На тему суицидального поведения подростка

На сегодняшний день, на терапию обращается много детей - подростков (это не единичный случай), которые ранят (режут) себя острыми предметами для снятия напряжения или пытаются покончить жизнь самоубийством. И это характерная ситуация не только для нашего города, интересовалась у коллег - это явление характерно и в других регионах страны.

Конечно, причин для напряжения у подростак предостаточно - это и сложности в социальном устройстве - впереди неизвестная жизнь, и не простая физиология подростка, и возможный травматический опыт развития личности. 

В  ситуации детей, травмирующих себя, есть характерные черты - это невозможность родителей жить осознанно, брать на себя ответственность за свою жизнь, перекладывать её на детей в виде нарциссического расширения или отсутствия внимания к эмоциональным нуждам ребенка. Можно говорить о психологической неграмотности родителей - эмоциональной незрелости, наивности и их невозможность о себе позаботиться (в психологическом смысле). Дети это продукт воспитания родителей, ну и да - охрана и надежность жизни ребенка это их прямая обязанность.

Конечно же, нельзя оставлять без внимания и  особенности настоящего времени. Основная особенность, на мой взгляд - это то, что психологическая грамотность и развитие осознанности не успевают за развивающимися возможностями интернета, социальных сетей - технологии в своем развитии продвигаются, а люди нет - люди очень запаздывают, в этом большая проблема. Многие, словно продолжают пребывать в некоей тревожной - беспечности (как-то так). Словно все случится без усилий, все сложится само - собой. К тому - же в социуме и сегодня, чувства - это то, на что не стоит тратить время это не процесс, это что - то опасное или то, в чем нет опыта.

На тему суицидального поведения подростка

Подростку нужно очень много чувств, у него они просто "взрываются", нужно много внимания и поддержки (не меньше чем младенцу), но запрашивать их, он еще не умеет. Границы подростка становятся в это время более непроницаемыми, что нормально с одной стороны, но что осложняет ему жизнь т.к. распознавать свои границы личности подростку еще сложно. Особенно это сложно, если в семье нет опыта уважения (как чувства!!! а не как "надо уважать родителей"), признания (как чувства!!!) и ответственности (как чувства!!!) за свою жизнь, стыда (как чувства!!!), страха и доверия себе (как чувства!!!).

Сепарационная тревога велика и у подростка и у родителей. Хорошо, если в это время можно как-то запросить поддержку, но ни у родителей, ни у детей часто этой возможности (психологической возможности) нет.

Как - то один опытный коллега отмечал, что имеется три основных суицидальных вектора - один направлен на "других - на социальную среду", другой "на себя", третий "на родителей". И все эти три вектора подросток не может сам обнаружить и осознать, как правило это рождает огромную тревогу и расстерянность.

 Александр Моховиков выделяет тоже три суицидальных вектора, но они по типу защитных механизмов в гештальт - терапии: 

Первый - это проективный вектор самоубийства.

"Проецирование помогает человеку  что-то реально принадлежащее ему, приписывать окружающей среде, как правило это касается желаний или эмоций, за которые человек не хочет брать ответственность."  (А.Моховиков)

Собственно, без проецирования невозможно восприятие, проецирование  - это гипотеза, которую важно проверять. Проекция становиться патологической лишь тогда, когда предположения превращаются в "бредположения" и человек прекращает проверять свои гипотезы и говорит, что все именно так как он считает несмотря на усугубление его проблем и нарастание признаков незавершенной ситуации: раздражения, тревоги, стыда, уничтожающего гнева и т.д. 

Второй - это ретрофлексивный вектор самоубийства.

"При ретрофлексии большинство чувств или желаний остается внутри, при этом -  человек сам себя любит, ненавидит или ведет с собой нескончаемый внутренний диалог. Преобладающий стиль поведения состоит в том, что он делает самому себе то, что хотел бы сделать другому человеку (или получить от него)."(А.Моховиков)

Третий - это конфлюэнтный вектор самоубийства.

"В гештальт-терапии слияние или конфлюэнция традиционно считают состоянием, в котором возникает фигура и одновременно растет сопротивление ее возникновению.  В жизни это состояние наиболее характерно для младенца, находящегося в слиянии с матерью. У взрослого конфлюэнция проявляется безотчетными тревожными состояниями, порожденными некоторой неясностью сознания. Конфлюэнтный вектор является особенно важным при суицидальном поведении в молодом возрасте, когда возникает высокая степень слияния с группой, в частности, принадлежащей деструктивному культу." (А.Моховиков)

В это время, время перехода или кризиса нужна надежная опора в виде более устойчивого человека - родителя или близкого родственника, в виде надежной социальной группы. Правда социальная группа может быть диструктивна в своей направленности и если  подросток не ориентируется в мотивах и формах групп, не может уделить внимания своим переживаниям, оставлен внимание взрослых, он легко увлекается данной группой и ищет в ней поддержку. 

Велика и растерянность взрослых в этот кризисный период и это нормально, ведь кризис происходит не у отдельно взятого подростка в семье, это и крихис семьи как системы, этот кризис, совершенно естественно касается и значимых взрослых, родителей.

 Опираясь на опыт работы с такими случаями могу сказать, что там где родители заботятся о психологическом состоянии подростка, где родители готовы присутствовать в консультировании и порассматривать "а как здесь я принимаю участие?" - ребенок выправляется в своей тревоге и оставляет (правда не сразу) свои попытки, начинает осваиваться в такой непростой для себя жизни, т.к. границы семьи становятся более ясными и безопасными.

Суицид ребенка - это симптом для семьи, указывающий на то, что семья - система больна, симптом на который родителям стоит обратить внимание. Как показывает опыт - иногда достаточно 5 - 10 сессий, чтобы ситуация выправилась и перестала быть столь опасной и угрожающей жизни ребенка. Если родители не могут поддержать ребенка, в силу своей некомпетентности и тревожности, то можно всегда обратиться к специалисту, который, благодаря профессионализму и  опыту работы, поддержит и ребенка, и родителя, и семью.

В конце, напишу выражение, которое часто напоминаю  клиентам - Не бывает счастливых родителей у счастливых детей. Бывает наоборот - счастливые дети у счастливых родителей.

 



Просмотров: 606
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Детское "я боюсь" и чувства родителей
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Про "гвоздь в ботинке" и дефицит внимания у родителей.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Инструкция для уставших родителей " особенных детей"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Кого "чинить": детей или родителей?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Сепарация детей от родителей. Сепарация со знаком "-" и "+"
  • "Каждому овощу свое время" - правило, которое сильно облегчает жизнь
  • Опыт расстановок на фигурках. "Время найти Себя".
  • В защиту родителей (про "козлов" и "отпущение")
  • "Яжграмотнаямать" вместе с "Яжпсихологом" для родителей
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь