Влияние семьи на профессиональный выбор подростка

Семья для абсолютного большинства узбекистанцев остается социально значимым институтом. Она не утрачивает своей ценности для населения страны и остается областью приложения усилий для достижения успеха в жизни. Как показывают социологические исследования, большинство граждан считают, что основная функция семьи заключается в воспитании гармонично развитого поколения.

В условиях общей нестабильности обостряется вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений проблем экзистенциального характера. Без способности сделать осознанный выбор, должной готовности к жизненному и профессиональному самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь.

Реалии окружающей действительности и наши представления о ней таковы, что попадание человека в ситуацию неопределенности, поиска, отсутствия ответов на многие вопросы становится нормой, а проблема выбора (жизненного, профессионального, личностного характера) - как никогда актуальной. Не случайно адаптация молодежи к стремительно меняющимся условиям жизни общества особо выделяется среди наиболее значимых тенденций современного этапа развития образования в мире. Авторитет семьи и традиций в этих условиях становится неоспоримым.

Статья 37 Конституции Республики Узбекистан гарантирует не только право на труд, но и право на выбор профессии, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы. Уровень социальных притязаний старшеклассника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей, во всяком случае, хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом направлении. При этом образовательный уровень родителей важнее, нежели материальное благосостояние. Судя по многолетним социологическим данным, чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти их планы будут реализованы.

Установлено, что влияние и эффективность самопознания и самооценки в процессе выбора профессии зависят от того, насколько они согласуются с требованиями определенной социальной среды. А среда, как известно, это - не что иное, как совокупность отдельных сфер, в которых человек проявляет личные свойства, осуществляет свои социальные функции. Эти сферы в социологии получили название эталонных групп. Именно в этих группах личность осуществляет свое самоутверждение. Если, к примеру, ребенку внушили в семье, что он самый умный, то это мнение о себе он сохраняет и в других сферах отношений: в школе, в кругу друзей . В конечном счете это не может не отразиться на выборе им профессии. Поэтому, когда уровень самооценки личности и ее объективное положение не совпадают, возникают конфликтные ситуации, подчас довольно острые. Таких конфликтных ситуаций в жизни случается не мало. Например, сколько обид, разочарований бывает у тех молодых людей, способности которых, с их точки зрения, не были оценены приемными комиссиями учебных заведений, особенно учебных заведений искусства.

Выбор профессии определяется, прежде всего, социальными условиями жизни. В обществе, в котором один человек влияет на другого человека, выбор ограничен различными привилегиями. Трудящиеся не могут решать свою судьбу по своему желанию или склонностям, так как кризис, проблемы безработицы, отсутствие средств к существованию, заставляют их браться подчас за работу, не соответствующую их склонностям. Также и с выбором профессиональной деятельности, родители могут влиять на выбор старшеклассника, и он будет поступать туда, куда скажут родители, хотя ему это может быть даже не интересно.

Кроме того, социальная обусловленность выбора определяется потребностями общества в кадрах: престижностью профессий, целенаправленностью школы, общественным мнением, модой на профессию .

Приоритетной остается позиция старших членов семьи, которые ,как правило, обеспечивают материальное содержание старшеклассника и оказывают духовное влияние на формирование его личности, его вкусов и предпочтений. Рассмотрим конкретные проявления позиции старших членов семьи. Это, во-первых, личный пример родителей или кого-то из родственников. Авторитет родителей может подавлять желания ребенка и навязывать свою волю, заставлять ребенка идти по уже однажды пройденному родителями пути. Возможен вариант и когда успехи родителей и их любовь к совей профессиональной деятельность вдохновляет ребенка пойти по их стопам.

Необходимо учитывать доходы семьи, в случае, когда ребенок хочет, выбрать негосударственный вуз или не проходит по конкурсу на бюджетное обучение в государственное учебное заведение и собирается получать профессию, обучаясь на контрактной основе, будет ли возможность у родителей поддерживать его и оплачивать обучение? Если нет, то ребенку придется скорректировать свой выбор. И, конечно, влияние родителей проявляется в согласии и поддержке молодого человека его профессионального выбора или в осуждении и запрете. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата и давления.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

- знания родителями интересов и потребностей ребенка;

-умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;

-общаться с детьми нестандартно, естественно;

-глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;

-умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

-умение требовать, поощрять и наказывать .

 

 

Использованная литература.

Р.А. Убайдуллаева. Общество и семья в Узбекистане.- Журнале "Социологические исследования", 2011, №10, с. 88-98)

Н.С.Пряжников. Активные методы профессионального самоопределения.- М.,МГППУ, 2001.

Г.В.Резапкина. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. -М.: Генезис, 2009.



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние семьи на выбор профессии ребенком
  • Выбор профессии. Страх разочаровать родителей
  • Выбор профессии: жертва ради родителей
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Влияние личностных особенностей на выбор профессии
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Позиции родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка
  • О проблемах выбора в жизни молодых родителей
  • «Ты — Всего Лишь Марионетка»Как наша зависимость влияет на выбор профессии
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Выбор профессии – выбор будущего
  • Уровень притязаний и выбор партнера
  • Влияние родителей на формирование самооценки
  • Влияние самооценки родителей на судьбу их детей
  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
  • Выбор профессии – чем помочь ребенку?
  • Осознанный выбор профессии
  • Осознанный выбор в профессии
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Влияние порядка появления в семье на выбор спутника жизни
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Интеллект родителей и умственные способности ребенка
  • Выбор профессии для подростка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь