Особенности получения среднеспециального образования лиц с ограниченными возможностями.

Потеря трудоспособности является тяжёлой пси­хологической травмой в жизни каждого человека с инвалидностью. От того, как проходит адаптация человека к новой для него ситуации, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Важным условием, определяющим становление лиц с ограниченными возможностями, является получение среднеспециального образования. В процессе обучения лиц с ограниченными возможностями в различных спе­циализированных учебных заведениях и учреждениях общего типа возможно профессиональное становление личности каждого студента, имеющего инвалидность. Получение среднеспециального образования является важным фактором профессиональной адаптации инва­лидов в обществе. Благодаря данному процессу, люди с ограниченными возможностями становятся более не­зависимыми, самостоятельными и уверенными в себе.

Получение среднеспециального образования лицами с ограниченными возможностями имеет в своей основе ряд специфических трудностей. Одной из сложных проблем человека, выбирающего профессию, является осознание себя инвалидом. Первое, с чем сталкивается человек - с заключением врача о том, что он инвалид, и если нельзя изменить самого факта, то можно изменить себя самого. Инвалидом считается человек, имеющий стойкие нарушения с расстройством функций здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедея­тельности и к необходимости социальной защиты.

Таким образом, только от самого инвалида зависит, будет ли он жить на попечении родственников или найдёт силы преодолеть трудности и реализовать свои мечты.

В каждом городе есть люди, которых мы нечасто встречаем в публичных местах. Они как бы есть, но их как бы нет. Они растут в закрытых учреждениях. Мно­гие из них остаются вечными детьми. Кто-то борется, кто-то сопротивляется, но большинство из них отчаи­ваются и замыкаются в себе. Это люди с ограниченны­ми возможностями здоровья.

В специальной психологии, педагогике и других смежных науках существуют различные подходы к по­ниманию инвалидности. Медицинская модель рассмат­ривает инвалидов, как проблему. Согласно данной точ­ке зрения, инвалиды должны сами адаптироваться к миру, насколько это возможно. Если это невозможно, то тогда их нужно отправить в какие-либо специальные заведения и создавать условия для их жизни. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на сте­реотипах, которые вызывают страх, жалость, желание опекать. На вопрос, что делает инвалидами лиц с огра­ниченными возможностями, человек, придерживаю­щийся медицинской модели, ответит: люди являются инвалидами из-за того, что они не могут видеть, слышать, передвигаться, говорить. В соответствии с этим, формируются следующие шаблоны воспри­ятия инвалидов:

  1. Инвалиды всегда больны;
  2. Инвалиды не попадают под определение нормы

и поэтому не могут учиться и работать;

  • Инвалиды не могут посещать обычных учебных
  • заведений.

    Медицинская модель определяет инвалидов с точки зрения того, что они не могут делать. Именно поэтому общество организовало специальные учреждения и принимало определённые законы для изоляции инва­лидов от нормального общества.

    Социальная модель инвалидности была разработана в качестве попытки представить парадигму, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Она была направлена на преодоление тех социальных барьеров, которые изоли­руют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Согласно данной модели, положение инвалидов и дискримина­ция, которую они испытывают, искусственно создано обществом и это не имеет отношение к их нарушениям.

    Социальная модель обеспечивает ведущие фило­софские принципы, на которых был основан британ­ский совет инвалидов. Несмотря на то, что модель су­щественно развилась, основные идеи, изложенные в 1976 году, остались в центре социальной модели. Представители социальной модели инвалидности счи­тает, что именно общество делает людей с физически­ми нарушениями инвалидами путём изоляции и исклю­чения их из полноценной жизни общества.

    Таким образом, люди с инвалидностью являются угнетённой частью общества. Чтобы это осознать, не­обходимо понять различия между физическими нару­шениями и социальной ситуацией, называемой инва­лидность. Тем самым, нарушения определяются, как отсутствующая конечность, орган или функция тела, а инвалидность как частичное или полное ограничение деятельности. Следовательно, физическая инвалид­ность является формой общественного угнетения. По­нимание инвалидности с этой стороны помогает лицам с ограниченными возможностями приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами (физические, институциональные, коммуникативные), непозволяю­щие им полноценно участвовать в жизни общества.

    Таким образом, в свете социальной модели сложи­лись свои шаблоны восприятия инвалидов:

    1. Люди являются инвалидами из-за фактических барьеров в окружающей среде;
    2. Из-за доступа информации к общению;
    3. Из-за того, что им не предоставлены равные воз­можности для получения среднеспециального образо­вания и работы.

    Наличие данных шаблонов восприятия инвалидно­сти обусловлено тем, что традиционной формой обуче­ния детей инвалидов остаётся специальные «коррекци­онные» образовательные учреждения. Заканчивая учё­бу, такие дети не бывают готовы к трудностям совре­менной жизни, сталкиваются с жестокостью и непони­манием сверстников, не могут сориентироваться в со­циуме, а ведь они хотят видеть мир не только из своего окна, а активно участвовать в общественной жизни. Данные трудности оказывают огромное негативное влияние на процесс получения образования. Всё зави­сит от наличия той социальной ситуации, в которой живёт человек, от причин возникновения инвалидности и от особенностей инвалидов различных категорий.

    Процесс роста числа инвалидов является характер­ным для всего населения нашей планеты. Эксперимен­ты ООН и всемирной организации здравоохранения придерживаются мнения о том, что 10 % земного шара имеют инвалидность физического и психического ха­рактера. Причины возникновения инвалидности много­образны. 60-80 % инвалидности обусловлено перена- тальной патологией. Факторами риска возникновения инвалидности в данном случае являются: производст­венная деятельность родителей, особенно неблагопри­ятные условия труда матери, течение беременности и заболевания матери во время беременности, наличие хронической патологии и наличие хронических сома­тических заболеваний, загрязнения окружающей среды, алкоголизм и наркомания родителей, уровень матери­ального достатка (плохое питание будущих матерей во время беременности).

    Таким образом, проблему инвалидности обуславли­вают экономические и социальные факторы, имеющие глобальный характер.

    При рассмотрении инвалидности может быть выде­лено несколько аспектов, характеризующих особенно­сти инвалидов. Медицинский аспект, как отражение дефекта в костно-мышечной системе, сенсорной или психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедея­тельности.

    Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информа­ции, ограничении занятости, в возникновении инфор­мационного барьера.

    Психический аспект отражает изменения личност­ного плана в виде заниженной самооценки, разбаланси- ровки саморегуляции, дезадаптации к окружающему, угнетённому чувству зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изме­нения: неуверенность в себе, чувства безнадёжности, обречённости, тревоги.

    Таким образом, проблема лиц с ограниченными возможностями имеет два плана рассмотрения. С одной стороны, семья инвалида выступает, как компонент выживания, социальной защиты и образования, с дру­гой - сам инвалид. Его проблемы заключаются не столько в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишён обычного мира детства, отделён от круга его интересов и забот. Всё это негативным образом сказывается на процесс врастания данной личности в обществе сверстников и на особен­ностях профессиональной адаптации.

    В структуре детской инвалидности присутствуют врождённые и приобретённые дефекты, аномалии фи­зической и психической природы, основные или пер­вичные недостатки, а также вторичные и третичные отклонения. Несмотря на имеющиеся особенности, де­ти инвалиды после окончания специальных «коррекци­онных» школ могут обучаться в среднеспециальных учебных и высших учебных заведениях, характери­зующих различия в уровне профессиональной адапта­ции личности. Различия в профессиональной адаптации заключаются в том, что в отличие от Вузов, в средне­специальных учебных заведениях и создаются условия для адаптации каждого конкретного инвалида к новой социальной ситуации, осуществляется комплексный индивидуальный подход к обучению каждого студента, имеющего те или иные нарушения.

    В среднеспециальных учебных заведениях обучение и воспитание входят в состав педагогической деятель­ности, благодаря чему направленное обучение каждого студента инвалида осуществляется с целью - дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, ко­торые и должны помочь ему занять своё место в обще­стве.

    Таким образом, на основании всего сказанного можно сделать вывод, что профессиональная адаптация лиц с ограниченными возможностями - это путь пре­одоления травмирующего фактора инвалидности. По­лучение образования - путь к независимой жизни. Среднеспециальное образование - это нелёгкий путь, но на этом пути люди с ограниченными возможностями могут поверить в себя, найти новых друзей и стать пол­ноправными членами общества.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Морозова Г.В., Певзнер М.С. Основы специальной психологии. - М:. 2003.
    2. Коноплина Л.Л. Жить инвалидом, но не быть им. - Екатеринбург, 2009.
    3. Шапарь А.И. Основы социальной психологии. - М.: 2002.
    4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей под­росткового возраста. - М.: 1999.
    5. Ден Тотл, Науми Тотл Самоуважение и адаптация к слепоте / пер. с английского. - М.: 2005.

     

     

     

    FEATURES OF RECEIVING THE SECONDARY SPECIAL EDUCATION OF PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES

    © 2013

    Ju.E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual and physical opportunities of health, graduate student of chair of practical and correctional psychology

    Ural State Pedagogical University Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

    Annotation: In article features of receiving a secondary special education blind and visually impaired children reveal. Keywords: social model of disability, socialization, the secondary special education, the acquired blindness, congenital blindness.



    Просмотров: 447
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Нейротрансформинг (НТФ) в социальной адаптации клиента с ограниченными возможностями
  • Как общаться с инвалидами - людьми с ограниченными физическими возможностями
  • Онлайн формат как образовательная среда для взрослых людей с ограниченными возможностями
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Особенности людей с ограниченными возможностями (в здоровье)
  • «Уникальный опыт». Программы для ребят с ограниченными возможностями.
  • Иппотерапия как альтернативный метод реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями
  • Как познакомиться пожилым и людям с ограниченными возможностями?
  • Количество людей с ограниченными возможностями постоянно растет
  • "Не такой, как все" или как семье относиться к ребенку с ограниченными возможностями.
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Что обо мне подумают люди: о страхе социальной оценки
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Что является самым важным для любого человека?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Если вы мечтаете получать от жизни то, что хочется, наилучшим образом
  • Почему люди не верят, что могут добиться всего?
  • Человек с НЕограниченными возможностями
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Как выхлопотать медицинский полис, или на пути к социальной зрелости.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь