С каждым годом сообщество пользователей сети Интернет пополняется все более молодыми участниками. Практически каждый учащийся современной школы является активным пользователем всемирной паутины. Дети играют, общаются, учатся, создают и поглощают контент. Взаимодействие в сети огромный ресурс социализации подростков, оно несет в себе возможность творческой самореализации, саморазвития и самообразования. Умение пользоваться информационными технологиями - важная составляющая современной личной и профессиональной компетентности. Однако, юные пользователи могут столкнуться с рядом рисков: нежелательное общение, кибербуллинг, различные сообщества, направленные на саморазрушение. Здесь, как и в любом деле, нужно формировать у детей умения и навыки безопасного использования ресурсов интернета с пользой для себя и окружающих. И роль родителей в этом вопросе трудно переоценить.
Согласно исследованию «Цифровая компетентность российских подростков и родителей», проводившемуся в 2013 году Фондом Развития Интернет, подростки обгоняют родителей по частоте использования интернета. Ежедневно пользуются интернетом 89 % подростков и 53 % родителей подростков. Более половины родителей полагают, что безопасностью в интернете должны заниматься школа, государство или интернет-индустрия. Но в 2016 году «Лаборатория Касперского» провела международное исследование поведения детей в Интернете. Выяснилось, что больше половины школьников в России скрывают свои нежелательные активности в сети. Большинство участников опроса, а конкретно 73 %, признались, что хотели бы больше разговаривать с родителями о кибер-угрозах. Оказывается, несмотря на все попытки защитить свою приватность, многие дети смогут чувствовать себя спокойнее, если взрослые объяснят, какие сайты и приложения являются доверенными и даже оградят их от небезопасных ресурсов. Итоги пятилетней работы Линии помощи "Дети онлайн" показывают: школьники видят больше всего проблем в интернет-общении, а их родители - в содержании размещенных в сети материалов.
«Мою страницу Вконтакте постоянно замораживают за рассылку спама, но я не занимаюсь этим. Боюсь, что кто-то пользуется моей страницей, и я не знаю, что с этим делать»
Илья, 12 лет.
«У меня появился знакомый в интернете, и он стал настойчиво просить сделать для него различные фотографии, я ответила, что мне еще нет 18 и это запрещено законом. Он сразу отправил меня в черный список»
Ирина, 14 лет.
Дети и подростки, сталкиваясь с нежелательными и опасными явлениями в интернет-пространстве, накапливают негативный опыт, получают психологические травмы, а в результате впадают в отчаяние и даже демонстрируют суицидальные намерения. А родители как правило не обладают достаточной готовностью поддержать детей и подростков в виртуальном пространстве, предпочитая малоэффективные ограничения и запреты.
Особенность сетевого общения заключается в следующих явлениях: стихийности возникновения контента (его довольно сложно контролировать владельцам интернет-источников) и моментальной скорости распространения материалов. Пользователи порой попадают в сложные ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о подростках. Это необходимо учитывать и учить детей быть осмотрительнее, осознавать публичность социальных сетей, серьезно относиться к личной информации, которую они выкладывают в интернет.
Также отличительной чертой интернет-общения является анонимность и отсутствие четких законодательных актов о деятельности в сфере коммуникационных технологий, а это значительно осложняет обеспечение виртуальной безопасности. Зачастую ребенок может столкнуться с агрессивным поведением пользователей или незаконными материалами. А может и сам являться агрессором.
Возникает вопрос: как же уберечь школьников от негативных сторон всемирной паутины? Мы считаем, что необходимо обращать внимание юных пользователей на позитивные источники и способы времяпрепровождения, как в виртуальном, так и в реальном мире. Прекрасно, если в жизни детей и подростков определяющую роль играют по-настоящему близкие люди и доверительное общение с ними, а также присутствуют важные для них хобби и интересы, которые помогут предупредить излишнюю увлеченность сетью.
Распространенной ошибкой является использование гаджетов в системе «поощрение-наказание», это формирует искаженную мотивацию и провоцирует возникновение интернет-зависимости. Особую роль играет доверительная обстановка в семье и поддержка ребенка, ведь часто он не делится своими сетевыми проблемами из-за страха быть наказанным. Естественно, каждый родитель беспокоится о своем ребенке и детские проблемы очень важны для него. И в вопросах интернет-безопасности родители имеют множество возможностей помочь своему ребенку при внимательном и грамотном подходе к этой проблеме.
Хотя современные школьники считают себя «продвинутыми пользователями», эта уверенность носит иллюзорный характер, и они по-прежнему нуждаются в поддержке со стороны родителей.