|
Отечественное гуманитарное знание в рамках соврменности. Цели образования и воспитания. Русский язык.Автор статьи: Тушкин Юрий Алексеевич
Философия и методология педагогики. Отечественное гуманитарное знание в рамках соврменности Долго размышляя о том, в какой же форме, в каком ключе и под каким названием выполнить данную работу, сошелся именно на таком вот сочетании. Работа выполнена в форме эссе и представляет собою размышления автора на темы поднятые Аллой Константиновной Колесовой КПН . Работа разделена на несколько частей, каждая из которых относится к отдельному вопросу или же поднятой проблеме. Хотелось бы также отметить, что работа не претендует на роль «истины в последней инстанции» и выражает сугубо субъективные представления автора по обозначенным темам. Автор, также, рекомендует отнестись к данному тексту с некоторой доли иронии. А что сегодня определяет цели образования и воспитания? Каковы современные коллективные представления о целях и задачах образования и воспитания? Цели образования и воспитания должны определяться, в первую очередь, потребностью общества. Социальное благополучие любого общества поддерживается, во многом, благодаря правильному целеполаганию в вопросах образования и воспитания. Эта система задумана быть таковой, чтобы готовить подрастающие поколения людей к актуальным задачам, с которыми им придется столкнуться в своей взрослой жизни, а также дать фундаментальные знания по многим наукам: естественным и гуманитарным. Многократное дублирование одного и того же социального опыта, повышает уровень социализации у обучаемых до необходимого, актуального уровня. Который они способны контролировать самостоятельно после получения образования. А так как сегодня все чаще говорят об самообразовании, в т.ч. и детей, то новой целью образования, как такового, должно стать обучение самонаучению, грубо говоря нужно учить учиться. И по логике вещей, далее человек должен сам заниматься собственным образованием, под чутким руководством учителей нового типа, конечно же. Не трудно представить образ такого учителя «контролера», который по маркерам должен направлять ищущих знания на нужный путь, который бы и отвечал современным запросам общества. Такое самообучение приемлемо на уровне расширения собственного профессионального или житейского опыта. Оно помогло бы овладеть необходимыми, недостающими навыками профессионального или же бытового характера (починить стиральную машину, построить сарай или овладеть каким-нибудь профессиональным навыком, получив при этом соответствующий сертификат), но мне трудно, невообразимо сложно и неприятно представлять, как этой системой можно не дополнить, а полностью заменить стандартную схему получения начального, среднего и высшего образования на территории нашего Отечества. Это объясняется тем, что система получения образования в России, в данный временной период, является основным (ключевым, главным, чуть ли не единственным) институтом социализации детей и подростков. И замены ему в обозримом будущем или даже какой-то альтернативы нет. Нет такой платформы, которая могла бы заменить собою классического очное образование. Все это по сугубо субъективным представлениям автора. Просматривая материалы по форсайту «детство 2030» в течении продолжительного времени, была вырвана из контекста вот эта фраза, она присутствовала в одном из обсуждений форсайта, далее цитата: «какой ценностно-мировоззренческий сдвиг произойдет в сознании взрослой части населения России, которой будет предложено виртуальное по сути родительство, облекающее их по факту на реальную личностную несостоятельность». Можно было бы потезисно вычленить задачи образования и воспитания, которые ставит данная программа, но в рамках данной работы, это делать совсем не хочется. Что же касается коллективных представлений о целях образования и воспитания, то у автора есть некоторый профессиональный опыт на этот счет. Немного поработав в сфере образования и пообщавшись с родителями и их детьми в роли психолога, можно некоторым образом судить об их представлениях о целях образования и воспитания. Причем можно выделить самый «популярный» из них. Это конечно же «Учеба ради аттестатадиплома.» или «родители так сказали». Т.е., в данном случае получение аттестатадиплома выступает в качестве обряда инициации, который как бы завершает некий этап их жизни и как правило заканчивается праздником «выпускным». Т.е. как и говорилось ранее, образование выступает в качестве развивающего, социализирующего аппарата некой социальной группы. Причем, интересна позиция детей в этом вопросе, они не могут однозначно ответить на вопрос, зачем им нужно образование. Чему они хотят научиться, как им это поможет в жизни. Все их ответы связаны, как правильно, с клешированием, с аттитюдами, которые выдают им СМИ или же значимые взрослые (в общем-то среда). Причем, будущая профессия волнует мало, куда важнее город поступления и сам ВУЗ или учебное заведение иного типа. Т.е. уровень проф. ориентирования находится на волнующе низком уровне. Многие, даже не связывают получаемую профессию со своей дальнейшей трудовой деятельностью. Фактически же получается, что государство тратит бюджетные деньги на бесплатное обучение, чуть ли не впустую. И образование для многих выглядит как досуговое заведение для молодежи, после которого они приступят к основной своей трудовой деятельности. Причем, это касается и таких каст профессий как врачи и военные, которые всегда славились преданностью своему делу породив такие крылатые словосочетания, как «честь офицера» и «клятва Гиппократа». Самое ужасное наблюдение, которое автор встретил в своей практике заключалось в том, что данный недуг имеет системность, которую невозможно не заметить, но её можно провоцировать иили не предпринимать никаких действий для того, чтобы ее купировать. Но существует, впрочем, и друге группы молодых людей. Они инициативны, сильно мотивированны и как правило, совершенно четко могут аргументировать свой выбор. Таких за время своей практики я встречал не редко и повсеместно, но все же это весьма и весьма маленький процент из общей выборки наблюдаемых. И если средние показатели на выборке отличные от таких высокомотивированных детей, то можно сделать скромный вывод о том, что это связано с внеучебной деятельностью детей, с параметрами среды, в которой дети развиваются, речь идет даже не о материальной благополучности, но о позитивной среде развития в целом, которая бы способствовала формированию мироощущения своего места в мире, в обществе. И вот тут то, на мой взгляд, и находится место для самообучения, для мирорефлексии с помощью тех инструментов, которое дает ребенку среднее образование. Слова, которые вышли из употребления в настоящем времени. К таким словам относятся, как правило анахронизмы, вещи, которые потеряли свою культурную функцию и вышли из употребления. Такие слова, как: пейджер, стилус, видеомагнитофон (он же видик), дискета, копейка и многие другие вещи. Я не вижу особого смысла в их перечислении, все и так знают, что кареты и паровозы, более не используются и в повседневной лексике их можно встретить крайне редко. Также из употребления вышли слова другого культурного толка. Например, знаменитое русское «авось», практически, не употребляется и по сути его можно признать архаизмом. Также, и с многими другими, попросту замененными, никто уже не называет пальцы – перстами. Исчезли и шутки про НЭП и пятилетки и многие другие слова. В целом же, нельзя с уверенностью сказать, что русский язык обеднел, даже наоборот, он сильно обогатился за счет прилива новых иностранных слов, которые были адаптированы под русский язык, например слово - борд(имеет много значений, от спортивных снарядов, до сайта в интернете). А также, в него вернулись многие давно ушедшие слова, за счет расширенного доступа к литературе в интернете. В частности, открывки из многих книг и произведений ежедневно публикуются в сотнях и тысячах сообществ в социальных сетях, что дает колоссальные результаты, люди читают отрывками многие произведения, которые бы они без этого вмешательства, может быть и не увидели бы никогда. Таким образом, человек пополняет свой словарный запас, через запоминание по системе положительного закрепления, через радость узнавания. Люди, фиксируют полюбившиеся моменты и воспроизводят либо текст целиком, либо отдельные слова и фразы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|