На днях натолкнулась на заметку, в которой говорилось о целебной силе "цифрового детокса" или "медиаскетизма". Тема актуальная и даже местами наболевшая. За последние несколько лет значительная часть деятельности и, можно сказать, жизни плавно переросла в интернет-пространство (работа, учеба, общение, получение важной информации). Управление и организация всех важных сфер жизни осуществляется в основном через интернет, чем во многом облегчает нашу жизнь.
На фоне этого, казалось бы, очевидного факта возникают дискуссии многих моих коллег и знакомых по поводу целесообразности и опасностей веб-жизни наших детей.
Читаю периодически статьи на эту тему, размышляю о том, на сколько я могу регулировать жизнь своих детей в интернете. И не могу не поделиться своей позицией по этому поводу.
Для тех, кто не знал, скажу, что я мама двоих потребителей интернет трафика, возрастом четырех и десяти лет.
Да, и у меня периодически возникает беспокойство по поводу нормальности лимита этого потребления, качества информации. Возникают опасения по поводу собственной интернет зависимости.
И периодически я задумываюсь, имею ли я право ограничивать тотально своих детей, если сама не считаю возможным ограничить себя?
Я восхищаюсь тем родителями, у которых хватает ресурсов и вдохновения не только ограничивать детей от интернета, но и заменять его совместными играми, чтением и спортом на свежем воздухе.
Я поддерживаю обеими руками и ногами разумный родительский контроль над потреблением интернет трафика, радуюсь движению медиаскетизма и интернет детокса.
Но, как мама и как психолог, я понимаю, что главное воспитание происходит через собственный пример. А также придерживаюсь философии "золотой середины".
Я думаю над тем, что интернет, как новый и неотъемлемый пласт нашей жизни, пока ещё вызывает противоречивые чувства у родителей нового интернет-поколения детей, у самих потребителей, а особенно у старших поколений, которым чуждо интернет пространство.
Психологи, неврологи и офтальмологи только обозначили для себя эту "проблему", которая, на мой взгляд, является не проблемой, а фактом.
И этот факт говорит о том, что мы все стали зависимы от интернета, и это наша новая реальность и новая норма.
Бороться с этой реальностью, на мой взгляд, глупо.
Важно вырабатывать, создавать культуру потребления интернет-ресурсов.
И прививать эту культуру нашим детям. Развивающие занятия и мультики, полезные рецепты и он-лайн курсы и уроки, статьи и аудио-книги, научные фильмы и полезные подписки. Осознанное использование интернета с пользой - цель "интернет культуры".
Ограничивая человека в чем-то, важно давать ему равноценную замену. И здесь нужны ресурсы, вдохновение, желание.
Когда родители приходят на консультацию к психологу с запросом интернет-зависимости детей, то важно понять, что такого происходит или не происходит в жизни их семьи, что ребенок выбирает действительной реальности другую - виртуальную.
И важно понять, чем можно заполнить эту пустоту отсутствия интернета. Прекрасно, если это будут совместные игры на свежем воздухе. А если у родителей нет на это сил, времени или желания, то тогда и запрос должен звучать по другому. Как мы так обустраиваем свою жизнь, что у нас не хватает времени и сил на более здоровый досуг со своими детьми?...
А это уже целый пласт реальной проблемы, которую не надо перекладывать на детей... с больной головы на здоровую.
Наша реальность меняется, и свойство любой здоровой личности - это гибкость. Гибкость изменяться новым условиям жизни, искать новые пути решения задач и, если потребуется, пересматривать свои старые убеждения. Потому что качество нашей жизни - это наша свобода делать то, что для нас важно. И если происходит конфликт между "правильно" и "важно", то возможно, правила стоит и пересмотреть.
Предлагаю вам быть внимательнее к своим потребностям и потребностям своих детей, находить контакт со своими детьми и не быть в "заложниках" у предубеждений, быть свободными от чужих мнений и слушать свою интуицию. Как в воспитании, общении, так и в отношении себя самого.
Хорошего настроения и культурного интернет-пространства вам)