|
Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.Автор статьи: Губанова Ирина Сергеевна
Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать. По долгу службы последние несколько лет моей работы в общеобразовательном учреждении были посвящены анализу социального контингента семей учащихся школы и работы с трудными подростками. Ежегодное формирование социального паспорта учреждения показало, что ровно 1/3 детей воспитывается в неполных семьях. Сразу уточню в каком контексте использую термин «неполная семья». Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок. Мною была проанализирована деятельность Советов профилактики образовательного учреждения за 2013-2017 годы, основной целью которого является профилактика правонарушений в подростковой среде, согласование требований семьи и школы в вопросах воспитания и обучения (а проще говоря, рассмотрение наиболее сложных случаев подросткового непослушания). В ходе анализа были получены следующие данные. Они представлены в таблице 1. Таблица 1
Этот предварительный анализ вдохновил на более подробное исследование темы склонности подростков из неполных семей к девиантным формам поведения. Объектом исследования выступили учащиеся 7-9 классов. Всего в исследовании приняли участие 109 человек, возраст респондентов варьировал от 13 до 15 лет, 50% (54 человека) воспитываются в полных семьях и 50% (55 человек) в неполных семьях. Изучение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков из полных и неполных семей проводилось с помощью двух методик: тест СДП – склонности к девиантному поведению и методического комплекса для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление психотропных веществ. Опираясь на результаты, полученные при анализе двух методик, изучающих склонность к отклоняющемуся поведению, был сделан ряд выводов о различиях в уровне развития склонности к отклоняющемуся поведению у подростков из полных и неполных семей:
Но, в тоже время между подростками из полных и неполных семей прослеживается ряд различий:
Подростки из неполных семей обладают более высокой эмоциональной восприимчивостью, имеют меньше эффективных моделей противостояния внешнеситуативным проблемам и внутренним переживаниям. Проанализировав выборочно ответы на вопросы, которые оценивали склонность к самоповреждающему поведению, выявлено, что более 60% подростков из неполных семей чувствуют себя ненужными, непонятыми, бессильными, незначимыми в решении важных вопросов; систематически испытывают чувство вины перед окружающими и родителями, не считают себя хорошими людьми. 31.4% подростков из неполных семей ответили, что было бы лучше, если бы они умерли, следует отметить, что в группе подростков из полных семей такой ответ дали 9,2% опрошенных. Таким образом, полученная информация может рассматриваться как сигнал быть более чутким и внимательным к эмоциональным переживаниям подростка в неполной семье, не пускать на самотек проживание кризисного пубертатного периода и обращаться к специалистам при столкновении с трудностями. Ведь именно неумение справляться с внешними и внутренними противоречиями, может привести к самоповреждающему поведению или при попадании в группу девиантных сверстников к формированию делинквентных и аддиктивных форм поведения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|