Воспитательный прием - игнорирование в воспитании детей. Я «ЗА!»
Много разных статей и информации читаю на страницах инета о том, что игнорирование – это неприемлемая форма дисциплины в отношении детей.
Игнорирование, как пишут многие источники, – это вид эмоционального насилия.
Да, не отрицаю, всё то, что пишут и объясняют, действительно не является полезным для развития ребенка. Но…
Я – «ЗА»! За игнорирование!
Для меня, игнорирование – это одно из наиболее эффективных средств воздействия на детей. И является самым действенным дисциплинарным приемом.
Когда спрашиваешь кого-то: «Можно ли игнорировать ребенка?», все однозначно (ну или большинство) отвечают: «Нет, ну что вы! Как можно! Это очень плохо для ребенка. Так нельзя с ним поступать».
И тогда у меня возникает вопрос: «А что вы считаете игнорированием, когда говорите, что «так с ребенком поступать нельзя»? Как это выглядит по-вашему?».
И вы знаете, вот здесь уж точно, все 100% взрослых говорят приблизительно следующее: «Это когда родитель не разговаривает с ребенком день, два… неделю и т.д.». Или же вот такое высказывание: «Родители не обращает никакого внимания на ребенка, т.е. как будто его нет». А отсюда, по сути своей, то же самое, что не разговаривают с ним день, два… неделю и т.д.
«Зачем так поступают родители?» - спрашиваю я.
Общая мысль такая: «Таким образом родитель хочет наказать ребенка, который провинился и показать ему, как он не прав».
Нет, я не за то, чтобы игнорировать ребенка день, два… неделю, для меня это не то игнорирование, но именно об этом чаще всего пишут разные источники. Я хочу рассказать про игнорирование, которое полезно для ребенка, но о котором очень мало кто знает и мало кто применяет в воспитательных целях, как показала моя практика.
Приведу вам примеры ситуаций с детьми.
«Дети сидят за столом, один ест хорошо, второй – крутит ложкой в тарелке, при этом не собирается есть».
«Маленький ребенок балуется, кидает на пол еду из тарелки и смеется, полагая, что это весело».
«Подростка попросили помочь почистить картошку на ужин, он недоволен этим и это недовольство отражается на его лице, при этом он бубнит себе что-то под нос по этому поводу, но все-таки идет на кухню».
«Ребенок кидается на пол и орет».
Как вы думаете, каким образом, чаще всего, в этих ситуациях поступают родители?
Да, они, взрослые, чаще уделяют всё свое внимание тому плохому, что проявляют в этой ситуации дети. А именно, в первой ситуации обратят внимание на поведение ребенка, который крутит ложкой, и станут наставлять его, во второй – заругают ребенка, что он кидает на пол еду или же, рассмеются вместе с ним; подростку обратят внимание на то, что он с кислой физиономией собирается выполнить просьбу и кричат на ребенка, который кидается на пол.
А сейчас я скажу вам самое важное, что является основой всего воспитания. ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ УПРАВЛЯЕТ УДЕЛЯЕМОЕ ИМ ВНИМАНИЕ!
Теперь вспомним наши ситуации. Что сделали родители? Правильно! Они уделили детям свое внимание.
Запомните, даже отрицательное внимание – это внимание к детям, которое является поощрением для них. Отсюда все логично – родитель, крича, ругаясь и наставляя ребенка, подкрепляет то нежелательное поведение, которое демонстрирует ребенок. И тогда, одобряя поступки детей своим вниманием, сами родители, того не ведая, укрепляют такое поведение детей, как истерики, поддразнивание, споры, приступы ярости и т.п.
В чем же особенность игнорирования, как дисциплинарного метода? Когда родители игнорируют поведение детей, которые плохо себя ведут, то они не дают им никакой отдачи за продолжающееся плохое поведение. Если игнорирование проводится последовательно, дети, в конце концов, прекращают делать то, что делали.
А как же не обращать внимание? Как сделать так, чтобы ребёнок ел за столом, чтобы не истерил и не кидался на пол? Ещё раз повторюсь, поведением ребенка управляет уделяемое внимание взрослого. Поэтому все что должен делать родитель - это давать больше одобрения и внимания за хорошее поведение, тогда дети быстро усваивают, что хорошо себя вести выгоднее, чем вести себя плохо.
Давайте вернемся к нашим примерам и разберемся, как тут возможно применить воспитательный прием – игнорирование, и подкрепить своим вниманием хорошее поведение детей.
«Дети сидят за столом, один ест хорошо, второй – крутит ложкой в тарелке, при этом не собирается есть».
В данном случае родителю следует обратить внимание на поведение второго ребенка, который ест хорошо и уделить своё внимание ему. Тем самым поведение того, кто плохо себя ведет игнорируется. Но, как только тот ребёнок, который плохо себя вел, прекратил крутить ложкой, а может ещё и начал есть, вот тогда взрослый подкрепляет положительное его поведение.
«Маленький ребенок балуется, кидая на пол еду из тарелки и смеется, полагая, что это весело».
Если же родитель спокойно подберет еду с пола и выбросит ее в мусорное ведро, а другие члены семьи не будут обращать на это внимания, данное баловство останется незамеченным, и малыш вскоре перестанет кидать еду на пол. Подкрепить в этом случае можно то, как он хорошо кушает.
«Подростка попросили помочь почистить картошку на ужин, он недоволен этим и это недовольство отражается на его лице, при этом он бубнит себе что-то под нос по этому поводу, но все-таки идет на кухню»
Скажите, пожалуйста, какая цель родителя? Чтобы подросток почистил картошку? Да. Он пришел? Да. Тогда ответьте мне, пожалуйста, какая разница с каким лицом пришёл подросток чистить картошку? Он же пришел на кухню, он же помогает! Родитель добился чего хотел?! Да. Зачем же все портить, зачем уделять внимание и высказывать свое недовольство по поводу его внешнего вида при чистке картошки? Игнорируйте. И всё. А лучше родителю, когда подросток выполнит просьбу, подкрепить положительное поведение, например, за внимательность и заботу, которую он проявил.
«Ребенок кидается на пол и орет».
Данная ситуация - это результат уже постоянного последовательного подкрепления родителями нежелательного поведения ребенка, который теперь уже кидается на пол. Сначала, скорее всего, это было нытье и просьбы со стороны ребенка, после которых родитель «сдавался» и выполнял требования, тем самым поддерживая неприемлемое поведение. В основном такого рода ситуации возникают, когда ребенок хочет, например, чтобы ему купили игрушку или сладости, что-то позволили чего нельзя и т.п. Родитель сначала отказывает, но потом уступает.
Когда такое происходит постоянно, родитель уступает, то ребенок начинает понимать, что плохое поведение - это эффективный способ добиться желаемого.
В данной ситуации родителю нужно иметь крепкие нервы, чтобы осуществить игнорирование. Ребёнок, у которого этот навык поведения каждый раз срабатывал и давал свои результаты, будет усиливать свое плохое поведение, чтобы заставить родителя уступить. Поэтому ему, родителю, в этом ситуации может быть трудно. Но если он решается использовать этот метод, то должен быть готов пережить этот период, сохраняя твердое решение игнорировать.
Подкрепляется же в данном случае родителем поведение ребенка, когда тот успокаивается.
Итак, дорогие мои друзья, я постаралась немножко дать определение игнорированию, как его понимаю я.
Для меня игнорирование - это не игнорирование личности ребенка, а игнорирование его неприемлемого поведения, которое он демонстрирует. И поэтому я «за» игнорирование в воспитании детей. Знаю как эффективен этот прием и вижу его положительный результат.
Конечно же, это не единственный метод, который позволяет решить проблемы всей дисциплины. Но в большинстве обстоятельств с раздражающим поведением таким, как хныканье, капризы, крики, баловство и т.п., можно справиться игнорированием.
Хотя игнорирование очень эффективно, однако, для родителей это, может быть, наиболее сложный в применении метод.
В следующий раз я поделюсь информацией об основных правилах использования игнорирования, чтобы справляться с проблемами в поведении детей, и правильно использовать этот метод, оставляя без внимания плохое поведение.