|
Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образованияАвтор статьи: Иванченко Татьяна Петровна
Основой новых ФГОС высшего образования являются идеи компетентностного подхода, являющиеся противоположными концепции «знаниевой модели», что позволяет формировать у студентов четкую ориентацию на успех в личностной и профессиональной сферах. Результатом нового подхода к образованию должно стать освоение таких умений, компетенций, которые позволят будущему специалисту действовать в новых неопределенных ситуациях, а для этого необходимо изменение содержания высшего образования. По мнению В.В. Рубцова, важнейший ресурс, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, - качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога [3]. Психологическая подготовка – это особая психологическая работа по развитию и оформлению деятельности, общения, сознания личности будущего педагога. Она включает формирование мотивационной, операциональной, саморегуляционной готовности к учительскому труду. В содержание психологической подготовки педагога входят вопросы самопознания, способы решения задач профессионального развития, формирования психотехник работы над собой, выработка индивидуального стиля деятельности и поведения [1]. С целью оценки качества психологической подготовки студентов в нашем вузе и понимания ими значимости дисциплин психологического цикла для будущей профессии нами было проведено исследование среди студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В исследовании приняли участие 462 студента 2-х курсов восьми факультетов БГПУ им. М. Акмуллы. Оценка проводилась по 10-балльной шкале и в процентном соотношении. Полученные результаты представлены ниже в таблице.
Примечательно, что знания по психологии, по мнению студентов, особенно важны для собственного роста и развития. По мнению студентов, психология необходима им не только для становления как будущих педагогов, но и для духовного роста. В целом, необходимо отметить, что уровень собственной психологической подготовки студенты оценивают выше среднего, что отражает благоприятную тенденцию: осознание будущими педагогами значимости психологических знаний. Вторая часть исследования была направлена на оценку психологических факторов, обеспечивающих успешность обучения в вузе. Каждый из факторов предлагалось оценить с трех позиций: важность для успешного обучения, уровень сформированности при поступлении в вуз и уровень сформированности на данном этапе обучения в вузе. Из 5 предложенных факторов (уровень интеллекта, креативность, учебная мотивация, социальный интеллект, специальные способности) наиболее важным для студентов является уровень интеллекта (9,2 б.). Чуть менее значимы специальные способности (8,9 б.). Наименее сформированными при поступлении в вуз оказались специальные способности (6,3 б.), которые должны формироваться при обучении педагогической профессии. В большей степени развита у студентов на момент поступления в вуз учебная мотивация (7,6 б.) и социальный интеллект (7,5 б.). Действительно, педагогическая профессия требует умения общаться, быть коммуникативным, обладать умением разрешать конфликты, поэтому у студентов, поступающих в педагогический университет, данный параметр занимает лидирующие позиции. Учебная мотивация является важнейшим компонентов учебной деятельности и тот факт, что студенты указывают именно этот фактор доминирующим при поступлении в вуз, может свидетельствовать о том, что большинство юношей и девушек при поступлении в педвуз сделали осознанный выбор. Наиболее сформированным у студентов на момент обучения является социальный интеллект (8,3 б.). На важность общения и социального взаимодействия для юношества указывали Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон и др. Наименее сформированным на данном этапе обучения являются специальные способности (7,7 б.), что отражает реальную ситуацию. Третий этап исследования позволил ответить на вопрос «Поможет ли подготовка по психологии стать профессионалом в области образования?» Утвердительно ответили 334 человек, отрицательные ответы дали 48 человек, затруднились с ответом 79 человек. Конечно, столь большое число утвердительных ответов позволяет нам однозначно утверждать: студенты понимают важность и значимость психологии для своего профессионального становления и роста. Однако, в сумме ответов «нет» и «не знаю» дали 127 человек, что составляет 27,5% (или 1/3) от общего числа опрошенных студентов. Это заставляет задуматься над тем, какие меры необходимо предпринять, чтобы развить у этих студентов положительное отношение к психологическим дисциплинам. Ответ на этот вопрос также был получен из анализа результатов опроса: что бы вы хотели изменить в преподавании психологии? Большинство опрошенных высказались за использование методов активного обучения (55,2%); увеличение количества часов на изучение психологии (16,8%); расширение психологически направленных внеаудиторных форм работы (олимпиады, научные кружки, исследовательская деятельность) - (14,5%). Из данных результатов видно, что активные методы обучения приветствуются студентами, однако используются преподавателями на занятиях не часто. Необходимо отметить, что компетентностный подход новых образовательных стандартов как раз и требует практического, активного преломления теоретических знаний в профессиональную деятельность студентов. Это предполагает решение ситуационных задач, использование интерактивных методов обучения в вузе, деловых игр и др. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что необходим поиск новых, практико-ориентированных подходов в преподавании дисциплин модуля «Психология». Аналогичные выводы получены в исследовании Пискуновой Е.В. [2]. В программе психологической подготовки будущего учителя должны быть предусмотрены образовательные технологии, которые предполагают «проживание студентами» современных способов обучения, так как новые ценности и новые функции профессиональной деятельности не могут быть транслированы способом информирования и последующего воспроизведения. Именно поэтому образовательные технологии должны быть ориентированы на интерактивность, самостоятельность и результативность. Итак, необходимы коренные преобразования в педагогическом образовании, в частности, главной его составляющей – психологической подготовке педагога. Недостаточно ограничиться формированием профессиональных компетенций. Важна устойчивая мотивация, сформированность профессионального самосознания. Библиографический список
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|