«Нет такой функции в любом организме, которая не была бы причастна к окружающей среде самым существенным образом. И наоборот, реальная окружающая среда, место, это то, что выбрано, организовано и приспособлено организмом».
Пол Гудман
История возникновения и понятие поля.
Термин «поле» заимствован из физики, где он появился в начале восемнадцатого века и описывал «действие на расстоянии». Следуя широкой практике использования терминов из естественных наук, Курт Левин (1890-1947) психологизировал это понятие для описания взаимодействия целого и его частей в системе человеческих отношений. Внутренний мир индивида, окружающую его среду и отношения между ними можно назвать «полем». При этом, с одной стороны, человек создает поле, а с другой, находится под его влиянием. Это влияние перманентно: человек никогда не бывает изолированным или самодостаточным, так как удовлетворить свои потребности может только через окружающий мир.
Принципы теории поля.
Поле организовано – все составляющие поля связаны между собой, действуют вместе и влияют друг на друга.
Принцип уникальности – обобщения не точны, т.к. истории, ситуации, опыт каждого человека уникален, и люди реагируют на одно и то же событие по-разному исходя из своего опыта.
Принцип изменяющегося процесса - поле постоянно изменяется, и те способы поведения, которые ранее приводили к желаемым результатам, могут перестать выполнять свою функцию. Возникает необходимость находить новые пути и способы удовлетворения потребностей. О динамике такого рода идет речь всякий раз, когда упоминается «творческое приспособление».
Принцип существенных связей – поскольку поле организовано и все его элементы действуют друг на друга, то нет такой части поля, которую можно было бы выделить как несущественную.
Принцип единовременности – события прошлого или ожидания будущего влияют на поведение в настоящем и, следовательно, присутствуют «здесь и сейчас».
С точки зрения теории поля, клиент организует свое поведение, исходя из актуальных потребностей и незаконченных дел из прошлого. Гештальт-терапевт исследует, каким образом клиент это делает, какие неэффективные, или наоборот, успешные способы он использует, какие при этом делает жизненные выборы и воспринимает мир.
Проблема, которую «приносит» клиент, это лишь часть его жизни. Чтобы верно трактовать его чувства и особенности поведения, гештальт-терапевту необходимо учитывать все многообразие контекстов, в которых находится его клиент: ситуацию в семье и на работе, общую экономической ситуацию в стране, расовую и религиозную принадлежность, гендерные влияния, модные тенденции и прочее.
Теория поля вплотную подводит гештальт-терапевтов к нелинейному мышлению, к видению уникальности клиента в единстве его отношений с собой с отношениями с окружающим миром.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.