Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.

Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.

Подросток в неполной семье Проблемы которые могут подстерегать

По долгу службы последние несколько лет моей работы в общеобразовательном учреждении были посвящены анализу социального контингента семей учащихся школы и работы с трудными подростками. Ежегодное формирование социального паспорта учреждения показало, что ровно 1/3 детей воспитывается в неполных семьях.

Сразу уточню в каком контексте использую термин «неполная семья». Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок.

Мною была проанализирована деятельность Советов профилактики образовательного учреждения за 2013-2017 годы, основной целью которого является профилактика правонарушений в подростковой среде, согласование требований семьи и школы в вопросах воспитания и обучения (а проще говоря, рассмотрение наиболее сложных случаев подросткового непослушания). В ходе анализа были получены следующие данные. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Учебный год

Общее количество детей, участвовавших в совете профилактики

Из полных семей

Из неполных семей

1.

2013-2014

31

10(32%)

21(68%)

2.

2014-2015

37

12(33%)

25(67%)

3.

2015-2016

25

8(32%)

17(68%)

4.

2016-2017

39

12(31%)

27(69%)

 

Этот предварительный анализ вдохновил на более подробное исследование темы склонности подростков из неполных семей к девиантным формам поведения.

Объектом исследования выступили учащиеся 7-9 классов.  Всего в исследовании приняли участие 109 человек, возраст респондентов варьировал от 13 до 15 лет, 50% (54 человека) воспитываются в полных семьях и 50% (55 человек) в неполных семьях.

Изучение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков из полных и неполных семей проводилось с помощью двух методик: тест СДП – склонности к девиантному поведению и методического комплекса для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление психотропных веществ.

Опираясь на результаты, полученные при анализе двух методик, изучающих склонность к отклоняющемуся поведению, был сделан ряд выводов о различиях в уровне развития склонности к отклоняющемуся поведению у подростков из полных и неполных семей:

  • обе категории детей не имеют сформированной модели делинквентного, асоциального и аддиктивного поведения.
  • они в равной степени, в соответствии с возрастными нормами имеют выраженное социально-ориентированное поведение, выраженную реакцию группирования со сверстниками. Это явление характерно для данного возраста, так как происходит переориентация подростка с родителей, учителей, старшего поколения в целом на ровесников, относительно равных себе по положению. Именно в группах сверстников вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, удовлетворяется потребность в принадлежности в группе, стремление быть замеченным принятым и неодиноким. Подростки в большей степени ориентируются на идеалы и ценности группы сверстников, к которой принадлежат, чем на ценности, формируемые взрослыми.

 Но, в тоже время между подростками из полных и неполных семей прослеживается ряд различий:

  • дети из семьи с измененной структурой в большей степени проявляют склонность к саморазрушающему поведению, они менее решительны, труднее переживают неудачи, чаще используют стратегию избегания при решении сложных ситуаций.
  • также дети из неполных семей чувствуют меньше поддержки и понимания со стороны близких людей. Все эти факторы говорят о том, что подросткам, которые живут без одного из родителей приходится сложнее адаптироваться к требованиям окружающего мира, у них меньше уверенности в себе, они в большей степени склонны чувствоваться себя виноватыми и ненужными окружающим.

Подростки из неполных семей обладают более высокой эмоциональной восприимчивостью, имеют меньше эффективных моделей противостояния внешнеситуативным проблемам и внутренним переживаниям. Проанализировав выборочно ответы на вопросы, которые оценивали склонность к самоповреждающему поведению, выявлено, что более 60% подростков из неполных семей чувствуют себя ненужными, непонятыми, бессильными, незначимыми в решении важных вопросов; систематически испытывают чувство вины перед окружающими и родителями, не считают себя хорошими людьми. 31.4% подростков из неполных семей ответили, что было бы лучше, если бы они умерли, следует отметить, что в группе подростков из полных семей такой ответ дали 9,2% опрошенных.

Таким образом, полученная информация может рассматриваться как сигнал быть более чутким и внимательным к эмоциональным переживаниям подростка в неполной семье, не пускать на самотек проживание кризисного пубертатного периода и обращаться к специалистам при столкновении с трудностями. Ведь именно неумение справляться с внешними и внутренними противоречиями, может привести к самоповреждающему поведению или при попадании в группу девиантных сверстников к формированию делинквентных и аддиктивных форм поведения.

 

 



Просмотров: 778
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности локус контроля у подростков из полных и неполных семей
  • Проблема неполных семей.
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.
  • Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • Психологические последствия воспитания женщин в неполных семьях (без отца).
  • Проблемы подростков из неблагополучных семей
  • Ксенофобия и склонность к террористическому поведению. Из опыта психотерапии ксенофобии у подростков.
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • из опыта работы с подростками из семей, имеющих алкогольную зависимость
  • Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению
  • Особенности подростков, склонных к деструктивному поведению
  • Характерологические особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Проблемы молодых семей
  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Правильно ли в детском лагере смешивать детей из социальных и нормальных семей?
  • Психологические факторы эффективности замещающих семей
  • Методические аспекты работы с горем в процессе сопровождения опекунских семей
  • Специфика семей, обратившихся за психологической помощью
  • Подросток. Инструкция по поведению для родителей.
  • Программа психологического сопровождения замещающих семей "Мой трудный подросток"
  • Некоторые особенности детей из неблагополучных семей на примере сериала "Бесстыжие"
  • Что у нас есть для зависимых и их семей?
  • Воришки из благополучных семей
  • Плюсы многодетных семей
  • Секреты счастливых семей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь