Интернет-зависимость и суицидальное поведение подростков

Сегодня действительно много говорят о интернет-зависимости и суицидальном поведении среди подростков. Можно смело сказать, что эти явления тесно связаны и серьезно распространены в России. Описывать эти явления смысла не имеет: все с ним хорошо знакомы из публикаций в СМИ. Наверное, только ленивый не знает, что в соц. сетях более 1000 групп, пропагандирующих суицид, жертвами которых уже стали по меньшей мере 120 подростков. Что касается той или иной степени зависимости от интернета и использования гаджетов, то это явление коснулось чуть ли не каждую российскую семью, в которой есть подросток. 

Сегодня я постараюсь дать несколько рекомендаций по этому поводу. Практика показывает, что родителям нужно объяснять, как уберечь ребенка от фактического информационного рабства, и даже как не убить нерадивое чадо неосторожным словом в случае с суицидальным поведением. Ведь, действительно часто пусковым механизмом, толкающим тинэйджера на непоправимое, становятся действия родителей.

Начнём с интернет-зависимости.

Как выявить? Очень просто, есть несколько характерных признаков которые будут однозначно свидетельствовать о зависимости:

  • ситуации, в которых родители просят отвлечься от пребывания в интернете или игры, подросток эмоционально, ярко выражает протест;
  • при вынужденном отвлечении от компьютера он начинает раздражаться;
  • подросток не может спланировать время, когда он закончит пребывание в соц. сети или игру;
  • высоко значимыми становятся лайки, репосты, рейтинг в играх, количество подписчиков или «друзей», снижение этого количества вызывает бурные эмоции, негодование, раздражение;
  • прием пищи происходит без отрыва от использования гаджета или компьютера;
  • резко ограничивается или исчезает живое общение, коммуникация происходит через сеть;
  • предвкушение и продумывание возвращения к гаджету или компьютеру

Что делать:

  • Нужно избегать радикальных мер. Отмечу сразу – отключение интернета ничего не даёт – подросток найдёт возможности для выхода в сеть, особенно если это серьезный случай. Он будет действовать подобно наркоману, которого лишили дозы. При этом запрет вызовет бурную реакцию протеста либо отчуждение. Но не решит проблему. 
  • Психолог. Важно понимать, что большинстве случаев, самостоятельно справиться с зависимостью не получится, а соответственно меры нужно принимать совместно с квалифицированным психологом. Желательно, чтобы специалист имел опыт работы с такими проблемами.
  • Общение. Очень важно внимательно, но ненавязчиво общаться, выясняя любые внесетевые интересы ребенка. И впоследствии создать условия для реализации желаний подростка вне сети. Максимально занять время подростка тем, что ему интересно. Если хотите, то это фактический эмоциональный подкуп. Нужно предложить подростку то, чего не может дать сеть.
  • Шоппинг и путешествия. Очень хороший эффект дают шоппинг и путешествия. Это те события, которые могут стать действительно мощными стимулами и позволят ребенку отвлечься от болезненной коммуникации или игр.
  • Избирательные уступки. Очень важно реагировать на любое проявление интереса ребенка к тому, что не связано с интернетом, компьютером, гаджетами. Вероятно, стоит идти на уступки в желаниях, не связанных с сетью, приобретению гаджетов. Например, ели подросток хочет новый скейтборд, велосипед или боксерскую грушу.
  • Живое общение. Поощряйте живое общение со сверстниками и участие в мероприятиях. В таких случаях будет полезно закрыть глаза на то, что подросток появился дома позже оговоренного времени. Можно купить билет на концерт любимого исполнителя или матч любимой команды.
  • Не полное «вынужденное» ограничение. По возможности, можно временно ограничить доступ к сети[H1] , но ни в коем случае не объясняя это зависимостью подростка. В таких случаях стоит сослаться на технические проблемы, провайдера и прочее. Когда используете эту рекомендацию, примите все меры, чтобы чадо не узнало об истинных причинах. Помните - полностью лишать зависимого подростка сети неэффективно и даже опасно. Полностью ограничить доступ не выйдет, но дать короткую передышку таким образом можно.
  • Экология семьи. Я встречал даже психотерапевтов, имеющих таких детей, которые были уверены, что они как семья непричём. Причём и ещё как! Пролечитесь сами - и ваш ребёнок выздоровеет.

О суициде.

Здесь дело обстоит сложнее. Может оказаться так, что суицидальные тенденции у подростка связаны с психическим заболеванием. При этом не стоит сразу считать его больным обнаружив хештэг  #морекитов или "разбудименяв4:20" на его стене в Вконтакте. О заболевании достоверно сможет сказать только специалист. Но принять меры принять стоит.

Выявить суицидальные настроения можно. Должны насторожить сочетания следующих признаков:

  • замкнутость;
  • излишняя критичность к себе;
  • фразы типа: «я тупой», «я некрасивая», «я толстая», «мне ничего не интересно» и т.п., пространные рассуждения о бессмысленности жизни и пустые философствования о бренности человеческого существования
  • самообвинение – очень характерный признак;
  • сегодня, для выявления намерений и мыслей, связанных с суицидом достаточно посмотреть на стену подростка в соц. сети, индикаторами будут тэги и надписи про китов, фраза «Я в игре», 4:20, интерес к истории Рины Паленковой (16-летняя девушка, которая легла под поезд), а также участие в группах, которые содержат такой контент.

Хочу отметить, что для подростков может быть привлекательной эстетика суицид: ритуализация действий, эмоциональные записки и селфи в социальных сетях, бледная кожа, струйки крови, стекающие по запястьям и тому подобное.

При внешней привлекательности «смелого» шага, человеку, даже подростку, расстаться с жизнью достаточно тяжело. Глубинные механизмы человеческой психики в таких ситуациях противостоят намерению личности. И толчковым механизмом в таких случаях выступает как раз окружение. А окружение у интернет-зависимого (или просто увлеченного общением в соц. сетях подростка) – это как раз и есть те самые пользователи сверстники, его «друзья» и «подписчики».

Любому человеку важно не оставаться одному, ему важно, чтобы его оценили. Часто, для интернет-зависимых подростков, большую ценность представляют отметки «мне нравится», так называемые лайки, под фотографиями или короткими записями в микроблоге. И когда отчаявшийся подросток видит сотни тысяч подобных отметок под последним фото или предсмертной запиской на «стене» сверстника – это очень впечатляет. Закономерно, он начинает воспринимать суицид как героизм и высшую форму протеста, против мира, который его не устраивает, против собственных проблем, против родителей и общества, которые его ущемляют или выстраивают рамки, в которых ему не комфортно или как форму смелой мести, тем кто не воспринимает его таким, каким он хочет, чтобы его воспринимали.

Что же делать, чтобы уберечь своего ребёнка от непоправимого шага? Для начала, не стоит поддаваться панике. Тема суицида разрабатывалась авторитетными психологами и психиатрами, и методики борьбы с суицидальными настроениями сегодня разработаны достаточно хорошо.

Сам по себе суицид как явление проходит в двух фазах – фазе моральной подготовки и суицидальной фазе. Первая фаза проявляется в недовольстве собой, жизнью, миром вокруг, и сама по себе ещё не означает желания покончить с собой. Вторая, или суицидальная фаза, требует для начала некий конфликт – зачастую, им служит как раз появление в жизни подростка «групп смерти», которые предлагают простое на первый взгляд решение всех его проблем.

Наилучшее решение – предотвратить вторую фазу, не дав состояться конфликту. Лучше всего постараться улучшить моральный климат в семье, стать к ребёнку максимально более внимательным, проявить интерес к его проблемам и заботам, попробовать занять интересными делами. То есть, обеспечить ему все то, что он так ищет в «группах смерти» - понимание и самовыражение.

Случается, что подросток использует механизмы защиты, которые могут быть признаками серьёзного конфликта внутри личности. Это может агрессивное отношение к окружающим, отрицание очевидных фактов, рационализация и так далее.

Самым опасным механизмом, в случаях с суицидом, является автоагрессия. Не зная, как справиться с проблемами, не находя подходящего объекта для вымещения агрессии, подросток зачастую направляет её на себя самого. В этом случае самоубийство начинает казаться ему наиболее простым и подходящим выходом из ситуации.

Далее я дам, вероятно наиболее важные рекомендации, связанные с такими случаями:

  • Никакой гиперопеки. Нельзя проявлять гиперопеку и излишнее назойливое внимание. Известно ведь, что чрезмерная длительная опека может являться одной из косвенных причин суицидального поведения.
  • Доверительные отношения. Постарайтесь установить, действительно близкие отношения с подростком. Основной принцип – безусловное принятие ребенка таким, какой он есть, без попыток что-либо в нём менять. Благотворно повлияет сдержанность в общении.
  • Никакого осуждения. Распространённой ошибкой является развитие чувства вины по отношению к близким. Не стоит вызывать его, в попытках предотвращения суицидального поведения. Такие действия, как правило, усугубляют травму и провоцирую автоагрессию. Следите за тем, чтобы ваши слова не воспринимались как упрёки и обвинения в проблемах семьи.
  • Избегайте ложных утешений. Стоит избегать неоправданных утешений. Например, фраза: «Ведь ты на самом деле так не думаешь», однозначно демонстрирует не желание родителей принимать чувства подростка.
  • Не устраивайте провокаций. Нельзя играть на самолюбии подростка и не пытаться доказать, что он не сможет чего-то сделать. Как правило – это будет воспринято как провокация, и подросток будет стараться сделать всё, чтобы доказать обратное.
  • Не ограничивайте доступ в сеть. Как в случае с интернет-зависимостью нельзя лишать подростка выхода в сеть. Возможность излить переживания на страницы микроблога или друзьям в сообществе – это одна из отдушин которая у него есть. Но ограничить доступ к определённым (провокационным) страницам, позвонив своему провайдеру, безусловно стоит. Особенно если подросток в них ещё не состоит.
  • Наблюдайте. Всегда следует ненавязчиво наблюдать за своим ребёнком – он не должен ощущать себя объектом слежки, но и запускать ситуацию, не зная, что с ним происходит, нельзя. Любые изменения в характере, немотивированная агрессивность, попытки замкнуться в себе – повод присмотреться внимательнее – возможно, перед вами первая стадия.
  • Помогите избежать одиночества. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка наедине с его проблемами, в особенности, когда он не предпринимает попыток их решить. Если подросток говорит, что он толстый, глупый, никчёмный и никому не нужный – обязательно надо разубедить его в этом, не оставляя такие мысли на самотёк.
  • Свобода творчества. Дайте подростку максимум возможностей для самовыражения. Поощряйте любой творческий стимул, каким бы страшным он вам не показался. Именно творчество один из наиболее эффективных методов борьбы с внутриличностными конфликтами. 
  • Телефон экстренной помощи. Важно, чтобы в таких случаях, дома на виду находился телефон службы экстренной психологической помощи. (Включено в связи с требованиями роспотребнадзора для СМИ)
  • Отслеживайте индикаторы. Если ребёнок начал публиковать в соцсети посты с фразами, упоминающими китов или словами «Я в игре» – обязательно нужно обратиться к профессиональному психологу. Это значит, что тинейджер уже зачислен в «группу смерти» и действовать нужно немедленно.

 

Конечно, абсолютно универсальных методов не существует – все люди, тем более подростки, уникальны, и каждый случай строго индивидуален. Выбор методик в таком случае будет зависеть от психолога. Тем не менее, общие рекомендации по предотвращению предсуицидальных настроений существуют и общедоступны в сети.

Безусловно, в случаях, когда у подростка проявляется симптоматика интернет-зависимости и суицидальное поведение стоит обратиться к психологу, а в случае с суицидом не лишним будет записаться на приём к психиатру. Арсенал методов психолога может включать как классический психоанализ, так и гипнотерапию, которая поможет выявить и быстро устранить причины зависимости и суицидального поведения. За любым поведением, симптомом, эмоцией находится событие – найти и обработать это событие основная задача психотерапевта.

Сегодня, психоаналитическая гипнотерапия успешно применяется лишь немногими специалистами и даёт очень впечатляющие результаты. Стоит также понимать, что не любой психолог может использовать этот метод, даже если утверждает, что может. Специалист, который берется использовать техники гипноза, должен иметь соответствующие сертификаты, образование и опыт.

Всегда помните – лучший способ избежать страшного – не оставлять ребёнка наедине с его проблемами. Будьте внимательны к детям и старайтесь их понимать. А так же занимайтесь проблемами в экологии вашей семьи - болезни детей это прямая проекция болезни всей семьи.



Просмотров: 486
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Осторожно, интернет! (или как уберечь подростка от опасностей в сети)
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что делать, если вы увидели порезы на теле своего сына или дочери подростка?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь