|
Гештальт-подход в бизнесе. Часть первая. Зачем предпринимателю оба полушария мозга?Автор статьи: Ефремов Денис Александрович
Я бы хотел рассказать о трех мифах относительно психологии и психологов в бизнесе. А так же написать о том, почему я считаю, что Гештальт может быть полезен в бизнесе.
Миф 1. О том, что можно научиться быть бизнесменом, научится быть хорошим менеджером. Мне кажется это совершенно невозможно. Так же как можно научиться рисовать, но невозможно научиться быть художником. Предпринимателем или руководителем, можно стать, и для этого мало только знаний, тут должны быть личностные перемены, тут должны быть найдены новые личностные ресурсы, проработаны неудачные паттерны поведения. Однако люди, подверженные этому мифу предпочитают посещать тренинги и обучаться сугубо практичным вещам. И ожидают этих самых изменений, которые естественно не происходят. Не в коем случаи не хочу сказать, что обучение это не нужная вещь, однако оно не слишком ведет к изменениям. Ну почему это так? Предлагаю немного порассуждать на эту тему. Не секрет, что чем более развитое существо перед нами, тем ярче выражена его асимметрия. Разрежь дождевого червя, пополам, и из каждой половины разовьется полноценный червь, а у более сложных организмов совсем не так. Своего пика асимметрия достигает у человека. Левое и правое полушария мозга занимаются совершенно разными делами. Вся наша рациональность: логическое мышление, склонность к анализу, речь, умение опираться на факты и ориентироваться в пространстве - это левое полушарие. Правое же полушарие - это чувства, интуиция, умение схватывать целое, воображение, символьное и образное мышление, понимания метафор. То есть все то, что можно считать иррациональным. И вот эти самые личностные изменения возможно ТОЛЬКО при участии обоих полушарий мозга. То есть мало овладеть навыком. Чтобы его применять нужно, что бы он стал частью тебя. Мало понимать какого качества тебе не хватает для эффективной работы, нужно это качество в себе взрастить: получить новый эмоционально окрашенный опыт, осмыслить его, сделать его своей частью. Эмоциональность, которая больше связана с правым полушарием, так же играет огромную роль в жизни человека. Именно эмоции окрашивают события и «маркируют» их в положительные, или отрицательные. Невозможно стать хороший руководителям, даже прочитав все книги по MBA, если процесс руководства вызывает у Вас негативные эмоции. Их нужно прорабатывать с коучем, или психологом. По сути дела, любой запрос в психологическом бизнес-консультировании эффективно решается благодаря стратегии, запускающих активность обоих полушарий:
Список можно продолжать и дальше. Вывод, на мой взгляд, таков: бизнес, как и любая другая сфера жизни, строится заметно эффективнее, если у бизнесмена активно работают оба полушария мозга.
Миф второй: работа с бессознательным - это удел психотерапии, а в организационном консультировании, коучинге, бизнес-тренингах все происходит только на сознательном уровне. Дедушка Фрейд предположил наличия такой области нашей психики как бессознательное. И всё дальнейшее развития практики психотерапии и психологии подтверждает это предположение. Нет людей без бессознательного. Наивно предполагать, что бессознательное влияет на то, как мы воспринимаем мир, на наше отношения с близким и дальним окружением, на то, как мы строим семейную жизнь, но вот стоит нам переступить порог офиса, как бессознательное отступает. Конечно же, это не так, наше бессознательно остается с нами всегда. Цель работы с психологом в бизнесе расширения зоны осознавания. То есть осознать то, что раньше не осознавалось. Осознавать, значить иметь возможность что-то изменить. Если начальник не осознает, например своего желания быть «своим парнем» коллективу, то он не сможет это ситуацией управлять. То есть будут проблемы с соблюдением субординации, будут проблемы с дисциплиной, с выполнением планов. Такой начальник будет избегать неприятных разговоров с персоналом, что будет сказываться на общей эффективности. Разница между терапией и коучингом будет в том, что на терапии мы, скорее всего, будем выяснять откуда это желание взялось (детство ли?), то в коучинге уже осознавания наличия этого желания, будет достаточно для дальнейших изменений.
Миф третий: хорошим бизнес-тренером может быть только хороший бизнесмен.
Это несколько категоричная идея вытекает из разумного посыла: что бы учить нужно уметь самому. Однако, если тема бизнес-тренинга, например, разрешения конфликтов, то тренер должен хорошо разбираться в специфики конфликтов в бизнесе и уметь устанавливать доверительные отношения, создавать атмосферу в которой хочется работать. Но это отнюдь не означает, что сам он должен быть успешным бизнесменом, так бизнес не ограничивается конфликтами, да и одним психологическим содержанием вообще. Хороший бизнес-тренер должен быть хорошим бизнес-тренером.
Перейдем от мифов к предложению. Чем, на мой взгляд, хорош Гештальт-подход при работе с бизнесом? Прежде всего Гештальт обладает огромной методической базой, так как это одно из направлений психотерапии, соответственно мы можем говорить о достаточно хорошей научной обоснованности метода. Это же относится и к уровню подготовки специалистов. Не каждый бизнес-тренер может похвастаться 3 летней подготовкой (в общей сложности более 550 часов: терапевтической работы в роли клиента, практических работ, супервизий и дидактических лекций и это уже на базе Высшего образования. Такая подготовка дает хороший инструментарий для ведения как индивидуальной, так и для групповой работы). А гештальтистов готовят именно так. Если же говорите о самом ходе работы во время консультации или тренинга, то она никогда не сводится только к рациональным вещам или наоборот только к эмоциональности. Нет! При работе с гештальтистом у Вас будут задействованы все полюса личности: и тело, и эмоции, и логика, и способ Контакта с другими, и Ваши духовные ценности. Тоже самое, относится и к работе с организацией в целом – затрагиваются все пять полюсов: материальный полюс, эмоциональная атмосфера в коллективе, способ принятия решений, способ коммуникации в коллективе, ценности компании - ее миссия. Это не только прекрасная диагностика, но и стратегия работы направленная на восстановление целостности компании. Изменения, которые достигает клиент во время работы, происходит благодаря получению нового опыта. Его осмыслению и принятию – ассимиляции. В результате такой работы происходит расширения зоны осознавания, то есть то, что раньше было неосознаваемо (читай частью бессознательного) становится осознаваемым. Одно из базовых понятий в Гештальте это понятие Контакта. Контакт здесь понимается как истинная Встреча. Встреча человека с человеком, человека со своими внутренними переживаниями, со своей потребностью, целью. Значения хорошего Контакта в бизнесе невозможно переоценить. От качества Контакта руководителя и подчиненного, сотрудников разного отдела, продавца и клиента, коллег между собой, от того насколько Ваши сотрудники умеют донести свою мысль до других, насколько хорошо они слышат другого человека (а не свои мысли о том, что он якобы имел ввиду), напрямую зависит Ваши финансы. Работая с гештальт-консультантом клиент имеет возможность сделать многое, прежде всего, улучшить качества Контакта и осознать то, как происходит бессознательные срывы Контакта. Основные формы работы гештальтиста в бизнесе это: коучинг, бизнес-тренинги и организационное консультирование. Подробнее об этом уже в следующей статье. Ефремов Денис, гештальт-практик, коуч. ЖЖ автора Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|