|
«Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»Автор статьи: Нагинайло Алла Владимировна
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение каждого ребенка – это идеальная модель любой психологической службы. Мы идем рядом с ребенком, сопровождаем его на пути роста, развития, становления личности, образования. Видим возможные проблемы, и трудности заранее предупреждаем их.
Проблема адаптации – одна из важнейших междисциплинарных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, социально-экономическом и социально-психологическом уровне. В ходе осуществления психологической поддержки участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования педагогом-психологом осуществляются следующие направления работы: организационно – координационное, профилактическое, диагностико – аналитическое, методическое, информационно – просветительское, консультативное. Для того, чтобы адаптация к обучению в школе была менее болезненной, в конце учебного года проводится диагностика выпускников дошкольного образовательного учреждения с целью выявления уровня готовности к обучению в школе. Это дает возможность познакомиться с ребенком, спрогнозировать его поведение и возможные трудности при поступлении в начальную школу. В данный комплекс входят диагностики на определение ведущей мотивации, эмоционального отношения к школе, сформированности внутренней позиции школьника. А также тесты, позволяющие определить уровень развития вербально-логического мышления, восприятия, способности к обучению, развитие мелкой моторики руки и осведомленности ребенка. В первые учебные дни идет тесное сотрудничество с классным руководителем и родителями, наблюдение за детьми на переменах. В конце сентября начинается посещение уроков психологом. Цель посещений: наблюдение и формирование у детей доверия к психологу. В начале учебного года учитель получает авторскую типологию учащихся и, наблюдая за детьми, распределяет их на группы в соответствии с типами. Такую же работу делает психолог. Для формирования объективной оценки проводится сравнительный анализ полученных результатов. Производится корректировка распределения по типам. В октябре проводится первичная диагностика для выявления факторов возможной социально-психологической адаптации (тревожность, мотивация, отношение к школе, субъективная оценка межличностных отношений ребенка, анкетирование классного руководителя, родителей). В данном случае диагностика необходима для подтверждения прогнозируемого уровня адаптации. Работа с типологией значительно облегчает работу психолога и классного руководителя. Преимущество данной типологии заключается в том, что ею можно воспользоваться уже в подготовительной группе дошкольного учреждения. Данная типология представлена в сети Интернет (http: festival.1september.ru/ Нагинайло А.В.). С учетом всех факторов формируются коррекционно-развивающие группы. Количество групп зависит от выявленных факторов. Программа коррекционно-развивающих занятий составляется под конкретную группу, занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий 8-12, в зависимости от динамики группы. Особое внимание уделяется эмоциональной сфере детей. Данная сфера не должна оставаться без внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. От того, как ребенок пройдет период адаптации к школе, зависит его дальнейшее обучение, его статус в классе. Из всего многообразия факторов, затрудняющих процесс социально-психологической адаптации, большую часть составляют особенности эмоциональной сферы. Особую роль данные особенности приобретают в периоды изменения социальной ситуации развития. Принимая во внимание эмоциональное состояние каждого ребенка, можно выстроить эффективную работу в сфере образования. При помощи учителя рисования проводится проективная диагностика агрессивных проявлений. В течение учебного года проводятся родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации родителей. Регулярное взаимодействие с классным руководителем позволяет корректировать ход коррекционно-развивающих занятий, а также выявить проблемные зоны и причины психологических нарушений у детей. Важной и необходимой является помощь социального педагога. Данные социального паспорта класса позволяют избежать эмоционально важных и опасных моментов при общении с детьми из группы риска. На протяжении всего года происходит регулярное наблюдение за детьми, проводятся классные часы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, расширение поведенческого репертуара ребенка, а так же на обучение навыкам взаимодействия друг с другом и взрослыми. Заключительным этапом психологической поддержки в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования является повторная диагностика, направленная на выявление положительной динамики после цикла коррекционно-развивающих занятий. В 2007/2008 учебном году положительная динамика в эмоциональной сфере составила 52,4 %, в мотивационной 42,8 %. В 2008/2009 учебном году после систематических посещений занятий у учеников первого класса снизился уровень учебной тревожности у 50% учащихся, тревожности, связанной с самооценкой у 31,25 % учащихся, снижение межличностной тревожности отмечено у 69 % учеников. У 50% удалось сформировать основные компоненты содержательной стороны внутренней позиции школьника. Таким образом, следует отметить эффективность работы и необходимость психологической поддержки участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Осуществить такую поддержку возможно при условии тесного сотрудничества и наличия преемственности дошкольного и начального школьного образования. Эффективность психологической поддержки обусловлена взаимодействием всех участников образовательного процесса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|