|
Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе в условиях инклюзивного образованияАвтор статьи: Денежкина Дарья Владимировна
Педагогический процесс в условиях инклюзивного образования выстраивается с включением в структуру целей воспитания и обучения, обеспечения реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. В содержательном компоненте педагогического процесса инклюзивного образования должна быть предусмотрена вариативность содержания с учетом индивидуальных особенностей детей с особенностями развития. Важной частью содержательного компонента выступает разработка индивидуальных планов. При разработке индивидуального учебного плана для учащегося с особыми образовательными потребностями в него включаются: организация индивидуального режима обучения (снижение объема заданий, возможности дополнительного отдыха и др.); организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями (например, с использованием учебников для специальных (коррекционных) школ; организация коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами [3]. Операционно-деятельностный компонент педагогического процесса предусматривает процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников, имеющих особые потребности в области образования, с их сверстниками. В организации обучения особенно актуальными становятся технологии разноуровневого обучения, дифференцированный подход к построению учебной деятельности учащихся. Операционно-деятельностный компонент педагогического процесса в инклюзивном классе предполагает: диагностику особенностей учащихся; выстраивание личной образовательной траектории ученика с учетом его особенностей; реализация индивидуальных образовательных программ учащихся; рефлексия и оценка деятельности. В операционно-деятельностном компоненте важное место отводится системе контроля за учебной деятельностью учащихся. Актуальными являются любые формы контроля: дистанционные (взгляд, интонация и т.п.); контактные (прикосновение), административные (проверка текущих и итоговых знаний) [3]. В условиях инклюзивного образования отбор методов происходит с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями. Педагог выбирает методы обучения с учетом структуры дефекта особых учащихся. Как указывает Г.В. Федина, в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями используют следующие методы: 1) методы моторной коррекции (методы релаксации, паралингвистические, телесноориентировочные методы, методы пластритмики); 2) сенсомоторные методы (методы слухового и зрительного восприятия учебного материала; наглядные, практические методы); 3) когнитивные методы (методы организации психических процессов, вербальнологические методы: репродуктивные, проблемнопоисковые, исследовательские). Внедрение данных методов в инклюзивном образовании предполагает их рациональное соотношение с методами обучения обычных детей [1]. В педагогике нет единой классификации методов обучения. Среди имеющихся классификаций методов обучения – классификация Ю.К. Бабанского, Л. Йовайши, Л.С. Ларионовой, И.Ф. Харламова и других [1]. При выборе методов обучения в условиях инклюзивного образования необходим анализ особенностей метода с точки зрения специфики образовательного процесса дошкольной группы, класса, студенческой группы, где наряду с обычными сверстниками участниками образовательного процесса становятся дети с особыми потребностями. Дидактический метод состоит из приемов – отдельных элементов, которые в своей совокупности помогают решению познавательных задач и характеризуют либо деятельность преподавателя, либо деятельность обучаемых. Выбор дидактических приемов в условиях инклюзивного образования осуществляется с учетом требования индивидуализации обучения [3]. Среди дидактических приемов в работе с детьми с особыми возможностями: 1) развитие наблюдательности через показ явлений; 2) формирование интереса к окружающему миру; 3) зоны развития (ЗАР, ЗБР, зона потенциального развития); 4) наглядность в практически значимой деятельности; 5) сознательность и активность в усвоении знаний; 6) учёт индивидуальных особенностей [2]. Обучение и воспитание есть целенаправленные процессы педагогического взаимодействия. Обучение – это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Воспитание в специальном педагогическом смысле – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитание в широком смысле – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания [1]. К принципам воспитания в условиях инклюзивных классов (групп ДОУ) относятся: - принцип индивидуального подхода, когда выбор форм, средств, методов воспитания осуществляется с учетом особенностей детей; - принцип вариативной методической базы воспитания (педагогом могут быть использованы методики тифло, сурдо, олигофренопедагогики); - принцип самостоятельной активности ребенка; - принцип семейноориентированного сопровождения, согласно ему родители включаются в педагогический процесс в качестве активных участников каждого этапа [1]. В едином пространстве, в которое включены дети с особыми потребностями, происходит аккумулирование ими общественного сознания, через осмысление идей и формирования собственного поведения, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Педагог способствует осознанию детьми социальной ценности всех людей, равенства их прав и возможностей и определенной доли сопричастности каждого к проблемам другого. Благодаря внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований в педагогический процесс воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской. Особое место в воспитательном процессе учреждения инклюзивного образования занимает воспитание толерантности сознания [3]. К основным направлениям формирования толерантности в инклюзивном образовательном учреждении относятся: 1) формирование у детей толерантности к людям с ограниченными возможностями, научение способам разрешения конфликтов, изучение национальных особенностей других народов; 2) развитие толерантного самосознания у родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми; 3) распространение идей толерантности в окружающей образовательное учреждение социальной среде [2]. В современных условиях особенно актуальной задачей воспитания становится педагогическое стимулирование процесса самовоспитания. В стимулирование процесса самовоспитания детей, подростков, молодых людей с особыми потребностями необходимо учитывать специфику их физического здоровья, психического состояния, максимально индивидуализируя процесс педагогического участия в развитии мотивационной сферы личности. Педагогическое взаимодействия осуществляется через акцент на отношение ко всему окружающему. В ходе воспитательного процесса формируются взгляды, позиции всех воспитанников, важнейшей позицией становится принятие другого, отличного от всех [1]. Социально значимым направлением воспитательной работы с детьми, подростками, молодыми людьми становится профориентационная работа образовательного учреждения. Подготовить воспитанника к активному вхождению во взрослую жизнь и в профессиональную деятельность, которая согласуется с состоянием их здоровья [2]. Список литературы: 1. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с. 2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научнопрактической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психолпед. унт; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с. 3. Инклюзивное образование: перспективы развития в России (материалы к конференции) Москва, 2324 июня 2004 г. – 108 c. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|