|
из опыта работы с подростками из семей, имеющих алкогольную зависимостьАвтор статьи: Рассказова Любовь Анатольевна
Особенности работы психолога в социально реабилитационном центре для несовершеннолетних с семьями, имеющими алкогольную зависимость
Алкогольная зависимость — семейное заболевание. Системная семейная психотерапия, рассматриваюталкогольную зависимость как симптом дисфункции семьи. Из этого следует, что система наркологической помощи должна предусматривать не только лечение зависимости от алкоголя, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и другим родственникам, проживающим совместно с ним в дисфункциональной семье.(3) Москаленко В.Д. выделяет следующие признаки дисфункциональной семьи:
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.(3) В книгах Москаленко В.Д. «Созависимость: характеристика и практика преодоления», «Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости» подробно рассмотрены механизмы возникновения созависимости в семье.(4,5) Емельянова Е.В. в книге «Кризис в созависимых отношениях» подробно описывает созависимые отношения в моменты наивысшего напряжениясозависимости, семейная система с одной стороны стремится к изменениям, с другой стороны стремится к гомеостазу. Её буквально «раздирает» на две части.(8) Главные правила дисфункциональной семьи: не говори, не чувствуй, не доверяй. В дисфункциональной семье подавляются естественные движения души, запрещается, естественные движения души, запрещается искреннее выражение чувств.(4) Пример из моего детства. Мы с мамой в кино смотрели фильм «Первоклассница». Я была так счастлива, много смеялась, ведь мама редко ходила со мной в кино. Мы вышли из кинотеатра и мама сказала: «Я больше с тобой в кино не пойду. Ты очень сильно смеялась». Мне хотелось плакать. Я не понимала, что я сделала не так, и получила урок «неправильных» чувств. Влияние на детей созависимых отношений и формирования механизма возникновения созависимости в семье, можно почерпнуть в работе Варга А.Я. «Структура и типы родительского отношения». (3) Для осознавания собственных чувств, развития коммуникативных навыков, восстановления границ, в реабилитационном центре «Возвращение», используется определенный практический инструмент специально адаптированный для работы с химически зависимыми и созависимыми членами семьи.(5) Само название «детский реабилитационный центр» подчеркивает особенность и главное направление работы специалистов. Работа в рамках социального центра для несовершеннолетних предлагает самые разные формы социальной помощи: индивидуальную работу с психологом, социальным педагогом, логопедом, дефектологом, консультирование родителей и лиц их замещающих. Система сопровождения и коррекции носит комплексный и ярко выраженный детоцентрированный характер. Активно развиваются формы, связанные с коррекцией детско-родительских отношений: семейные клубы, семейные консультации и др. Подросток есть часть семьи, и его поведение рассматривается как симптоматическое, указывающее на возникшую дисфункциюсемьи. Семья становится предметом анализа. Поведение и проблемы подростка рассматриваются в границах дисфункциональной семейной системы.(1) Психологическая диагностика подростков из дисфункциональных семьях с дезадаптивным поведением (нарушение поведения, алкоголизация) показало, что у 64 % из них заблокированы потребности эмоциональной сферы, принятие их родителями, потребность в самоутверждении и самостоятельности, эмоциональные контакты со сверстниками носят поверхностный характер. (2) Организация системного семейного консультирования в этом комплексе оказывается работой с семейной системой внутри Центра, у которого есть определенные директивы, цели, задачи. А это в свою очередь влияет на консультативный процесс: параметры консультативной ситуации, позиции консультантов и семью. Одним из основных ожиданий Центра от психолога, определяется целью – снятие симптоматики, проблемы. Основная задача психолога в таком подходе - воздействие на проблемное (симптоматическое) поведение, результат - избавление от проблемы (симптома). Окружение подростка, его личность не являются существенными и уходят на второй план, а проблема с плохой школьной посещаемостью, конфликтным поведением, самовольными уходами должны «волшебным» образом измениться. Центр ждет от психолога роль, «знающего и ведущего к определенной цели, чьи действия носят директивный характер, он принимает на себя в значительной степени ответственность за процесс и результат» (Бебчук, Рихмаер, 2005). Задачи психолога Первая встреча с семьей происходит при помещении подростка в Центр. Родители просят помощи в «исправлении» отбившего от рук подростка. Их запрос звучит так, что помогите сделать его хорошим (чтоб регулярно ходил в школу, не дрался с сверстниками, не уходил из дома, убирался в своей комнате и т.д.) Это стрессовое событие для семьи. Как правило, органы Опеки, школьная администрацияосуществляют социальное давление. Угрожают семье лишить родительских прав, убеждают родителей в том, что они не справляются с воспитанием, советуют семье поместить подростка в Центр. Учитывая, что речь идет о подростках, то надо подразумевать, что стили семейного воспитания в дисфункциональных семьях подростков преобладают негативные, такие как гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, которые усугубляют проблемы в личном развитии подростка, формируя акцентуации характера. (3) О личных проблемах семья молчит: «У нас все нормально». Затем идет контрпредложение: «Скажите, что мы делаем не так? Научите нас, как на него повлиять?». Эти запросы заведомо невыполнимы, при этом перед психологом действительно растерянные родителя, плачущие и нуждающиеся в помощи. Задача 1. Мотивирование семьи на работу с психологом. Итак, «заказчиком» терапии и «заинтересованным лицом» является не семья, а направившая ее организация (опека, школа). Уровень мотивации членов семьи и степень включенности в занятия –ниже, чем при самостоятельном обращении Что же делать психологу? Можно раздавать рекомендации…..понимая, что это малоэффективное дело. А может, более уместны, маленькие шаги, более гибкое поведение психолога? Можем предложить вместе с семьей спрогнозировать результат, который ждет семья? Мы можем семье предложить разобраться в их семейных отношениях, для того чтобы выбрать путь, по которому двигаться для разрешения существующих проблем. Опыт работы показывает, что на такое предложение соглашаются около 60% семей. Иногда члены семьи не принимают участия в коррекционно-развивающих занятиях и это сказывается на результатах работы. Задача 2. Формирование позиции сотрудничества психолога и семьи. Мотивация семьи к сотрудничеству – это готовность к диалогу и согласие к изменениям внутрисемейных отношений. Важно чтоб семья принимала систематическое участие в коррекционной работе и понимала свою ответственность. Эту задачу как мне кажется, можно решать через общие точки заинтересованности: самовольные уходы из дома, воровство, прогулы в школе заставляют родителей напрягаться и тревожится.Родителям хочется помочь ребенку хорошо социально адаптироваться к жизни в обществе. Психолог центра имеет опыт и знания. Задача3. Химическая зависимость у членов семьи выявляется при психотерапевтической работе на 2-3 встрече. Здесь важно психологу проявить уважение к родителям, имеющим химическую зависимость и не торопить и не подталкивать их к изменениям. Быть терпеливым и осторожным в формировании у родителей мотивации к лечению химической зависимости. Задача 4 Центральная задача (мишень) в консультировании – социальная адаптация подростка: Аргумент, который используется нами в беседе с родителями о первостепенной необходимости формирования теплых эмоциональных отношениях, эффективных коммуникативных навыков в семье – т.к. дети когда то вырастут и станут сильными, а родители постареют.. Эти навыки значительно облегчают семейное взаимодействие в настоящее время и формируют навык ответственность подростка на будущую жизни. Цель – выстраивание границ внешних и внутренних. Задача 5 Ресурсы ищем внутри семьи, в первую очередь, – в супружеской паре. 1 вариант Родители «идут» за потребностями ребенка. Правила в жизни семьи устанавливают дети. Нарушается иерархия семьи, правило баланса брать-отдавать. Эти родители считают, что не имеют права ни на какую «личную жизнь», и все свои силы должны отдавать заботам о ребенке. Рано или поздно это может привести не только к ухудшению отношений в паре, с другими членами семьи и потере дружеских контактов, но и к эмоциональному выгоранию или физическому истощению. Прямыми предписаниями от психотерапевта может быть «разрешена» забота о себе – «романтический ужин» супругов/родителей, посещение салона красоты или бассейна, выход в кино, встреча с друзьями или танцевальный курс. 2 вариант. Родители «ведут» за собой ребенка. Жёсткие внешние, размытые внутренние правила семьи устанавливают родители. Эти родители считают, что дети должны расти в строгости. Потребности ребенка не имеют значение. Важное слово НАДО. Рано или поздно это может привести не только к ухудшению отношений с подростком, который будет бунтовать за свои личные границы, личное пространство. Психотерапевт может помочь семье услышать друг друга (корректировать коммуникативные навыки),выстроить нарушенные границы семейной системы, части прав подростку от родителей. Разделение ответственности и прав за то, что может делать подросток, что могут только родители (в рамках законодательства). Обсудить, что интересно делать вдвоем. И здесь можно повториться, что прямыми предписаниями от психотерапевта может быть «разрешена» забота о себе – «романтический ужин» супругов/родителей, посещение салона красоты или бассейна, выход в кино, встреча с друзьями или танцевальный курс. Есть общее в этих двух вариантах то, что семьям важно формирование позитивного и последовательного стиля родительского воспитания; восстановление нарушеннойсемейной иерархии: подросток нуждается в воспитании и развитии и им нужны в жизни ориентиры, границы и рамки, чтобы чувствовать себя в мире уверенно, знать свое место, уважать себя и других. Дезадаптированным подросткам, границы и правила нужнее и важнее даже больше, чем другим. Задача 6 Повышение уровня родительской компетенции. Формирование позитивного образа родителей и детско-родительских отношений:
литература по данной теме:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|