Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе в условиях инклюзивного образования

Педагогический процесс в условиях инклюзивного образования выстраивается с включением в структуру целей воспитания и обучения, обеспечения реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. В содержательном компоненте педагогического процесса инклюзивного образования должна быть предусмотрена вариативность содержания с учетом индивидуальных особенностей детей с особенностями развития. Важной частью содержательного компонента выступает разработка индивидуальных планов. При разработке индивидуального учебного плана для учащегося с особыми образовательными потребностями в него включаются: ­ организация индивидуального режима обучения (снижение объема заданий, возможности дополнительного отдыха и др.); ­ организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями (например, с использованием учебников для специальных (коррекционных) школ; ­ организация коррекционно­-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами [3].

Операционно-­деятельностный компонент педагогического процесса предусматривает процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников, имеющих особые потребности в области образования, с их сверстниками. В организации обучения особенно актуальными становятся технологии разноуровневого обучения, дифференцированный подход к построению учебной деятельности учащихся. Операционно­-деятельностный компонент педагогического процесса в инклюзивном классе предполагает: диагностику особенностей учащихся; выстраивание личной образовательной траектории ученика с учетом его особенностей; реализация индивидуальных образовательных программ учащихся; рефлексия и оценка деятельности. В операционно­-деятельностном компоненте важное место отводится системе контроля за учебной деятельностью учащихся. Актуальными являются любые формы контроля: дистанционные (взгляд, интонация и т.п.); контактные (прикосновение), административные (проверка текущих и итоговых знаний) [3].

В условиях инклюзивного образования отбор методов происходит с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями. Педагог выбирает методы обучения с учетом структуры дефекта особых учащихся. Как указывает Г.В. Федина, в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями используют следующие методы:

1) методы моторной коррекции (методы релаксации, паралингвистические, телесно­ориентировочные методы, методы пластритмики);

2) сенсомоторные методы (методы слухового и зрительного восприятия учебного материала; наглядные, практические методы);

3) когнитивные методы (методы организации психических процессов, вербально­логические методы: репродуктивные, проблемно­поисковые, исследовательские). Внедрение данных методов в инклюзивном образовании предполагает их рациональное соотношение с методами обучения обычных детей [1].

В педагогике нет единой классификации методов обучения. Среди имеющихся классификаций методов обучения – классификация Ю.К. Бабанского, Л. Йовайши, Л.С. Ларионовой, И.Ф. Харламова и других [1].

При выборе методов обучения в условиях инклюзивного образования необходим анализ особенностей метода с точки зрения специфики образовательного процесса дошкольной группы, класса, студенческой группы, где наряду с обычными сверстниками участниками образовательного процесса становятся дети с особыми потребностями. Дидактический метод состоит из приемов – отдельных элементов, которые в своей совокупности помогают решению познавательных задач и характеризуют либо деятельность преподавателя, либо деятельность обучаемых. Выбор дидактических приемов в условиях инклюзивного образования осуществляется с учетом требования индивидуализации обучения [3].

Среди дидактических приемов в работе с детьми с особыми возможностями:

1) развитие наблюдательности через показ явлений;

2) формирование интереса к окружающему миру;

3) зоны развития (ЗАР, ЗБР, зона потенциального развития);

4) наглядность в практически значимой деятельности;

5) сознательность и активность в усвоении знаний;

6) учёт индивидуальных особенностей [2].

Обучение и воспитание есть целенаправленные процессы педагогического взаимодействия. Обучение – это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Воспитание в специальном педагогическом смысле – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитание в широком смысле – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания [1].

К принципам воспитания в условиях инклюзивных классов (групп ДОУ) относятся:

- принцип индивидуального подхода, когда выбор форм, средств, методов воспитания осуществляется с учетом особенностей детей;

- принцип вариативной методической базы воспитания (педагогом могут быть использованы методики тифло­, сурдо­, олигофренопедагогики);

- принцип самостоятельной активности ребенка;

- принцип семейно­ориентированного сопровождения, согласно ему родители включаются в педагогический процесс в качестве активных участников каждого этапа [1].

В едином пространстве, в которое включены дети с особыми потребностями, происходит аккумулирование ими общественного сознания, через осмысление идей и формирования собственного поведения, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Педагог способствует осознанию детьми социальной ценности всех людей, равенства их прав и возможностей и определенной доли сопричастности каждого к проблемам другого. Благодаря внесению элементов нравственных, эстетических и  общественных требований в педагогический процесс воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской. Особое место в воспитательном процессе учреждения инклюзивного образования занимает воспитание толерантности сознания [3].

К основным направлениям формирования толерантности в инклюзивном образовательном учреждении относятся:

1) формирование у детей толерантности к людям с ограниченными возможностями, научение способам разрешения конфликтов, изучение национальных особенностей других народов;

2) развитие толерантного самосознания у родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми;

3) распространение идей толерантности в окружающей образовательное учреждение социальной среде [2].

В современных условиях особенно актуальной задачей воспитания становится педагогическое стимулирование процесса самовоспитания. В стимулирование процесса самовоспитания детей, подростков, молодых людей с особыми потребностями необходимо учитывать специфику их физического здоровья, психического состояния, максимально индивидуализируя процесс педагогического участия в развитии мотивационной сферы личности. Педагогическое взаимодействия осуществляется через акцент на отношение ко всему окружающему. В ходе воспитательного процесса формируются взгляды, позиции всех воспитанников, важнейшей позицией становится принятие другого, отличного от всех [1].

Социально значимым направлением воспитательной работы с детьми, подростками, молодыми людьми становится профориентационная работа образовательного учреждения. Подготовить воспитанника к активному вхождению во взрослую жизнь и в профессиональную деятельность, которая согласуется с состоянием их здоровья [2].

Список литературы:

1. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и

системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд­

во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с.

2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы

международной научно­практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск.

гор. психол­пед. ун­т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.

3. Инклюзивное образование: перспективы развития в России (материалы к конференции)

­ Москва, 23­24 июня 2004 г. – 108 c.



Просмотров: 769
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Активные формы и методы обучения
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Методы и формы обучения адаптивной саморегуляции
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Методы обучения Архетипическим Технологиям
  • Психологические портреты родителей детей с особыми образовательными потребностями
  • Практика инклюзивного обучения.
  • Консультативный пункт для родителей и детей с особыми образовательными потребностями"
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Положительные эффекты песочной терапии для детей с учетом возрастных особенностей
  • Дисциплинарные методы воспитания детей
  • Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения
  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Психологические затруднения участников инклюзивного образования
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Коучинг в формировании процесса обучения школьников нового поколения
  • Особенности получения среднеспециального образования лиц с ограниченными возможностями.
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков
  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Профессиональная и психологическая готовность к принятию инклюзивного образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь