|
Коучинг в формировании процесса обучения школьников нового поколенияАвтор статьи: Черникова Ольга Викторовна
Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды. Данный подход в свою очередь предполагает построение абсолютно нового процесса обучения, основанного на доверительных, партнерских отношениях между учителем и учеником, замены директивного подхода в обучение недирективным. Момент смены поколений и формирования новых ценностей описали в теории поколений в 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус. Они пришли к выводу, что дети, достигая возраста своих родителей, не становятся точно такими же, как они. Авторы выделили периоды в которые большинство людей обладают сходными ценностями. Ценности- качества или объекты, обладающие для человека внутренней привлекательностью. Ценности формируются общественными событиями и семейным воспитанием. Связанные с качеством жизни выступают первичным источником мотивации в жизни человека. По мнению социологов, поколенческие «ценности» формируются у ребенка до 12–14 лет под влиянием общественных событий (политических, экономических и социальных — определяющих в том числе темп и иные характеристики технического прогресса), а также семейного воспитания. Принято выделять следующие поколения: Поколение GI (1900-1923); Молчаливое(1923-1943); Поколение беби-бумеров или бумеров (1943-1963); Поколение Х, неизвестное поколение (1963-1983); Поколение Y, также названо поколением Сети и поколением Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии (1983-2003); Поколение Z (2003-2023). Нас интересует только начавшее формирование своей системы ценностей поколение Z (2001 год и позже, «зима», «художники»). Пока сказать о нем что-либо точно сложно. Но предположить, каким оно будет, уже вполне можно. Их становление происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей стабильность. Вертикаль власти крепнет, государственный аппарат получает все большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. Z-ы будут уходить в мир виртуальной реальности. Родители (У-ки) начинают гиперопекать своих детей. Те лишаются всяческой самостоятельности, им внушается священный страх перед чужими, перед неизвестным и незнакомым. Они становятся полноценными свободными личностями лишь в виртуале, доступ в который для них прост и естественен, а для других поколений пока сложен и непонятен. Это поколение творцов, художников и музыкантов. Они будут прекрасно ориентироваться в моделированных ситуациях, не понимая на практике методов командного взаимодействия, поскольку для них сложно понять распределение ролей в данной команде. Их мир – это мир, созданный ими лично для себя в компьютерной сети. Новое поколение Z будет поколением замкнутых в своем внутреннем мире идеалистов-творцов. Оно даст нам новых великих российских музыкантов, художников и поэтов[4]. Следует отметить, что эти дети легко адаптируются к вызовам современного мира в том числе смене технологий, терроризму и изменению климата. Они растут в мире, который ориентирован на достижение и результат. Поколение обладает широкой информационной обеспеченностью, эти дети быстро обучаемы, им свойственны идеализм, креативность, творческая реализация, активность и бездействие. Приспособить новых детей сложно, стандартные системы образования терпят крах. Чтобы новые дети могли выразить творческий потенциал наилучшим образом, необходимо отказаться от привычной системы образования, основанной на зубрежке, конкуренции, злоупотреблении полномочиями, отсутствием креативности и творческого подхода. Важно изменить подход к обучению. Это первый этап на пути перемен. Использование в образовательной практике приемов и методов, наработанных в практике коучинга позволит создать гибкую систему образования, способствующую развитию их творческого потенциала. В литературе коучинг рассматривается как средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижении в любой сложной ситуации [2]. Нас интересует коучинг как технология направленная на развитие «чемпионского мышления», выход за пределы возможного, процесс, позволяющий проявиться и реализоваться талантам Посредством процесса коучинга ученик может углубить свои знания, улучшить свой КПД (коэффициент полезной деятельности) и повысить качество жизни. Задача учителя-коуча – помочь ученику найти в себе ресурсы, которые нужны ему в данный момент для освоения той или иной дисциплины, и применить их на практике. Мы предлагаем следующие подходы к обучению с учетом принципов коучинга. 1)Обратная связь в начале и в конце урока повысит уровень осознанности и степень вовлеченности в изучаемый предмет, за счет чего предполагается повышение интереса к обучению., в отличии от стандартного подхода основанного на принципе учебник – задание- контрольная. 2) Практическая направленность занятий позволит школьникам творчески реализовываться и учиться самостоятельно подбирать способ решения задачи, в отличии от стандартного подхода, при котором только участники олимпиад имеют такую подготовленность. 3) Вера в индивидуальность и способности каждого чтобы в каждом ученике разглядеть личность со своими интересами, нужны учителя нового поколения, отсутствия оценочной (экспертной) позиции. В ходе коуч- учитель не занимает оценочную позицию, не даёт советов или готовых решений, не переносит свой опыт. Ученик всегда сам принимает решение о следующем шаге, который он сделает на пути в овладении дисциплиной и сам несёт ответственность за успех. 4) Партнерские отношения учителей и учеников, коммуникативное сотрудничество, построение доверительных отношений. 5) Изменения возможны, поддержание эмоционального состояния ученика, основанного на регулярной записи учениками успехов о проделанной работе. 6) Осознанность и ответственность. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и её анализ производятся учеником самостоятельно при содействии учителя- коуча. Осознанность помогает принять ответственность за свои действия. Для этого используются специальные техники, главная из которых – вопросные технологии коучинга. 7) Принцип поэтапного развития. Следует следить за тем, чтобы каждый шаг ученика в процессе обучения находился бы в «зоне ближайшего развития». Резюмируя вышесказанное, подчеркнем следующие основные моменты. Новое поколение требует особого внимания при создании новой системы образования, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого отдельного ученика. Коучинг как эффективную психологическую практику целесообразно включать в систему научно-образовательных проектов в школьном образовании. Методы и приемы коучинга могут вполне гармонично вписаться в практику профессионально-личностного сопровождения школьников как надежный инструмент, позволяющий эффективно достигать целей не только в образовательном пространстве, но и в профессиональном становлении будущих специалистов. Итак, данный подход направлен на воспитание и становление высокоразвитого, осознанного и ответственного нового поколения[3].
ЛИТЕРАТУРА 1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14. 2. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб.: Речь, 2004. 272 с. 3. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей. М.: Добрая книга, 2007. 288 с. 4. Теория поколений в России [Электронный ресурс].-Электрон.дан. - Режим доступа: http://rugenerations.wordpress.com- Загл.с экрана. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|