|
Работа с голосом в гештальт- терапииАвтор статьи: Чебакова Елена Константиновна
Работа с голосом в гештальт- терапии
Описание работы с голосом чаще всего встречается в работах по освоению сценического искусства и актерского мастерства, в работах области медицины, отражающих работу с людьми уже имеющими те или иные нарушения голоса, в описании систем занятий оздоравливающих организм человека. Если цель работы с голосом сводится только к его постановке, не затрагивающая аспектов работы с личностью, то это часто не приводит к стойкому результату. Зарубежные авторы предлагают уделять специальное внимание личностным особенностям и использовать голос как средство познания себя и развития собственной личности (в основном ориентируясь на работу с певческим голосом). Звучание голоса связано с энергией человека. Не напрасно работа с голосом существует и в восточных практиках, и используется для достижения свободы, гармонии души и тела и познания возможностей человека. Некоторые психотерапевты подчеркивают важность тела в своей работе, признавая, что работа с голосом способна затронуть значимые, давно забытые воспоминания, в первую очередь телесного характера (П. Роденбург). В работе с голосом участвует все тело. В звучании голоса отражается функционирование дыхательной и мышечной систем. Голос может передавать поразительное количество информации о своем носителе. Человек живет эмоциональной, духовной, интеллектуальной жизнью. При возникновении блоков в этих сферах, а также физического напряжения, искажается природный голос. Психологический удар или жизненная неудача могут привести к эмоциональному напряжению, которое отражается в языке тела и в голосе. Во время стресса голос сильно меняется. Если устранить блоки, с помощью голоса можно передать различные нюансы мыслей и эмоций. В гештальт- терапии на психотерапевтической сессии работа с голосом начинается с осознавания звучания голоса клиента. Это важно и при установлении контакта с клиентом, и при работе с психосоматическими нарушениями. Работа с голосом относится к феноменам тела, поэтому важно не только то, что говорит клиент, но и КАК он говорит и что при этом происходит с клиентом. Здесь терапевт может обращать внимание на следующее:
Осознавая оттенки звучания голоса, терапевт может строить гипотезы, как оперделенное звучание связано с содержанием речи клиента и с телесными проявлениями. Важно обращать внимание клиента на напряжения и расслабления в теле, которые возникают при определенном звучании его голоса и обсуждении определенных тем. При этом клиент, осознавая собственное звучание, может вспоминать различные жизненные ситуации, вызывающие напряжения мышц. Эмоциональное состояние является сигналом об отношениях человека с самим собой и с миром. Запуском патогенетического процесса является отказ от переживания. По словам И. Д. Булюбаш, «если развитие голоса на каком-либо уровне блокировалось, работа с ним обычно стимулирует появление забытых воспоминаний, скрытых за напряжением мышц» (Булюбаш, 2008).
Иногда спонтанность во взаимодействии с окружающим миром становится невозможной в силу каких-либо социальных правил или других психологических факторов, и тогда в том месте, где в теле появляется и затормаживается ответный импульс, формируется телесный зажим. Если чувства неприятны и человек их отвергает, вмешиваясь в процесс естественной саморегуляции, это может приводить к напряжению в мышцах, крайняя степень которого приводит к появлению боли. При терапевтической работе с голосом происходит снятие излишнего напряжения, тогда голос может выразить всю полноту эмоций и оттенков мысли. В кабинете гештальт – терапевта возникает ситуация, когда можно начать проработку этих забытых ситуаций «методом челнока», одним из инструментов гештальт- терапии. При работе с телесными блоками клиент может сопротивляться болезненным состояниям и переживаниям, которые возникают и стоят за ними, поэтому в работе с клиентом важно осознавание этих сопротивлений, их смысла и функции в отношениях с окружающим миром. В гештальт – терапии есть понятие «полярности». Это крайности человеческого поведения, противоположные и конфликтующие между собой образы жизни, между которыми выбирает или мечется клиент. Терапевт, учитывая существование полярностей, может обратить внимание и выводить в осознавание клиента, как звучит голос и как блокируется в переживаниях клиента, т.е., что не звучит и что звучит и как звучит. Молчание можно рассматривать как полярность выражения в звуке чувств и эмоциональных состояний. Можно попросить клиента выразить голосом обнаруженные заблокированные эмоции (см. далее). После, для проработки выявленной проблемной ситуации возможны разные варианты работы с клиентом, например,
Существующее напряжение в теле блокирует прохождение энергии, голос не может звучать свободно. Для того, чтобы высвободить напряжение в теле, надо его осознать, и именно поэтому применяется способ усиления уже осознанного напряжения в теле. Это один из инструментов гештальт- терапии. Клиент при психотерапевтической работе учится осознавать и принимать самые слабые и привычные движения и лежащие за ними чувства и воспоминания. Если воспоминания эмоционально травмирующие, и человек предпочитает не соприкасаться с болью и не выражать этих чувств, мышцы привычно зажимаются и это влияет на качество голоса. Когда уходит напряжение из тела, голос может звучать сильнее. Клиент начинает чувствовать в звуке отражение напряжений в теле. Далее можно работать с этим звуком как с симптомом: говорить от имени этого симптома, не только через речь, а и через звучание без слов, интонировать, разрешить звучать так, как хочет звучать выявленная эмоция. При этом обращать внимание клиента, что именно ему хочется поменять в этот момент в теле, какие сделать движения, что выразить. Способом преодоления критической ситуации является переживание (Василюк, 1984). Так происходит переход от осознавания заблокированного эмоционального состояния к спонтанности, клиент учится принимать, доверять и выражать сначала в контакте с терапевтом, а затем и в контакте с миром. Как пишет О.В. Немиринский, «если мы установили эти альтернативные позиции на телесном уровне, уже намного легче соотнести их с соответствующими позициями во взаимодействии пациента с окружающим миром, с другими людьми» (Немиринский, 2015]) Прорабатывая незавершенные дела в прошлом и осознавая чувства, которые возникали в тех ситуациях, происходит расслабление мышц, голос может начать звучать свободнее. Как пишет Булюбаш, «проработка незавершенных дел и сопутствующих им чувств приводит к расслаблению мышц, необходимому для выхода свободных звуков». (Булюбаш, 2008) Когда человек разрешает себе звучать и быть услышанным, это помогает улучшить контакт с собой, своими чувствами, мыслями, телом, а также улучшить контакт с миром. Работа с голосом тесно связана с отслеживанием терапевтом дыхания клиента и обращением внимания, какой становится голос, если клиент задерживает дыхание. Задержка дыхания связана с изменением эмоционального состояния клиента. «После разоблачения в себе обиженного ребенка и признания его нужд можно открыть в себе веселого ребенка, детскую часть, которая от природы любопытна, любит приключения, открыта для новых впечатлений и позволяет проявить физическую гибкость и свободу (Мейгс,2001). Цель психотерапии заключается в том, чтобы помочь людям получить возможность свободно, независимо существовать, оставаться открытым опыту и чувствам, а также сохранять способность адекватно реагировать как на положительные, так и на отрицательные события в жизни.
Литература: 1. Булюбаш И.Д. «Руководство по гештальт- терапии./Сер.:золотой фонд психотерапии.-2-е изд.- М.: психотерапия. 2008.-768 2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., МГУ, 1984. 3. Мейгс М.М. Работа с голосом // Инновационная психотерапия / Под ред. Д.Джоунса. СПб.: Питер, 2001. С.278-302. 4. Немиринский О. В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту / О.В. Немиринский // Симптом и контакт: Клинические аспекты гештальт-терапии. – М.: МИГТиК, 2015. - С.51-60.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|