«Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение каждого ребенка – это идеальная модель любой психологической службы. Мы идем рядом с ребенком, сопровождаем его на пути роста, развития, становления личности, образования. Видим возможные проблемы, и трудности заранее предупреждаем их.

Проблема адаптации – одна из важнейших междисциплинарных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, социально-экономическом и социально-психологическом уровне.

В ходе осуществления психологической поддержки участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности  дошкольного и начального общего образования педагогом-психологом осуществляются следующие направления работы: организационно – координационное, профилактическое, диагностико – аналитическое, методическое, информационно  – просветительское, консультативное.

Для того, чтобы адаптация к обучению в школе была менее болезненной, в конце учебного года проводится диагностика выпускников дошкольного образовательного учреждения с целью выявления уровня готовности к обучению в школе. Это дает возможность познакомиться с ребенком, спрогнозировать его поведение и возможные трудности при поступлении в начальную школу. В данный комплекс входят  диагностики на определение ведущей мотивации, эмоционального отношения к школе, сформированности внутренней позиции школьника. А также тесты, позволяющие определить уровень развития вербально-логического мышления, восприятия, способности к обучению, развитие мелкой моторики руки и осведомленности ребенка.

В первые учебные дни идет тесное сотрудничество с классным руководителем и родителями, наблюдение за детьми на переменах.  В конце сентября начинается посещение уроков психологом. Цель посещений: наблюдение и  формирование у детей доверия к психологу. В начале учебного года учитель  получает  авторскую типологию учащихся и, наблюдая за детьми, распределяет их на группы в соответствии с типами. Такую же работу делает психолог. Для формирования объективной оценки проводится сравнительный анализ полученных результатов. Производится корректировка распределения по типам.  В октябре проводится первичная диагностика  для выявления факторов  возможной социально-психологической адаптации (тревожность, мотивация, отношение к школе, субъективная оценка межличностных отношений ребенка, анкетирование классного руководителя, родителей). В данном случае диагностика необходима для подтверждения прогнозируемого уровня адаптации. Работа с типологией значительно облегчает работу психолога и классного руководителя. Преимущество данной типологии заключается в том, что ею можно воспользоваться уже в подготовительной группе дошкольного учреждения. Данная типология  представлена  в сети Интернет (http: festival.1september.ru/ Нагинайло А.В.).

С учетом всех факторов формируются коррекционно-развивающие группы. Количество групп зависит от выявленных факторов. Программа коррекционно-развивающих занятий составляется под конкретную группу, занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий 8-12, в зависимости от динамики группы.

Особое внимание уделяется  эмоциональной сфере детей. Данная сфера не должна

оставаться   без внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. От того, как ребенок пройдет период адаптации к школе, зависит его дальнейшее обучение, его статус в классе. Из всего многообразия факторов, затрудняющих процесс социально-психологической адаптации, большую часть составляют особенности эмоциональной сферы. Особую роль данные особенности приобретают в периоды изменения социальной ситуации развития. Принимая во внимание эмоциональное состояние каждого ребенка, можно  выстроить эффективную работу в сфере образования.

При помощи учителя рисования проводится проективная диагностика  агрессивных проявлений.

В течение учебного года проводятся  родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации родителей.

Регулярное взаимодействие с классным руководителем позволяет корректировать ход коррекционно-развивающих занятий, а также выявить проблемные зоны и причины психологических нарушений у  детей.

Важной и необходимой является помощь социального педагога. Данные социального паспорта класса позволяют избежать эмоционально важных и опасных моментов при общении с детьми из группы риска.

На протяжении всего года  происходит регулярное наблюдение за детьми, проводятся классные часы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, расширение поведенческого репертуара ребенка, а так же на обучение навыкам взаимодействия друг с другом и взрослыми.

Заключительным этапом  психологической поддержки в рамках обеспечения преемственности  дошкольного и начального общего образования является повторная диагностика, направленная на выявление положительной динамики  после цикла коррекционно-развивающих занятий.

В 2007/2008 учебном году положительная динамика в эмоциональной сфере составила 52,4 %, в мотивационной 42,8 %.

В 2008/2009 учебном году после систематических посещений занятий у учеников первого класса снизился уровень учебной тревожности у 50% учащихся, тревожности, связанной с самооценкой у  31,25 % учащихся, снижение межличностной тревожности отмечено у 69 % учеников. У 50% удалось сформировать основные компоненты  содержательной стороны внутренней позиции школьника.

Таким образом, следует отметить эффективность работы и необходимость психологической поддержки  участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности  дошкольного и начального общего образования. Осуществить такую поддержку возможно при условии тесного сотрудничества и наличия преемственности дошкольного и начального школьного образования. Эффективность психологической поддержки обусловлена взаимодействием всех участников образовательного процесса.



Просмотров: 638
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования.
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Взаимосвязь перинатальных факторов и психологической готовности к обучению в школе.
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • 4 аргумента против дошкольного образования и поступления в школу в 6 лет
  • Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Стрекоза и группы психологической поддержки.
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • Стрельба в Московской школе, или место специалистов в системе школьного образования
  • Психологическое бесплодие. Как помочь? Группы психологической поддержки
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Методологические и социально-психологические проблемы инклюзивнго образования
  • Психологические затруднения участников инклюзивного образования
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Общие методические рекомендации по проведению развивающих занятий с детьми 3 – 5 лет в домашних условиях
  • Экспресс -диагностика адаптации учащихся 10-х классов.
  • Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учеников 5-х классов
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Отечественное гуманитарное знание в рамках соврменности. Цели образования и воспитания. Русский язык.
  • «Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь