|
Начало терапии. Первый контактАвтор статьи: Вирченко Неля Закиевна
Первая встреча начинается ещё с телефонного обращения, даже с мысли о необходимости обратиться к специалисту. Это воспринимается часто как "что-то со мной не так", "в чём я не справляюсь?". От этого появляется тревожность, напряжение. Вольно или невольно человек начинает готовиться к этой встрече. "Мне так плохо, а сможет ли он мне помочь?" Или же желает избавления от своего страдания, в виде ожидания некой "пилюли": "мне его рекомендовали, он мне даст совет, он же специалист, и всё разрешится". В своих поступках, в манере себя держать, в том, как он себя ведет, пациент показывает свое бессознательное. Попробуйте прислушиваться к каждому слову, с чего он начал свою речь. За каждым словом стоит бессознательное. Важно обратить внимание на невербальную информацию: как он входит в кабинет, как выходит, как оплачивает, до сессии, после сессии, с охотой или без, как садится, когда начинает говорить. В момент встречи он может быть переполненным своими страданиями, всю встречу может провести в слезах, а может улыбаться и стараться быть спокойным, но за этим спокойствием огромное внутреннее напряжение. Иногда с раздражением, когда по чьему-то настоянию записался на приём. Но напряжение и тревога присутствуют всегда. Фрейд писал о том, что это самые сложные, самые тяжёлые переживания - переживания беспомощности и бессилия из тех переживаний, что человеку знакомы. Например, если Ваш пациент ведёт себя неуверенно, ждёт, что Вы будете расспрашивать, говорит, что ему проще, когда ему задаются вопросы, важно понять, что стоит за этим. И можно начать свою беседу с этого момента. Речь пойдёт о ситуации в данный момент, о его переживаниях по поводу посещения кабинета психотерапевта. А если начать беседу с вопросов, к которым подготовился пациент, то это будет обычной для него моделью поведения. Возможно, в жизни у него так и происходит, он под кого-то подстраивается и поэтому не уверен в себе. Спросим пациента: как и когда возникло состояние, по поводу которого он обратился к нам, как он к нему относится, что он об этом думает, почему он обратился, по чьей инициативе, как долго он находится в нём, как переживает его, какие у него представления о том, каким образом у него возникло оно, как он его объясняет. Кто-то говорит про соматику, кто-то про психологическую причину, кто-то про социальную. Очень важно помочь пациенту вербализировать свои переживания. Психотерапевту в этом диалоге не нужно заботиться о формулировках, пытаться формулировать чётко свои мысли. Задача лучше почувствовать себя, ощутить себя, мыслить свободно. В работе по развитию наблюдающего Эго, а это очень важно, психотерапевт оказывает большую поддержку, по сути, он обучает пациента мыслить и разговаривать в таком ключе: свободно мыслить, свободно наблюдать, отчасти интерпретировать, осознавать те моменты, которые он переживает. То, что говорит специалист, как он говорит, как он связывает какие-то вещи, это тот эталон, который возьмёт в работу пациент. Он пришёл с проблемой, на ней он сфокусирован. На своих симптомах. Желательно, уже на первой встрече дать ему определённую надежду, потому что чаще обращаются в ситуации безвыходности, бессилия. Задача специалиста способствовать тому, чтобы пациент почувствовал себя здоровым человеком. Фокус внимания нужно сосредоточить на концепции изменения. Уже в первую встречу, во второй половине после описания пациентом своей проблемы можно оказать поддержку, дать упражнение, повышающее самооценку, способствующее принятию себя. Вы довели пациента до понимания того, что от Вас ждать. В статье Макаровой Е. В.есть стандарты, что должно быть в результате терапии: Наверное, задача первых сессий - создать, сотворить пациента, который будет готов проходить психотерапию. Психотерапевтические отношения это особые отношения, они в природе не существуют. Это противоестественно, когда один человек сосредоточен в заботливом эмпатическом внимании на другом и стремится дать какие-то интерпретации, освободить то напряжение, которое создано вытеснением, стремится понимать и способствовать, чтобы характер взаимодействия постепенно интернализировался. Важно способствовать тому, чтобы возник трансфер и сеттинг, границы и физические, и финансовые, и временные, чтобы возник этот перенос, чтобы возникли отношения не совсем реальные. Пережить этот трансфер в психотерапевтическом процессе и сделать что-то новое. Прежде всего пациент должен понимать, в каких отношениях он находится. Без подробностей, но представлять, каким образом Вы работаете. Это происходит на первых встречах. Вы вникли в суть проблемы, договорились о пробных встречах. Через 3-6 сессий Вы можете определиться, можете ли Вы работать с этим пациентом, ему определиться, может ли он работать с Вами. И это его право, не принять момент длительных отношений с Вами, также как и Ваше, не принять его желание работать с Вами, есть и у того, и другого. И даже когда пациентов немного, а мы тогда придаём им особое значение, не стоит качество своей работы связывать с тем моментом, что пациенты могут от нас уходить. Психотерапия – это не услуга. Это специфический вид работы, специфический вид контракта. Когда возникает с обеих сторон подтверждение этой рамки, мы можем говорить о контракте: письменном или устном. В письменный следует вписывать ожидания пациента, это мотивирует психотерапевта качественно подойти к формированию запроса, чтобы соотнести свои возможности с тем, что хочет пациент и каким образом этого можно добиться.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|