|
Контролирующее внимание и игнорированиеАвтор статьи: Степанова Мария Борисовна
Заметка эта родилась, когда я вдруг осознала, что вопит мой сын, не сбавляя тон, а постепенно повышая его, и что я уже перешла на обертона. И чего это я так распалилась? Он отказался от ужина и хотел есть конфеты, почти добрался до них и тут его настигла я. Со своей схемой в голове, что сначала ужин, потом конфеты. Он мне что-то о том, как ему нужны его собственные конфеты, что он мне за них деньги отдаст и что общая еда его не интересует... Я сначала проскочила мимо, не заметила. Потом в голове поплыли фразы, ты что, не понимаешь, мне нужно моё собственное... Такое простое, нелепое по своему содержанию, но такое важное движение в индивидуацию, согласно возраста, как раз 12 ему, и все подростковые процессы полным ходом. Он мне буквально кричит о своей потребности в отделении, а я не слышу, ору в ответ что-то из своей схемы. Что же у нас произошло? Контролирующее внимание и игнорирование. Внимание к личности полно интереса и любопытства к ней. О чем он сейчас думает? А чем это он занят? Что с ним происходит? Контроль игнорирует личность, контролирующее внимание сосредоточено на соответствии происходящего схеме или задачам, идеям контролера. Контролирующая забота как происходит. Моня, одень шапку, холодно на улице, все дети в шапках. У мамы Мони в голове есть идея, что Моне холодно. Также у мамы Мони есть задача соответствовать ожиданиям других мам и облику других детей, не отличаться. Контролирующая забота игнорирует собственно Моню, как ему, холодно ли, нужна ли ему шапка. (Так и у меня идея, что нужно правильно питаться, сначала горячее, потом сладкое, что перебьёт аппетит, вообщем, полный комплект идей моей бабушки). Один из участников семинара как-то назвал заботу "какашечной". Чем больше в своей заботе один человек игнорирует другого, тем более "какашечной" становится забота. Я бы пошла ещё дальше и предположила бы, что человек, игнорирующий другого в пользу схем и идей, таким же образом обращается и с собой. Вряд ли он замечает себя. Вряд ли его близкие замечали его. Пищевая цепочка игнорирования. Контроль - это способ овладеть миром. Управлять им, использовать. Абсолютно нормально контролировать вещи. Мы все учимся делать это. Откручивать кран и закручивать его, регулировать поток воды, делать теплее или холоднее. С человеком так не получится. А ведь как было бы удобно! И скучно. Человек обладает волей и личностью. Он сам управляет собой. Даже когда человек думает, что это не так. Он может согласиться на управление другого человека. В обмен на ответственность, безопасность, деньги, комфорт, спокойствие. Контроль над человеком всегда иллюзорен. Контроль подавляет инициативу и лишает права быть собой. Контроль нужен для обеспечения безопасности, до поры до времени. Его дозы обратно пропорциональны возрасту ребёнка. В раннем детстве - его много нужно, мама контролирует все: температуру, сон, еду, испражнения, положение в пространстве. С освоением ребёнком новых компетенций - все меньшее число параметров нуждается в контроле. Голоден? Если катастрофически оголодает, мы все будем в курсе, а из доступных ему мест будет слопано все, хлеб, халва, шоколад, орехи, яблоки, колбаса... Не так уж плохо он и питается, к тому же раздельно. Конечно, и в 12 ребёнку нужно некоторое количество контроля. Но как же трудно соразмерить, кто бы знал, сколько, когда и какими порциями! Я думаю, для того, чтобы соизмерять, понадобится любопытство и интерес к личности, настоящее, подлинное внимание. Которое начинается с вопроса: как ты? И продолжается готовностью выслушивать, как. Ответ-закрывалка "нормально" в этом смысле равен "иди нафиг". Идентичен "никак" и даже "уже умер, а ты не заметил". Поведитесь на такой ответ, и это будет - игнорирование. Проявлять подлинное внимание это не чудо-дар, это навык, компетенция такая. Как он там живёт, этот Другой? Интересно же. Любопытно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|