|
Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)Автор статьи: Забавина Алёна Александровна
С психологической точки зрения в каждом заложена одаренность и таланты. Однако, это не всегда приводит к тому, что ребенок становится выдающейся личностью. По статистике 80% детей, которые считались одаренными в детстве, никак не реализуют свои возможности во взрослой жизни и, попросту говоря, теряют их [5]. Успех такого "особенного" ребенка во много зависит от тех условий, в которых он растет и развивается: от заботы и внимания родителей, педагогов и в целом от окружающего социума. Поэтому, одной из задач системы образования и воспитания сегодня, а дополнительного образования в частности, является развитие одаренности и всесторонняя поддержка детей, проявившие выдающие способности в том или ином виде деятельности. В приоритете образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, не только повышение качества образования, но и создание педагогических условий для решения проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Реализация принципов личностно-ориентированного, развивающего подхода способствует формированию системы непрерывного образования непосредственно для каждого обучающегося. И в первую очередь здесь важно рассматривать возможность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с целью поддержания и укрепления самости детей, развития природой заложенных талантов [1]. Индивидуализация обучения рассматривается как совместная деятельность педагога и учащегося. Творческая, свободная от стандартов образовательная среда в дополнительном образовании позволяет удовлетворить запросы каждого конкретного ребенка, используя потенциал его свободного времени [3]. Дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, времени и способа её освоения. Именно на основании этой, законодательно закрепленной, функции педагоги дополнительного образования проектируют и реализуют индивидуальные образовательные маршруты. Программы обучения детей, проявивших выдающиеся способности, отличаются по содержанию, процессу освоения, ожидаемым результатам и среде обучения – отсюда их гибкость и вариативность. Использование индивидуальной формы позволяет учесть все особенность обучающегося, одновременно включая его в деятельность всего объединения, что способствует активной социализации, укреплению самооценки ребенка в комфортно-конкурентной среде и ситуации успеха. Это становится основной задачей педагога дополнительного образования в работе с "одаренным" ребенком. Нельзя забывать, что еще одной задачей администрации образовательных организаций системы дополнительного образования является – облегчение условий труда педагогов: упорядочение форм отчетности и заполняемой документации. Создание специальных локальных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процесс, дает возможность обозначить четкие схемы и алгоритмы. К тому же, индивидуальный образовательный маршрут, являясь частью дополнительной общеобразовательной программы - возможность вносить "точечные" (обязательные) изменения в программу, не корректируя ее полностью. Нормативная основа реализации индивидуального образовательного маршрута в образовательной организации регламентируется положением. Документ разрабатывается на основании [3]: - Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; - Устава организации - Программы развития организации Содержание Положения включает в себя следующие пункты: Таблица 1
Рекомендовать обучающемуся переход на индивидуальный образовательный маршрут педагог дополнительного образования может по результатам мониторинга освоения дополнительной общеобразовательной программы, на основе наблюдения и личных успехов ребенка. Важно учитывать, что реализация данной формы организации образовательной деятельности возможна только при согласии родителей (законных представителей) и по их заявлению. Программа индивидуального образовательного маршрута рассматривается Педагогическим советом. Реализация ИОМ в рамках дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в соответствии с общим расписанием занятий объединения. Если индивидуальная программа обучения требует дополнительных занятий, с обучающимся – составляется отдельное расписание учебных занятий. Индивидуальный образовательный маршрут является приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется, для каждого ребенка, по определенной схеме, так же закрепленной в Положении:
- актуальность, основание и целесообразность разработки ИОМ; - название, направленность, уровень освоения, год утверждения дополнительной общеобразовательной программы, на основе которой разрабатывается ИОМ; - цель, задачи ИОМ; - механизм реализации ИОМ, предпочтительные формы и методы реализации ИОМ, режим занятий; - ожидаемые результаты.
Таблица 2
Обозначив четкую схему обучения по индивидуальному образовательному маршруту необходимо уделить внимание отслеживанию образовательных и воспитательных результатов. У талантливых, проявивших выдающиеся способности детей часто возникают сложности с адекватной самостоятельной оценкой личных творческих достижений. Отсюда еще одна проблема – болезненное отношение или полное неприятие критики, либо наоборот – неумение принимать похвалу. При составлении программы ИОМ, необходимо обозначить чёткие критерии достижения образовательных результатов и учесть при их составлении: - уровень освоения учебного материала, заложенного в содержании; - овладение определенными способами деятельности (проведение исследований, реализация творческих и социальных проектов, владение специальными техниками и инструментарием, подготовка к участию в конкурсах различного уровня и т.д.); - развитие личностных качеств и компетенций обучающегося (коммуникативные способности, навыки самопрезентации, качества лидера и т.д.) Важной составной частью диагностики эффективности реализации ИОМ является самоанализ обучающегося, процесс рефлексии деятельности. Необходимость проведения этой процедуры так же закреплена в представленном Положении. Проведение ребенком самоанализа по определенной схеме (Приложение) позволит ему: самостоятельно оценить свой труд в течении всего времени, отведенного на освоение учебного материала в режиме индивидуальной работы; обозначить четкие (в том числе конкретные – «материальные») результаты и поставить реальные цели и задачи на дальнейшее обучение. Педагог, в свою очередь, может и даже обязан, учесть результаты самоанализа (рефлексии) обучающегося при корректировке программы ИОМ. Подводя итоги, хочется отметить, что определение регламента деятельности педагога дополнительного образования по организации обучения в форме индивидуального образовательного маршрута позволило нам оптимизировать работу творческих объединений. Обозначенный алгоритм упорядочивает документацию и дает возможность подобрать для каждого свой режим освоения программы. Индивидуальный подход в обучении талантливых детей – это уникальная возможность выстроить собственную жизненную траекторию каждого ребенка, научить его решать самые сложные и самые интересные задачи!
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|