Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

Около двадцати лет назад на конференциях обсуждалась роль психолога в образовательных учреждениях, на наш взгляд единого представления о месте психолога в образовании до сегодняшнего времени так и нет. Тем не менее стоит отметить, что, несмотря на все сложности организации и развития психологической службы, она действительно доказала, что способна решать множество сложнейших проблем. Среди них и сопровождение в образовательном процессе детей с трудностями в обучении, с девиантным поведением, одаренных детей, детей-сирот, и повышение психологической компетентности педагогов, и минимизация традиционных «школьных факторов риска». Любой руководитель образовательного учреждения – детского сада, школы,  колледжа, вуза – в чьем педагогическом коллективе работает хороший педагог- психолог или создана эффективная психологическая служба, сможет привести аргументы, доказывающие это тезис.

Не определив границы профессиональной деятельности психолога достаточно сложно конструировать в рамках этих границ роль психологической службы в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование требует системного подхода при решении проблем интеграции, т.е. принятие во внимание и приведение в соответствие на государственном, региональном и муниципальном уровнях всех подсистем (образовательных, социальных, нормативно-правовых, экономических), прямо или косвенно связанных с интеграционными процессами.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [2].

Очевидно, что психологическая безопасность тех или иных новшеств может рассматриваться как один из критериев их целесообразности, исходя из принципа природосообразности образования. Психологическое благополучие и здоровье детей, подростков и юношей, всех участников образовательного процесса – та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций.

В реальности в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции [1]. При этом в подавляющем большинстве случаев эта работа инициируется и ведется представителями системы специального образования, нередко на средства зарубежной благотворительности, в то время как затрагиваемые при образовательной интеграции подсистемы массового образования продолжают существовать в неизменных и привычных для них условиях. Реальность такова, что интеграция детей с особыми образовательными потребностями происходит в давно сложившуюся, трудно принимающую инновации систему нормативного массового образования, что не может быть безболезненным или безразличным для этой системы (организационно, содержательно, нормативно, дидактически, экономически, социально-психологически) [2].

Попытки объединения двух длительное время изолированно развивавшихся систем - специального образования на основе традиционных медицинских классификаций и с вытекающими из них видами дефектов, с одной стороны, и, с другой – массового образования с его консервативной концепцией в виде сравнительно однородных по успешности учебных групп (классов), традиционно ориентированного на успешность, с мотивацией учения на основе нормативного оценивания и межличностного сравнения, создают в реальности значительные трудности для реализации идеи инклюзивного образования. Сегодня прочная законодательная база в образовании для реализации интеграционных процессов отсутствует, не говоря уже о ее экономической основе. Достаточно сказать, что уже десять лет не утвержден подготовленный федеральный Закон о специальном образовании, в разработке которого приняли участие лучшие отечественные и зарубежные специалисты.

Массовая система образования России не имеет сегодня ни концепции, ни технологий, ни движущих сил, ни средств, ни, самое главное, привлекательных мотивов для осуществления каких-либо внутренних изменений под задачи инклюзивного образования.

Отсутствуют и являются, скорее, невозможными в настоящее время материальные гарантии инклюзивного образования как дорогостоящего проекта, который должен предусматривать одновременно с созданием сертифицированной специальной образовательной среды в массовой школе сохранение существующей системы специального образования, улучшения его материальных условий за счет определенной разгрузки (уменьшение числа учащихся, приходящихся на одного учителя). Речь идет, по сути, о выстраивании параллельной и сертифицированной системы специального образования в структуре массовой образовательной системы – так, как это имеет место в цивилизованных странах мира. В основе идеи инклюзивного образования также лежит право выбора, и ни один из вариантов этого выбора (массовая или специальная школа) не должен быть хуже другого. В России инклюзивное образование управленческие структуры образования рассматривают, чаще всего, как способ экономии средств в образовании за счет перемещения учащихся с особыми образовательными потребностями в массовую школу и закрытие подавляющего большинства учреждений специального образования. Этот процесс в различных регионах России набирает обороты и, скорее всего, обратного хода иметь не будет, извращая и дискредитируя тем самым гуманистические идеи инклюзивного образования.

Если нам предлагается такая интеграция - то это путь значительного ухудшения качества образования. Для внедрения в образовательные учреждение данного образования необходимы два составляющих: специалисты умеющие работать в формате инклюзивного образования и материальное обеспечение. В реальности же в педагогической прессе и на соответствующих школьных сайтах можно видеть преимущественно оптимистические рапорты примерно такого содержания: «Вот к нам пришли учиться два ребенка-инвалида. Для них сделан пандус». О том, как школа перестроила весь учебный процесс и подготовила своих педагогов для реализации «инклюзии» не сообщается.

В таком состоянии внедрения инклюзивного образования роль и профессиональная деятельность психолога образовательного учреждения имеет виды, не свойственные психологу.

Так к традиционным видам следует отнести:

- прикладная психодиагностика;

- психокоррекционная и развивающая работа со школьниками;

- консультирование и психологическое просвещение школьников, их родителей и педагогов;

- социально-диспетчерская деятельность.

При работе с детьми, нуждающимися в особых условиях, психологу предстоит принимать участие в проектирование образовательных программ для каждого ученика, сопровождение ЕГЭ, обеспечение психологической безопасности процессу обучения детей нуждающимися в особых условиях.

На наш взгляд интеграция и совместное обучение детей с некоторыми диагнозами невозможно, да и просто преступно. Так, совместное обучение детей имеющих диагноз «Умственная отсталость» и детей с интеллектом в нормативных пределах невозможно и будет приводить к отставанию детей, не имеющих снижение интеллекта.

В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время наша страна в целом и психологическая служба в частности, находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление (или непреодоление) системных проблем отечественного образования.

Список использованной литературы:

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России: противоречия и достижения. [Электронный ресурс] - режим доступа. - http://www.childpsy.ru/conf/29622/index.php
  2. Бордовский Г. А., Кантор В. З. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы (телебеседа с Г. А. Бордовским и В. З. Кантором) // Вестник Герценовского университета. 2008. №10. [Электронный ресурс] - режим доступа. - http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i-v-z-kantorom (дата обращения: 28.05.2013).

 



Просмотров: 632
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе в условиях инклюзивного образования
  • Профессиональная и психологическая готовность к принятию инклюзивного образования
  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Психологические затруднения участников инклюзивного образования
  • Особенности получения среднеспециального образования лиц с ограниченными возможностями.
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Возрастные особенности детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
  • Записки психолога. Роль образования в семейной жизни не так уж и высока
  • Школа или система образования?
  • Влияние системы образования на ребенка
  • Разработка программы неформального образования для молодежи
  • Рассуждения психолога образования.
  • Дети и система образования
  • Заметки психолога в системе образования
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь
  • Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования.
  • Папа может быть организатором неформального образования
  • Эффективность воспитания и образования – что вкладывать и что получать? Проблемы взаимоинвестирования.
  • Стрельба в Московской школе, или место специалистов в системе школьного образования
  • Методологические и социально-психологические проблемы инклюзивнго образования
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • 4 аргумента против дошкольного образования и поступления в школу в 6 лет
  • «Из ада в ад – звонок бесплатный» или Психология современного образования
  • «Живая и мертвая вода» образования или почему Ваш ребенок плохо учится?
  • Отечественное гуманитарное знание в рамках соврменности. Цели образования и воспитания. Русский язык.
  • Пространство образования и гендер
  • Странности психологического образования
  • Стратегия вашего образования.
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь