Тело и телесные движения как средства диагностики в психологической практике

Тело и телесные движения как средства диагностики в психологической практике Человеческое тело не лжет - даже тогда, когда проявляет себя в диссонансе с тем, что сообщается через речь. Можно сказать "Мне хорошо", напрягая спину и лицо, и именно они выдадут истинное состояние говорящего. Подобный диссонанс широко распространен - всех в той или иной мере обучали хорошо себя вести в обществе. Требования "Не вертись", "Не бегай", "Не кричи" и пр. знакомы чуть ли не каждому представителю нашей культуры в возрастном диапазоне от 3-4 лет и старше. Так теряется контакт с телом - желающим, чувствующим, живым. И это не единственная плата за обретение социальной адаптации. Вслед за отчуждением от собственного тела, формируется невосприимчивость к невербальному пласту информации о других людях. Таким образом утрачивается способность по-настоящему понимать других - слышать, видеть, осязать, сочувствовать, сострадать.

Давно известно, что внутренняя психическая жизнь человека и его взаимоотношения с окружающим миром находят свое отражение в телесных движениях. Его ментальные и эмоциональные проблемы проявляются в теле в виде мышечных блоков, зажимов и ограничивающих двигательных паттернов, которые формируются и начинают проявляться чуть ли ни с первых встреч ребенка с социальными институтами - детскими садами, школами и др. - и даже раньше, еще в кругу семьи.

Человек рождается более или менее свободным, что отражается в разнообразии и хаотичности его движений и действий, но малоприспособленным к действительности. Дальнейший его путь связан с освоением и реализацией возможностей - как своих собственных, так и тех, которые предлагает ему окружающий мир. Энергия, которую он вкладывает в это, может протекать свободно, реализовываясь в необходимых движениях и действиях, или останавливаться, встречаясь с непреодолимыми препятствиями. В последнем случае на физическом уровне могут формироваться ограниченность, скованность, напряженность, либо вялость и хроническая расслабленность, если человек перестает бороться и отказывается от усилий. Последствия подобных физических приобретений проявляются на когнитивном (проблемы обучаемости), поведенческом (трудности адаптации) и эмоционально- чувственном (эмоциональная нестабильность или аффективная уплощенность) уровнях.

В связи со всем сказанным очень важно и полезно включать в психологическую практику работу с движением и телом как с диагностической, так и развивающей и коррекционной целями.

Признаки живого

Отвечая на вопрос о том, что может сообщать тело, хочется начать с элементарного: насколько живым проявляет и чувствует себя организм. Очевидно, что энергичность означает живость, здоровье, подъем жизненных сил, а вялость - их упадок, болезнь. Помимо этих крайних, существуют промежуточные жизненные состояния. Так как же распознается жизнь?

1. Движение. Чем более здоровым является организм, тем в более непрерывном (потоковом) движении он существует. И речь идет вовсе необязательно и не только о внешней активности, но и о внутренней, происходящей, в том числе, в состоянии покоя - в виде дыхания, различных перетеканий, волн, мурашек, микродвижений, смен поз и т.д. Очевидно, что замирание, оцепенение, неподвижность, остановка дыхания - столь знакомые и часто встречающиеся состояния как среди взрослых (застыть перед начальником), так и среди детей (застыть у доски) - суть имитация мертвого, неживого, и означает предельное состояние для выживания.

2. Пульсация. Поскольку двигаться может и неживое, живое отличается от него пульсацией - способностью сжиматься и разжиматься, напрягаться и расслабляться. Напряжение, сжатие означает остановку, забор энергии, готовность действовать, а расслабление, разжимание - свободное течение, отдачу, паузу в активности. Смена одного состояния на другое означает процесс активности. Красота и гармония пульсации, которую можно увидеть в движении медузы в толще воды или лошадином аллюре, связаны с наличием той или иной ритмичности. При этом здоровье проявляется в способности осуществлять беспрепятственные смены сжатия/напряжения и разжимания/расслабления. Следовательно, пребывание преимущественно в сжатом или расслабленном состоянии означает жизнь наполовину, некоторую неполноценность.

3. Тепло. Это не только признак, но и условие живого - если речь идет о теплокровном организме. Тепло питает, оживляет, способствует росту. Теплое материнское тело, молоко... Теплый взгляд, голос, прикосновения... В норме человеческое тело реагирует на перечисленное удовольствием, удовлетворенностью - расслабляется, расширяется, раскрывается, приобретает текучесть, плавность. А вот неспособность принять тепло - будь то физическое или душевное - довольно тревожный симптом.

Перечисленные признаки позволяют определять степень живости, а значит, здоровья и функциональности человека. Таким образом, о подвижном, способном легко переключаться из напряженного в расслабленное состоянии ребенке - и взрослом! - вырабатывающем тепло (о чем непременно скажут теплые сухие конечности) и принимающем его, можно говорить как о живом, здоровом и полноценно функционирующем организме. При отсутствии у ребенка того или иного наблюдаемого признака, взрослому неплохо было бы позаботиться о том, чтобы тот ожил. В свою очередь, сам взрослый, особенно если он выполняет свои профессиональные обязанности - при условии, что он находится в контакте со своим телом - обязан вовремя позаботиться и о себе, почувствовав утрату любого из названных признаков живого в самом себе.

К несчастью, жизнь, живость в чистом виде, нередко пугает. Все эти беготня, шум, галдеж, непредсказуемость… Одного из перечисленного иной раз достаточно, чтобы спровоцировать окружение на излишне жесткие ограничения и запреты. Пожалуй, только тот способен легко переносить и/или направлять в конструктивное русло те или иные жизненные проявления окружающих, кто не боится жизни и ее проявлений в самом себе. Очевидно, что такой человек не боится жить.

О чем сообщает тело?

Хотя каждое тело уникально и имеет особый, индивидуальный "телесный язык", существуют общие признаки для всех человеческих тел в норме: верх-низ, правое-левое, перед-зад, четыре конечности и голова и т.д. На основании этих общих признаков в психологии наработаны различные варианты классификаций психических проблем, которые находят свое отражение во вполне определенных телесных проявлениях.

Пионером в этой области разработок является один из учеников З.Фрейда, основатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх, который первым стал рассматривать телесные напряжения и скрытые за ними содержания. Он выделил 7 сегментов тела, где могут быть сосредоточены участки хронически напряженных мышц, или мышечные блоки, сковывающие свободное течение энергии в теле, и соответствующую им проблематику:

1. Глазной сегмент (глазные, лобные мышцы, мышцы скальпа). Проблемы: страхи, связанные с отношениями (страх агрессии, конфликта, оценки, обиды и др.). Симптомы: неподвижный лоб и веки, неспособность смотреть в глаза другому человеку; бегающий, напряженный отсутствующий или иной, отличающийся от открытого, живого, взгляд; слезливость или, наоборот, неспособность заплакать; миопия, астигматизм и др.

2. Оральный сегмент (мышцы подбородка, горла, нижней части затылка, кольцевидная мускулатура рта). Проблемы: трудности с вербализацией, выражением эмоций и чувств, сопровождающих плач, агрессивные укусы, сосание и гримасы; неспособность кричать, плакать и др. Симптомы: стиснутые зубы, бруксизм, напряженная, либо отвисшая челюсть.

3. Шейный сегмент (глубокие шейные мышцы, язык). Проблемы: сдерживание, "проглатывание" злости или плача. Симптомы: ком в горле, периодическое покашливание, тихий, сдавленный, осипший или постоянно повышенный голос и др.

4. Грудной сегмент (межреберные мышцы, широкие мышцы груди, мышцы плечевого пояса, лопаток, рук). Проблемы: подавление любых эмоций: смеха, ярости, печали, гнева, сильных желаний и переживаний; хронический самоконтроль и сдерживание; неспособность к свободному излиянию чувств; тревожность; в определенных случаях - отсутствие инициативы, нарушение дееспособности. Симптомы: затрудненное, поверхностное дыхание, отдышка; сутулость; скованные или безвольно опущенные плечи; жестко зафиксированная, прямая спина; неподвижная грудная клетка; постоянно холодные или горячие кисти рук; беспокойные или неловкие руки и др.; склонность к повышенному кровяному давлению, сердечным заболеваниям и заболеваниям легких.

5. Диафрагмальный сегмент (мышцы диафрагмы, нижней части грудины, солнечного сплетения и внутренних органов, находящихся в этой зоне). Проблемы: подавление удовольствия или тревоги, отвращения; неспособность отвергать или удаляться от неприятного в окружающем мире; проблемы воли. Симптомы: неподвижная диафрагма, прогиб позвоночника в пояснице (лордоз), затрудненный выдох; отсутствие рвотного рефлекса; заболевания желудка; частая тошнота.

6. Брюшной сегмент (широкие мышцы живота, мышцы крестца). Проблемы: подавление злости, страха нападения. Симптомы: спазм прямых мышц живота; напряженная или болезненная поясница; пониженный жизненный тонус.

7. Тазовый сегмент (все мышцы нижней половины туловища, начиная от подвздошных костей). Проблемы: подавление тревоги, гнева или удовольствия, страхов и опасений, связанных с инстинктом самосохранения; блокирование сексуального возбуждения. Симптомы: жестко зафиксированный таз, выпяченный назад или поджатый вперед; болезненные ягодичные мышцы; негнущиеся ноги, либо постоянно согнутые в коленях при ходьбе; походка на цыпочках или шаркающая и т.д.; запоры, заболевания органов малого таза.

Владимир Баскаков, ведущий российский телесно-ориентированный психотерапевт, выделяет 4 зоны тела и соответствующие им 4 базовые проблемы человека, отражающие нарушение баланса активации и абсорбции (поглощения) энергии, необходимого для здоровой, полноценной жизнедеятельности организма:

1. Голова. Проблема сверхконтроля, которая выражается в "горе от ума", неспособности снять контроль, расслабиться, отдаться наиболее значимым занятиям или опыту, связанным с сильными переживаниями: увлечься игрой, отношениями близости и т.д. Симптомы: много мыслей, непрерывная рефлексия; тотальное напряжение, сверхрациональность, стремление контролировать всех и вся.

2. Руки, плечи, грудная клетка. Проблема контактов, которая выражается в неспособности устанавливать и/или развивать удовлетворительные отношения; в чрезмерной эмоциональности либо бесчувственности в контактах и пр. Симптомы: отсутствие грудного дыхания, зажатая грудная клетка, напряженные или безвольные руки и плечи, чрезмерная жестикуляция и пр.

3. Паховая область. Проблема сексуальных (межполовых) отношений, которая выражается в неспособности справляться (канализировать, заземлять) с сильными чувствами и инстинктами; в неудовлетворенности в контактах с противоположным полом и т.д. Симптомы: зажатая, напряженная, неподвижная тазовая область.

4. Ноги. Проблема опор, которая выражается в страхе потерять опору - в другом человеке, группе, коллективе и т.д. или просто упасть - в прямом и переносном смысле, в неспособности твердо стоять на собственных ногах, в недоверчивости или чрезмерной зависимости от других, в несамостоятельности, нерешительности и т.д. Симптомы: "неживые" - чрезмерно напряженные, негнущиеся или, наоборот, вялые, "ватные" ноги; боли, слабость в ногах; травмы ног и т.д.

Помимо представленных классификаций, в телесно-ориентированной психотерапии существуют и другие системы диагностики, требующие более детального обследования тела (например, как в бодинамике Л.Марчер). Все они позволяют ориентироваться в многообразии невербальных, телесных проявлений, служат системой координат для наблюдателя, который стремится понять состояние или составить представление об особенностях, характере или личности объекта своих наблюдений по его (или ее) типичным или ситуативным телесным проявлениям, а также наметить направление развития или коррекции.

Смысл телесных движений

Зональное или сегментное рассмотрение тела с диагностической целью - не единственная, предложенная телесно-ориентированными терапевтами, система координат. О человеке многое могут поведать его телесные движения. В частности, Дэвидом Боаделла, известным британским телесно-ориентированным психотерапевтом, была разработана система 9 моторных полей, или паттернов потоков движения, которые осваивает каждое человеческое существо в ходе своего развития. Их также можно называть фазами психомоторного развития. Он рассматривает моторные паттерны попарно, за исключением последнего. Вот они:

1. Флексия-экстензия, или сжатие-расширение. Эти моторные паттерны отвечают за особенности расположения человека в пространстве. При этом паттерн флексии выражается в сжимании (скрещивание рук и ног, "поза зародыша", "поза мыслителя" и др.), уменьшении себя и занимаемого пространства. В норме - с целью обеспечения собственной безопасности, а также состояния собранности. Проблемой становится фиксация на этом паттерне, что свойственно тревожным, склонным к подавленному состоянию и депрессии людям. Экстензия выражается в раскрытии всех конечностей и головы, выгибании позвоночника назад. Тем самым открывается возможность для выражения таких сильных эмоций как гнев и страдание. Раскрытые руки выражают чувство силы и свободы. Руки также могут выражать этот паттерн через протягивание для достижения контакта с другим человеком или деликатного исследования ближайшего пространства вокруг себя. Преобладание этого паттерна означает чрезмерную экспансивность при неспособности адекватно выражать свои чувства.

2. Аттракция-оппозиция, или притягивание-отталкивание. Паттерны отвечают за чувство личных границ и силы. Паттерн аттракции выражается в движениях, с помощью которых человек может приблизить к себе что-то, удержать или отнять; рефлексе хватания. Преобладание этих движений в репертуаре индивида может означать склонность "тянуть одеяло на себя", манипулятивность, его излишнюю зависимость от внешних сил. Паттерн оппозиции выражается в движениях и жестах отталкивания, отвержения, отстранения, способности говорить "нет". Он очень важен для отстаивания собственных границ, интересов, ценностей. Увлечение этим паттерном свойственно людям, чрезмерно опасающимся манипуляций, ожидающим недоброжелательных вторжений, ригидных, недоверчивых и конфликтных в отношениях.

3. Ротация-канализация, или вращательные-прямые движения. Эти паттерны отвечают за выбор направления в движениях и действиях. Паттерн ротации выражается во вращательных, обтекающих и огибающих движениях, ходьбе с раскачиванием вправо-влево, поворотах вправо-влево и т.д. Иногда полезно уметь сворачивать с основного пути, чтобы находить что-то новое. Движения ротации свидетельствуют о гибкости, пластичности человека, его способности быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Преобладание этого паттерна характерно для лиц, неспособных к решительным действиям, не умеющим впрямую отказывать или добиваться своего, не способных формировать сколь-нибудь определенные точки зрения. Паттерн канализации выражается в прямых, сфокусированных, напористых движениях и действиях и полезен для продвижения и достижения целей. Фиксированность на этом паттерне свойственна ригидным людям, тем, кто не воспринимает ничего, кроме поставленной цели, идет напролом и готов положить жизнь ради ее достижения. Таким людям, как правило, сложно приспосабливаться к чему-то новому или каким бы то ни было изменениям.

4. Активация-абсорбция. Эти паттерны отвечают за смену энергетических циклов в жизни человека. Активация проявляется в активной разряжающей, симпатической фазе функционирования вегетативной нервной системы; локомоции - активных движениях рук и ног при ходьбе, плавании, беге и прыжках. Активация подготавливает человека к передвижению куда-либо с относительной быстротой. Увлекающиеся этим паттерном люди живут сверх активно и интенсивно, отдых для них пытка. У таких людей поле активации в характере: они всегда в пути и не знают, когда остановиться. Паттерн абсорбции проявляется в принимающей и регенерирующей парасимпатической фазе; в пребывании в состоянии покоя и расслабления. Это моторное поле является наименее драматичным из всех остальных полей. Оно предлагает человеку просто ничего не делать, позволить себе, принять вовнутрь, ощутить себя как источник бытия, а не центр "делания". Фиксация на этом паттерне свойственна пассивно зависимым людям. Он необходим таким людям, чтобы потом начать "шевелиться", перейти от отдыха к движению.

5. Пульсация. Этот паттерн интегрирует и координирует перечисленные 4 пары противоположно направленных полей и отвечает за контакт человека с самим собой и с внешним миром, а также за возможность свободного, адекватного ситуации выбора предпочтительного моторного паттерна и их произвольного комбинирования. Он связывает дыхание с движениями, чувствами, функционированием когнитивной сферы человека. Люди, у которых более выражен вдох, склонны контейнировать, удерживать. Люди с более выраженным выдохом расположены к экспрессии, высвобождению и разрядке. Спектр от контейнирования до высвобождения является одним из основных ритмов нашей жизни. Таким образом, развитие этого паттерна означает наличие способности переключаться и выбирать - чрезвычайно ценной для жизни любого организма.

Эта диагностическая система основана на довольно очевидных проявлениях, доступных для наблюдения за человеком как в обычной жизни, так и на специальных двигательных занятиях.

Язык танца

В практике танцевально-двигательной терапии традиционно используют рассмотрение движений человека в контексте 4-х природных стихий: земли, огня, воды и воздуха, связывая их с 3-мя ярусами, на которые можно поделить тело человека и плоскость его движения по горизонтали.

Нижний ярус - от бедер до стоп и соприкосновения с землей, а также все доступное в движении пространство вокруг ног: приседания, наклоны, движения на земле (например, брейк-данс, присядка или движение в партере в модерне). Этот ярус в восточной традиции относится к стихии земли. Движения в этой области возвращают в детство (личную историю человека) и к ранним этапам эволюционного развития - к состоянию животных, земноводных и далее - к первооснове, разрушают стереотип собственного "я". Такое нисхождение часто дает доступ к ресурсным энергиям инстинкта и бессознательных чувств. В этом ярусе человек чувствует себя более живым, но... менее человеком.

Средний ярус - корпус, шея и руки, двигающиеся на уровне плеч и ниже - вмещает в себя сразу две противоположных стихии: огонь и воду - мужское и женское начало. Для большинства людей это основная зона танца. Движения здесь идут от бедер и плеч, они говорят о сексуальности и раскрепощенности. У большинства людей движения в этой зоне довольно однообразны и имеют ограниченную амплитуду, что свидетельствует о подчинении человека правилам приличия, законам общества, культурным стереотипам. Чем шире амплитуда движений, особенно в области бедер, тем меньше подчиняется человек сексуальным и иным социальным догмам. Если в танце нет гармонии между движениями плеч и бедер - перетекания из верхней части в нижнюю и обратно, или какая-то часть вообще не "работает" - возможно, существуют проблемы с проявлением и выражением чувств.

Верхний ярус - голова, шея, руки, двигающиеся выше уровня плеч: прыжки, полеты - традиционно относится к стихии воздуха. Для многих людей в европейской культуре движения в этой области символизируют изменение собственного "я" на высшем, духовном уровне, прорыв, воплощение нереализованного, нового и неизвестного, мечты о свободе и полете. Отказ от движений в этой области иногда связан со страхом "оторваться от земли". Чаще всего это свойственно лицам с устойчивым социальным положением, которые боятся потерять вес в обществе (и собственный вес тоже), разрушить сложившийся эффектный имидж.

Кроме горизонтальной в танце-двигательной терапии часто рассматривается и вертикальная плоскость движений: вперед-назад. Пространство перед собой, как правило, в танце и свободном движении используется чаще, чем область за спиной. Если двигаться вперед комфортнее, чем назад, то, возможно, за этим скрывается желание избежать, отвернуться от своих проблем. С этим же феноменом нередко связывают страх перед смертью.

Вообще, за всю историю человечества наработано чрезвычайно много информации и систем знаний о том, как читать тело человека. На какую именно опираться, на что смотреть - дело выбора каждого конкретного специалиста, работающего с человеком. Так или иначе, в помогающей профессии данные наблюдений за невербальными проявлениями человека используются для установления и/или налаживания необходимых отношений в контексте индивидуального консультирования или психокоррекции и групповой работы, а так же для построения дальнейших развивающих и/или коррекционных занятий с объектами наблюдений.

Памятка по использованию метода наблюдения за телом и телесными движениями

1. Восстановите контакт с собственным телом, в случае, если он утрачен, и научитесь его чувствовать и понимать на уровне своих ощущений, желаний и чувств. Это поможет "сонастраиваться" с объектом наблюдения и наиболее точно определять значение тех или иных его/ее телесных проявлений. Только тот способен со-чувствовать и правильно понимать другого, кто чувствует и понимает себя.

2. Не торопитесь делать выводы и заключения по поводу наблюдаемого. Личные догадки и предположения могут давать искаженную картину о другом человеке, когда включаются механизмы интерпретаций. Как правило, нелишней бывает проверка предположений - через деликатный вопрос и получение подтверждающей или опровергающей информации.

3. Не настаивайте на собственной правоте, предъявляя свои предположения или заключения наблюдаемому о нем/ней, если они не принимаются. Иногда полезнее выслушать его/ее правду о самом себе или просто промолчать.

4. Не бойтесь ошибаться и принимать поправки. Это развивает и укрепляет отношения.

5. Не бойтесь угадывать и быть правым. Это вызывает уважение и дает вашему партнеру по отношениям чувство опоры.

6. Будьте деликатными при наблюдении. Мало кому приятно находиться под прицелом микроскопа.

7. Развивайте свою наблюдательность. Умение по-настоящему видеть другого избавляет от необходимости быть скрытным и вызывает доверие.

Использованная литература:
1. В. Райх "Анализ характера". М., 2000;
2. Г. Тимошенко, Е. Леоненко "Работа с телом в психотерапии". М., 2010.
3. В. Баскаков "Танатотерапия. Теоретические основы и практическое применение". М., 2007 г.
4. Д. Боаделла " Моторные поля как основные паттерны потоков движения" / http://www.therapy.by/therapy/devid_boadella_motornie_polya_kak_osnovnie_patterni_pot/;
5. Т. Виноградова "Танцуют все! О чем говорят наши движения" / http://www.toptrening.ru/articles/496/

Источник: http://www.movetherapy.ru/diagnostika.html



Просмотров: 563
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Мотивационная энергия движения "от" или "к"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Кризис среднего возраста: "симптомы" и "лечение".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • "Принять" или "бороться": о психологическом принятии своего тела.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Как определить "НАСТОЯЩИЕ" проблемы (или наличие "СКРЫТЫХ").
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь