Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)

Организация индивидуального обучения одаренных детей в системе дополнительного образования

В Федеральном законе  "Об образовании в Российской федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст.77) термин "одаренные дети" употребляется в формулировке – "дети, проявившие выдающиеся способности". Это ребята, которые в своем уровне развития несколько превосходят сверстников.

С психологической точки зрения в каждом заложена одаренность и таланты. Однако, это не всегда приводит к тому, что ребенок становится выдающейся личностью. По статистике 80% детей, которые считались одаренными в детстве, никак не реализуют свои возможности во взрослой жизни и, попросту говоря, теряют их [5].

Успех такого "особенного" ребенка во много зависит от тех условий, в которых он растет и развивается: от заботы и внимания родителей, педагогов и в целом от окружающего социума. Поэтому, одной из задач системы образования и воспитания сегодня, а дополнительного образования в частности, является развитие одаренности и всесторонняя поддержка детей, проявившие выдающие способности в том или ином виде деятельности.

В приоритете образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, не только повышение качества образования, но и создание педагогических условий для решения проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Реализация принципов личностно-ориентированного, развивающего подхода способствует формированию системы непрерывного образования непосредственно для каждого обучающегося. И в первую очередь здесь важно рассматривать возможность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с целью поддержания и укрепления самости детей, развития природой заложенных талантов [1].

Индивидуализация обучения рассматривается как совместная деятельность педагога и учащегося. Творческая, свободная от стандартов образовательная среда в дополнительном образовании позволяет удовлетворить запросы каждого конкретного ребенка, используя потенциал его свободного времени [3].

Дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, времени и способа её освоения. Именно на основании этой, законодательно закрепленной, функции педагоги дополнительного образования проектируют и реализуют индивидуальные образовательные маршруты.

Программы обучения детей, проявивших выдающиеся способности, отличаются по содержанию, процессу освоения, ожидаемым результатам и среде обучения – отсюда их гибкость и вариативность. Использование индивидуальной формы позволяет учесть все особенность обучающегося, одновременно включая его в деятельность всего объединения, что способствует активной социализации, укреплению самооценки ребенка в комфортно-конкурентной среде и ситуации успеха. Это становится основной задачей педагога дополнительного образования в работе с "одаренным" ребенком.

Нельзя забывать, что еще одной задачей администрации образовательных организаций системы дополнительного образования является – облегчение условий труда педагогов: упорядочение форм отчетности и заполняемой документации. Создание специальных локальных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процесс, дает возможность  обозначить четкие схемы и алгоритмы. К тому же, индивидуальный образовательный маршрут, являясь частью дополнительной общеобразовательной программы - возможность вносить "точечные" (обязательные) изменения в программу, не корректируя ее полностью.

Нормативная основа реализации индивидуального образовательного маршрута в образовательной организации регламентируется положением. 

Документ разрабатывается на основании [3]:

- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Устава организации

- Программы развития организации

Содержание Положения включает в себя следующие пункты:

Таблица 1

Общие положения

- целевые ориентиры разработки Положения, обоснование актуальности;

- перечень нормативно-правовых документов, на основании которых разработан данный локальный акт;

- определение основных понятий Положения;

- категории обучающихся для которых разрабатываются ИОМ (перечень оснований для проектирования ИОМ);

- периодичность корректировки ИОМ;

- условия перевода обучающегося на ИОМ, порядок составления и корректировки списков;

- регламент оплаты труда педагога дополнительного образования по реализации ИОМ.

Порядок проектирования ИОМ

- информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о возможностях, вариантах и условиях проектирования ИОМ;

- условия проектирования ИОМ;

- алгоритм проектирования ИОМ;

- возможные временные регламенты организации обучения по ИОМ.

Документация ИОМ

- перечень документов, необходимых для организации образовательного процесса и учета образовательных и воспитательных результатов освоения ИОМ.

Корректировка ИОМ

- обоснование необходимости своевременной корректировки ИОМ;

- возможность сокращения или продления ИОМ;

- критерии результативности освоения ИОМ.

Подведение итогов реализации ИОМ

- регламент проведения аттестации обучающихся, занимающихся по ИОМ (текущий контроль, рефлексия индивидуальной образовательной деятельности, итоговая аттестация).

 

Рекомендовать обучающемуся переход на индивидуальный образовательный маршрут педагог дополнительного образования может по результатам мониторинга освоения дополнительной общеобразовательной программы, на основе наблюдения и личных успехов ребенка. Важно учитывать, что реализация данной формы организации образовательной деятельности возможна только при согласии родителей (законных представителей) и по их заявлению.

Программа индивидуального образовательного маршрута рассматривается Педагогическим советом.

Реализация ИОМ в рамках дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в соответствии с общим расписанием занятий объединения. Если индивидуальная программа обучения требует дополнительных занятий, с обучающимся – составляется отдельное расписание учебных занятий.

 Индивидуальный образовательный маршрут является приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется, для каждого ребенка, по определенной схеме, так же закрепленной в Положении:

  1. Титульный лист с отметкой, что ИОМ принят Педагогическим советом.
  2. Пояснительная записка включает следующие ключевые компоненты:

- актуальность, основание и целесообразность разработки ИОМ;

- название, направленность, уровень освоения, год утверждения дополнительной общеобразовательной программы, на основе которой разрабатывается ИОМ;

- цель, задачи ИОМ;

- механизм реализации ИОМ, предпочтительные формы и методы реализации ИОМ, режим занятий;

- ожидаемые результаты.

  • Учебно-тематический план

Таблица 2

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

  • Календарный учебный график. Прописывается в соответствии с формой календарного учебного графика установленного в дополнительной общеобразовательной программе, на основании которой составляется ИОМ.
  • Формы аттестации и контроля. Указывается порядок, критерии и периодичность отслеживания результатов реализации ИОМ. Обозначаются формы и методы проведения диагностических мероприятий.
  • Учебно-методическое обеспечение: пособия и используемая литература (для педагога дополнительного образования, обучающегося, родителей).
  • Материально-техническое обеспечение: материальные и технические условия организации занятий.

Обозначив четкую схему обучения по индивидуальному образовательному маршруту необходимо уделить внимание отслеживанию образовательных и воспитательных результатов. У талантливых, проявивших выдающиеся способности детей часто возникают сложности с адекватной  самостоятельной оценкой личных творческих достижений. Отсюда еще одна проблема – болезненное отношение или полное неприятие критики, либо наоборот – неумение принимать похвалу.

При составлении программы ИОМ, необходимо обозначить чёткие критерии достижения образовательных результатов и учесть при их составлении:

- уровень освоения учебного материала, заложенного в содержании;

- овладение определенными способами деятельности (проведение исследований, реализация творческих и социальных проектов, владение специальными техниками и инструментарием, подготовка к участию в конкурсах различного уровня и т.д.);

- развитие личностных качеств и компетенций обучающегося (коммуникативные способности, навыки самопрезентации, качества лидера и т.д.)

Важной составной частью диагностики эффективности реализации ИОМ является самоанализ обучающегося, процесс рефлексии деятельности. Необходимость проведения этой процедуры так же закреплена в представленном Положении.

Проведение ребенком самоанализа по определенной схеме (Приложение) позволит ему: самостоятельно оценить свой труд в течении всего времени, отведенного на освоение учебного материала в режиме индивидуальной работы; обозначить четкие (в том числе конкретные – «материальные») результаты и поставить реальные цели и задачи на дальнейшее обучение.  Педагог, в свою очередь, может и даже обязан, учесть результаты самоанализа (рефлексии) обучающегося при корректировке программы ИОМ.

Подводя итоги, хочется отметить, что определение регламента деятельности педагога дополнительного образования по организации обучения в форме индивидуального образовательного маршрута позволило нам оптимизировать работу творческих объединений. Обозначенный алгоритм упорядочивает документацию и дает возможность подобрать для каждого свой режим освоения программы.

Индивидуальный подход в обучении талантливых детей –  это уникальная возможность выстроить собственную жизненную траекторию каждого ребенка, научить его решать самые сложные и самые интересные задачи!

 

Литература

  1. Исенко С.П. Целевые ориентиры дополнительного образования детей (нормативно-правовые и концептуальные основы; классификация и характеристика). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 64 с.
  2. Нормативно – методические материалы образовательной организации дополнительного образования/ С.А. Фадеева, Е.В. Боровская. – Н. Новгород, 2014. – 79 с. – 4.65 п.л.
  3. Методические рекомендации по работе с одаренными и талантливыми детьми в системе дополнительного образования // http://www.niro.nnov.ru/?id=32459
  4. Панова А.Г. Работа с одаренными детьми // http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/04/rabota-s-odaryonnymi-detmi
  5. Поваляева М.Н. Раскрывая миры детской одаренности… : Внешкольник №4 (178) / 2017

 



Просмотров: 839
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разработка программы неформального образования для молодежи
  • Почему нельзя "чистить клозеты" без высшего образования?
  • Формирование образа Я у подростков.(из опыта реализации программы «Жизненные навыки")
  • Влияние системы образования на ребенка
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Возрастные особенности детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Руководство по защите прав детей с ОВЗ в образовательной организации
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не будь ребенком"
  • Из истории программы " Каждый сам в ответе за свой оргазм "
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Рекомендации "из первых рук" для участников программы Au Pair
  • Заметки психолога в системе образования
  • Инклюзия – обман в системе образования.
  • Основной механизм образования лишнего веса
  • "Родовые Программы" и их актуальность
  • Условия формирования базового социального опыта в дошкольной образовательной организации
  • Дети и система образования
  • Отечественное гуманитарное знание в рамках соврменности. Цели образования и воспитания. Русский язык.
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не расти. (Оставайся маленьким)"
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не будь значимым (Не высовывайся)"
  • Первый выпуск программы "Понять психологиЮ". Разбор ведущего.
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не живи" (Не будь)
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не будь собой"
  • 3 занятие из авторской программы "Страна волшебных красок"
  • Деньги, отношения и старые программы (Регулярная рубрика "Записки психолога")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь