ред. Е.С. Мазур. М. : АСТ, 2007.
3. Лоуэн, А. Предательство тела /А. Лоуэн ;пер. с англ. В.Кислюк. М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2011.
4. Лоуэн, А. Психология тела /А. Лоуэн. М. : Ин-т общегуманитар. исследований, 2010.
5. Лоуэн, А. Удовольствие: творческий подход к жизни: пер. с англ. /А. Лоуэн. 2-е изд. М.: Психотерапия, 2011.
6. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. М. : Эксмо, 2008.
7. Масколье, Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой / Г. Масколье ; пер. с фр. Т. Велента. М. : Боргес, 2010.
8. Никитин, В.Н. Онтология телесности. Смыслы, парадоксы, абсурд. / В.Н. Никитин. М., 2000.
9. Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. : В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. : АСТ, 2007.
10. Психология телесности: теоретические и практические исследования : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. Пенза : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008.
11. Перлз, Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз. М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2001.
12. Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах/ред.-сост. В.Ю.Баскаков. М., 2004.
13. Спаньоло Лобб, М. От утрат функций эго к шагам танца между психотерапевтом и клиентом. Феноменология и эстетика контакта в психотерапевтическом поле /М.Спаньоло Лобб ; ред. пер. Я. Ларионова.место издания, 2018.
14. Телесная психотерапия. Бодинамика:пер. с англ./ ред.-сост. В.Березкина-Орлова. М.: АСТ : Астрель, 2011.
15. Тимошенко, Г.В. Работа с телом в психотерапии : практ. руководство / Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко. 2-е изд. М. : Психотерапия, 2010.
16. Уиллер, Г. Гештальт-терапия постмодерна: за пределами индивидуализма / Г. Уиллер. М. : Смысл : ЧеРо, 2005.
17. Фельденкрайз, М. Искусство движения. Уроки мастера/М. Фельденкрайз ; пер. с англ. А. Заславской. М. : Эксмо, 2003.
18. Франк, Р. Достигая друг друга : сб. ст. / Р. Франк ; сост. Р.Р. Попова ; пер. с англ. С.В. Гогина. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2015.
19. Self–полифония современных идей в гештальт-терапии. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.

 

P.S. Буду благодарна за перепост на Facebook)



Просмотров: 556
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Тело или разум? Ценности и ресурсы телесности
  • Слышать свое тело или телесное осознавание. Часть 2.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Как почувствовать свое тело.Телесно-ориентированные практики: что это?
  • Слышать свое тело или телесное осознавание
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как Наташа к холодильнику ходила или Цикл контакта в гештальт-терапии
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • О гештальт терапии для клиента
  • Тело и телесные движения как средства диагностики в психологической практике
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Психосоматика или как тело забирает переживания души.
  • Теория контакта (только для гештальт - терапевтов)
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Роль телесности и телесной терапии в формировании психо-соматического здоровья человека
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Значимость телесного и эмоционального контакта с родителями для детей
  • Тайная сила тактильного контакта, или Как найти человека с хорошей энергией
  • Что такое «Телесное осознавание» и для чего ему обучаться?
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Осознание эмоций через телесные ощущения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь