|
Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентовАвтор статьи: 404
Арт-терапия и танцевальная терапия представляют собой специализированные методы работы в группах. Оба эти метода возникли на основе психоанализа и в прошлом применялись главным образом как вспомогательные методы в сочетании с вербальной психотерапией. Целью настоящего исследования было определение эффективности применения указанных методов арт-терапии в формировании профессионального самоопределения студентов психологических ВУЗов. Актуальность данной темы определилась в ходе проведенных бесед со студентами и выпускниками психологических ВУЗов, была собрана основная проблематика (запрос): неуверенность в самоопределении, в выборе профессии, неопределенность в выборе психологических подходов в применении к собственной психологической практике; неуверенность в собственной способности к помогающей деятельности, профессиональной идентичности. Многие студенты на вопрос, почему вы выбрали этот ВУЗ отвечают, что хотели бы решить личные проблемы и не уверены, что будут работать по специальности «Психолог». «Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Профессионал является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессиональной деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иным словами он способен к саморазвитию». (2, С. 28) Саморазвитие лежит в основе профессионального развития, как динамического и непрерывного процесса самопроектирования личности. Т. обр., фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации». (2, С.29-30). «Профессионал хорош потому, что он сознательно или неосознаваемо, но максимально использует свои личные качества, содействующие успеху, и компенсирует (возмещает) или отчасти подавляет те, которые успеху противодействуют» (1, С, 248). На протяжении 3-х лет автором данной статьи проводились тренинговые занятия по арт - и танц - терапии с группами студентов, обучающихся в Дальневосточном Институте Психологии и Психоанализа (г. Хабаровск) и в филиалах МПСИ (г. Тында, г. Свободный). Тренинги проводились однократно с каждой группой, в течение 2-х дней, программа тренинга состояла из 18-24 часов. С целью объективизации данных эффективности тренинговых занятий использовались методы рисуночной психодиагностики, а также проводилось наблюдение за участниками в ходе тренинга, беседа после участия в тренинге. Кроме основной исследовательской цели с участниками группы решались общие задачи тренинга, т.е. задачи, решающие ряд личностных проблем участников. Так был выявлен ряд особенностей, затрагивающих личность и эмоционально-волевые процессы участников групп. Как правило, на начальных этапах тренинга наблюдалось ряд общих тенденций. В реакциях некоторых участников отмечалась ранимость, чувствительность к критике, признаки заниженной самооценки, повышенный уровень тревожности и негативизм, что выражалось в отказах от выполнения упражнений и фразах: «Я не умею рисовать», «Я плохо танцую», «У меня не получится», «Можно я просто посмотрю». К концу первого этапа наблюдалось полное включение всех участников в активный тренинговый процесс, а некоторые участники группы открыто выражали свои чувства, вызванные проделанными упражнениями, сообщали о внутриличностной проблематике, которая ассоциативно всплывала в ходе тренинга: переживание утраты близкого, актуализация скрытых мотивов поведения, противоречия в сфере притязаний и способностей, принятие собственной полоролевой идентичности, межличностные конфликты и др. Каждое упражнение заканчивалось обсуждением, в процессе которого участники обменивались возникающими переживаниями от процесса работы, обсуждали проблемы в своей личной жизни и высказывали пожелания друг другу. Свои рисунки они могли порвать, подарить, забрать с собой или поместить на выставку. Особые эмоциональные переживания вызывали упражнения на групповую сплочённость (зеркало, танец в м-группах, совместное рисование), а также упражнения, в которых участники проявляли свою индивидуальность (танец-соло), обменивались информацией о восприятии личности другого (рисование метафорических портретов). Повысилась самооценка участников тренинга, в связи с приобретением нового представления о своих творческих возможностях и возможностях своего тела. В процессе тренинга у многих участников наблюдались альтруистические проявления, которые укрепили их уверенность в правильности выбора профессии психолога. Так, когда в процессе тренинга выявлялись проблемные личностные ситуации, которые участники выносили на группу, я, как ведущая, инициировала, стимулировала участников к взаимопомощи, предоставляла возможность каждому и группе в целом побыть в роли психотерапевта и клиента. Некоторые участники спонтанно принимали на себя поддерживающую, ободряющую роль, например, один из участников на следующий день после начала тренинга подготовил ряд стихов, в которых в метафорической форме прозвучали очень важные и добрые советы для одной из участниц, находящихся в состоянии психологического кризиса. Позитивно принимались участниками ряд упражнений, в которых они могли проявить себя вербально и невербально как помогающий специалист, наставник. Это такие упражнения как «Зеркало» в парах, рисование метафорического портрета друг друга, танец «Поддержка», постановка совместных танцев и, конечно же, обсуждение своих переживаний от совместной деятельности, обратная связь – признание в глазах других своей компетентности, значимости участия в судьбе другого. В ободряющей, доверительной атмосфере тренинга происходит раскрытие глубоких внутриличностных проблем участников, снимаются психологические защиты и члены группы становятся способными говорить о своих переживаниях, эффективно анализировать их, открываться к принятию помощи и поддержки. Так, рисование масок на лице и последующее исполнение сольного танца в маске часто обнаруживает вытесненные переживания, подавленные эмоции (агрессия, страх, чувство собственной малоценности, проблемы коммуникации и др.), которые выплёскиваются в изображении маски и ролевом танцевальном исполнении. Обратная связь с участниками группы позволяет усилить саморефлексию и получить психологическую помощь, принятие членами группы каждого «выявленного» образа. По окончании тренинга у многих участников сформировалось желание продолжать совершенствоваться в профессии психолог, проводить подобные тренинги, уверенность в своей профессиональной идентичности. Таким образом, проведенное исследование показало, что арт-терапия является весьма эффективным средством воздействия на профессиональное самоопределение студентов-психологов, предоставляет возможность получения нового опыта, как в роли клиента, так и в роли психолога. Положительное влияние на эмоциональное состояние происходит за счет сублимации негативных чувств в социально приемлемые формы их выражения (рисунок, танец), способствует расширению границ собственного Я, мобилизует ресурсные возможности, раскрывая творческий потенциал личности, коммуникативные навыки, чем способствует формированию профессиональной идентичности. На основании проведенного исследования методы арт- и танц-терапии следует рассматривать в качестве одного из важнейших ресурсов системы высшего профессионального образования, способствующего профессиональному самоопределению студентов. Ознакомиться с программой тренинга танц-терапии можно здесь Литература.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|