|
Многопоколенная передача эмоционального поля.Автор статьи: Балахонова Илона Викторовна
Вспомните, говорили ли вам в детстве ваши родители/прародители: «Ты злишься..», «Тебе обидно…», «Ты испугался и поэтому...» . Разрешали ли вам выражать своё недовольство, возмущение? Поддерживали ли вас в неловких ситуациях? Помогали ли вам преодолевать смущение и растерянность? Можете ли вы сейчас, общаясь со своими детьми, принимать их чувства, понимаете ли вы их беспокойство, помогаете ли справляться с испугом, сочувствуете ли им, позволяете ли себе проявлять нежность и любовь? Вероятно, вы заметили некоторую взаимосвязь в том, что эмоциональная атмосфера вашей семьи обусловлена качеством эмоционального климата в предыдущем поколении? В глубоком детстве, в случае непринятия ребенка родительскими фигурами, у малыша не может сформироваться базовое доверие, что впоследствии становится источником возникновения тревоги. Этот травматический опыт отвержения в раннем возрасте возникает в ответ на попытки ребенка заявить о себе – своих желаниях, потребностях, чувствах. Неспособность родителей принимать ребенка в разносторонних проявлениях приводит к пресечению развития автономии, в итоге ведет к невозможности «психологического рождения» ребенка. Джон Боулби подчеркивал «ничто не помогает ребенку в большей степени, чем способность выражать враждебные и ревностные чувства откровенно, прямо и спонтанно и нет более значимой задачи для родителя, чем быть способным принять выражения дерзости ребенка». Если ребенок не научился переживать гнев и грусть, его чувства игнорировались и были наказуемы, то, вырастая, они не в состоянии выражать чувства, а может и чувствовать вообще. Если в его родительской семье царили нездоровые, негибкие, бесчеловечные правила, то, с большей вероятностью, он будет неспособен наладить здоровые гармоничные отношения в собственной семье. По мнению Мюррея Боуэна, разный уровень эмоциональной незрелости передается от поколения к поколению. Часть своей незрелости родители передают только одному ребенку, остальные дети могут получить достаточно высокий уровень дифференцированности, так как они вырастают относительно вне семейных проблем. У выделенного ребенка развивается повышенная чувствительность к эмоциональным проявлениям родителей. Семейная проекция проявляет себя на протяжении многих поколений. Этот процесс кажется настолько обычным, что члены семьи воспринимают его просто как часть жизни и естественное единение между родителями и детьми. М. Боуэн предполагает, что ребенок, обремененный родительскими проекциями, из поколение в поколение выбирает себе партнера со схожим уровнем дифференцированности. Шизофрения, алкоголизм и, возможно, хронические физические заболевания являются манифестациями вариантов этого процесса. Этот процесс может быть замедлен в любом поколении случайными событиями, и точно так же ускорить его могут неблагоприятные обстоятельства. Влияние на этот процесс могут оказывать механизмы способные поглощать тревогу, механизмы отличные от проекций. Чтобы нарушения перешли на уровень шизофрении нужно 8-10 поколений. Если сильные стрессы присутствуют в 5-6 поколениях, то начинает воспроизводиться паттерн хронической социальной неудачи, а не шизофрении. Если же мы проследим судьбу ребенка, который смог развить высокий уровень дифференциации Я, мы увидим целое поколение успешных и функциональных людей. Налаживание (оздоровление) эмоциональных связей предполагает способность к осознаванию и проявлению чувств. Этому можно научиться. Можно и нужно научиться поддерживать своих детей в их детских переживаниях - страхах, обидах; разделять с ними печаль, испытывать вместе с ними чувства воодушевления, довольства, наслаждения, умиления. Таким образом, вы или поддержите уже существующий позитивный паттерн или попытаетесь прервать процесс многопоколенной передачи дисфункциональных отношений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|