|
На тему суицидального поведения подросткаАвтор статьи: Сикорская Эльвира Викторовна
На сегодняшний день, на терапию обращается много детей - подростков (это не единичный случай), которые ранят (режут) себя острыми предметами для снятия напряжения или пытаются покончить жизнь самоубийством. И это характерная ситуация не только для нашего города, интересовалась у коллег - это явление характерно и в других регионах страны.
Александр Моховиков выделяет тоже три суицидальных вектора, но они по типу защитных механизмов в гештальт - терапии: Первый - это проективный вектор самоубийства. "Проецирование помогает человеку что-то реально принадлежащее ему, приписывать окружающей среде, как правило это касается желаний или эмоций, за которые человек не хочет брать ответственность." (А.Моховиков) Собственно, без проецирования невозможно восприятие, проецирование - это гипотеза, которую важно проверять. Проекция становиться патологической лишь тогда, когда предположения превращаются в "бредположения" и человек прекращает проверять свои гипотезы и говорит, что все именно так как он считает несмотря на усугубление его проблем и нарастание признаков незавершенной ситуации: раздражения, тревоги, стыда, уничтожающего гнева и т.д. Второй - это ретрофлексивный вектор самоубийства. "При ретрофлексии большинство чувств или желаний остается внутри, при этом - человек сам себя любит, ненавидит или ведет с собой нескончаемый внутренний диалог. Преобладающий стиль поведения состоит в том, что он делает самому себе то, что хотел бы сделать другому человеку (или получить от него)."(А.Моховиков) Третий - это конфлюэнтный вектор самоубийства. "В гештальт-терапии слияние или конфлюэнция традиционно считают состоянием, в котором возникает фигура и одновременно растет сопротивление ее возникновению. В жизни это состояние наиболее характерно для младенца, находящегося в слиянии с матерью. У взрослого конфлюэнция проявляется безотчетными тревожными состояниями, порожденными некоторой неясностью сознания. Конфлюэнтный вектор является особенно важным при суицидальном поведении в молодом возрасте, когда возникает высокая степень слияния с группой, в частности, принадлежащей деструктивному культу." (А.Моховиков) В это время, время перехода или кризиса нужна надежная опора в виде более устойчивого человека - родителя или близкого родственника, в виде надежной социальной группы. Правда социальная группа может быть диструктивна в своей направленности и если подросток не ориентируется в мотивах и формах групп, не может уделить внимания своим переживаниям, оставлен внимание взрослых, он легко увлекается данной группой и ищет в ней поддержку. Велика и растерянность взрослых в этот кризисный период и это нормально, ведь кризис происходит не у отдельно взятого подростка в семье, это и крихис семьи как системы, этот кризис, совершенно естественно касается и значимых взрослых, родителей. Опираясь на опыт работы с такими случаями могу сказать, что там где родители заботятся о психологическом состоянии подростка, где родители готовы присутствовать в консультировании и порассматривать "а как здесь я принимаю участие?" - ребенок выправляется в своей тревоге и оставляет (правда не сразу) свои попытки, начинает осваиваться в такой непростой для себя жизни, т.к. границы семьи становятся более ясными и безопасными. Суицид ребенка - это симптом для семьи, указывающий на то, что семья - система больна, симптом на который родителям стоит обратить внимание. Как показывает опыт - иногда достаточно 5 - 10 сессий, чтобы ситуация выправилась и перестала быть столь опасной и угрожающей жизни ребенка. Если родители не могут поддержать ребенка, в силу своей некомпетентности и тревожности, то можно всегда обратиться к специалисту, который, благодаря профессионализму и опыту работы, поддержит и ребенка, и родителя, и семью. В конце, напишу выражение, которое часто напоминаю клиентам - Не бывает счастливых родителей у счастливых детей. Бывает наоборот - счастливые дети у счастливых родителей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|