Стоит ли контролировать подростка?

Автор статьи: Окулова Анна

Вдумайтесь, по факту, контроль, когда я контролирую – я хочу сделать что-либо или кого-либо таким, как я это вижу. Гораздо легче управлять, чем вникнуть и найти компромисс. Именно такая перестройка необходима в отношении подростка.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.

Подростковый период развития действительно кризисный. Не только для подростка, но и для родителей, семьи. Роли и отношения начинают меняться. Главная особенность подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Важная потребность переходного возраста – освобождение от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще и установленных ими порядков. Цель подростка – отделиться, сепарироваться, стать самостоятельным. Цель родителя – отпустить, поддержать его в этом и в чем-то направить, а также выстроить отношения на новом уровне.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, принципы воспитания должны постепенно меняться, основываться уже не на власти родителей, а на доверительных отношениях, при которых его привилегии и свобода зависят от взаимного доверия. Когда ребенок мал и почти не отвечает за свои поступки, родители берут практически всю ответственность за его поведение на себя. Когда же ребенок становится подростком, он испытывает тягу к независимости и стремится уже сам контролировать свои действия и принимать самостоятельные решения. Задача родителей — сделать этот переход по возможности ровным и безболезненным.

Одна из задач родительства научить ребенка жить свою жизнь, быть личностью, уметь добиваться своего, выбирать важное себе и отстаивать себя. Каким бы не был ваш стиль воспитания до подросткового периода, никогда не поздно сменить его, стать гибкими и принимать во внимание ситуацию, возраст вашего ребенка.

Крайние стили воспитания (авторитарность или либеральность) дают плохие результаты.

Авторитарный (директорский, приказной, контролирующий) стиль, вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. При этом подростку трудно учиться принимать собственные решения, опираться на себя, отвечать за свои поступки, он остается крайне зависимым от родителя, боязливым, неуверенным в себе, не самостоятельным.

Перегиб в сторону либеральности (всетерпимости), вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я». У подростка нет границ в поведении, в отношениях с родителями, сверстниками, собой, родитель их не обозначает, а он еще не готов полностью стоять лицом к лицу с миром. У него должна быть огранка в виде родителей, их мнения, одобрения, некий фильтр. Такой ребенок чувствует себя одиноким и может все больше провоцировать родителей своими действиями, чтобы его заметили, ограничили, дали опору.

Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Контроль отличается от заботы тем, что заботясь, мы узнаем, что нужно другому и стараемся это делать, при контроле же мы следуем только своим идеям и желаниям, мы не знаем, как это для нашего ребенка. Мы не даем себе и ему возможности договориться.

Очень трудно бывает родителям перестроиться в отношении ребенка-подростка. Они то контролируют его, как маленького, требуют послушания, то запрашивают от него взрослых решений, иногда эти взаимоисключающие требования звучат чуть ли в один момент. Важно замечать такие свои противоречивые послания, не пытаться выстроить жизнь ребенка только в соответствии со своими представлениями о ней, спрашивать, интересоваться и договариваться, тогда все будет получаться.



Просмотров: 309
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Если вы заметили порезы на руках подростка: инструкция для родителей
  • Жизнь подростка без родителей – это путь в никуда.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Границы подростка: о том, что не касается родителей
  • Половое воспитание. Информация для родителей. Часть 3. Любовь у подростка.
  • Шпаргалка для родителей подростка
  • Четыре приема для родителей раздраженного подростка!
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Ручей и Река. Метафора для родителей про вредного подростка
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Быть родителями подростка - этому нужно учиться!
  • Что "бесит" подростка при общении с родителями.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что сказать, когда к тебе пришел родитель бунтующего подростка…
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Влияние родителей на самооценку подростка.
  • Коуч-консультирование родителей подростка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь