|
Выбор профессии – чем помочь ребенку?Автор статьи: Чинючина Алина
Вопрос профессионального самоопределения молодых людей сейчас не поднимал только ленивый. Да и вообще это тема такая... болезненная. А выбор-то важный, один из самых главных в жизни человека. Вот и хватаются за головы бедные родители подростков – куда пойти учиться и кем быть нашему ребенку? В силу обстоятельств сейчас школьник должен выбрать, какие предметы он будет сдавать на ОГЭ, уже в начале учебного года в 9 классе. А значит, к этому времени (лето после 8 класса, человеку 14 лет - самое большее) уже должен представлять, хотя бы в какой области он будет искать потом вуз или колледж. То есть по сути - определиться с профессией, пусть даже не точно, но хотя бы с направлением. Двадцать лет назад дети совершали этот шаг в 16-17 лет. Но, мне кажется, мало кто в 14-16 лет (да и позже) может четко и определенно сказать, кем он хочет быть. Вот и ломают головы и дети, и родители… Что вообще могут сделать папа и мама? В выборе профессии в семьях могут встречаться два полюса, две крайности. Первая – родители жестко контролируют ребенка и настаивают именно на том выборе, который сделали сами – в силу опыта, знания жизни, желания сделать «как лучше», уберечь любимое дитя от ошибок. Вторая – папа-мама полностью отстраняются от сомнений ребенка и говорят «решай сам». Все остальное находится где-то между ними. Если ребенок уже определился и уверен в выборе – такое случается нечасто, но случается - вроде бы что тут сложного, правда? Обычно это дети, интересы которых явно выражены уже с ранних лет, либо это представители семейных династий. В этом случае от родителей нужна простая вещь – уважать мнение ребенка. Но хорошо, если оно совпадает с мнением семьи, а если нет? "Через мой труп ты пойдешь в пединститут!" - и понеслись копья ломать. Понятно, что мы хотим уберечь детей от тех ошибок, которые когда-то совершили сами, что видим подводные камни и препятствия, которых не видят они. Но все-таки – это жизнь ребенка, а не ваша, дорогие родители. Вы-то свой выбор уже сделали. Что вы можете предпринять? Расскажите сыну или дочери о всех трудностях, которые есть в выбранной им работе (а для этого, конечно, побольше узнайте о ней сами, получше изучите все ее особенности). Ребенок в силу возраста и незнания жизни может не представлять себе все подводные камни и порой видит только внешнюю, парадную сторону профессии. Помогите определиться с учебным заведением, которое готовит специалистов в этой области. Решите, будет ли детка учиться в другом городе, есть ли у семьи финансовая возможность для этого, как будете решать вопрос с жильем, в состоянии ли вообще чадо жить самостоятельно (а то бывает, что и «булки на деревьях растут» к концу 9 класса). Выясните, не относится ли профессия к разряду вымирающих (см. Атлас профессий http://atlas100.ru/ - очень полезный сайт) и расскажите об этом ребенку. Соберите информацию о подготовительных курсах в выбранном вузе или колледже. Предложите ребенку дополнительные кружки или секции, которые покажут ему работу изнутри (школа юного журналиста, химико-биологический кружок, кружок юных техников, театральная или вокальная студия и пр). В конце концов, если вам кажется, что ваше чадо ну никак не технарь, а оно собралось в технический вуз, сходите с ним к школьному психологу. У психолога есть тесты, определяющие склонности и способности к определенному виду профессий, тип личности, тип мышления, направленность личности; это поможет понять, действительно ли ребенок выбрал «не свою работу». И уж конечно, вы поможете тем, что не станете употреблять выражения вроде «это не для тебя, ты и писать-то не умеешь», или «как ты будешь семью содержать на такую зарплату», или «кто тебя возьмет, ты же толстая». Вторая крайность – подросток совершенно не представляет себе, чего он хочет. Вот здесь родители могут помочь, как никто другой: вы лучше всех остальных знаете свое дитя. Что ему интересно сейчас или было интересно в детстве? К чему у него есть способности и склонность – к работе с техникой или с людьми, с цифрами или с животными и растениями? Что получается легко, а что с трудом? Умеет ли он общаться с людьми или лучше чувствует себя в одиночестве? Во втором случае ему вряд ли подойдет профессия менеджера, парикмахера или врача. Усидчивый или подвижный – сможет ли целый день сидеть в офисе или лучше выбрать работу, требующую движения, передвижения, путешествий? Если ребенок азартен и любит риск, стоит подумать о работе в МЧС, полиции или пожарной службе. Если усидчив и может долго заниматься монотонной, скрупулезной, точной работой, подойдет профессия генетика, ювелира или лаборанта. Легче даются ему в школе точные науки или гуманитарные? Ответы на эти вопросы могут подтолкнуть вас и ребенка к правильному выбору. Сходите к психологу или в Центр профориентации, такие есть сейчас во многих городах. Можно, конечно, поискать тесты в сети, но это не будет хорошей помощью: без грамотной интерпретации и консультации такая диагностика практически бесполезна. И в любом случае нужно ориентироваться еще и на востребованность той или иной профессии на рынке труда (например, если подросток не хочет уезжать из родного города, сможет ли он найти в нем потом работу? Особенно это касается моногородов). Правда, есть и тут подводные камни - за те пять-шесть лет, что пройдут с момента поступления до выпуска из вуза, ситуация может здорово измениться. Особенно это касается «белых воротничков», рабочие-то специальности нужны будут практически всегда. Рынок профессий сейчас меняется активно. Здесь в помощь вам будет тот же Атлас профессий или Центр занятости вашего города. А еще нужно очень смотреть на здоровье ребенка. Способен ли он переносить большие эмоциональные нагрузки? Сможет ли стоять на ногах всю рабочую смену? «Потянет» ли ненормированный рабочий день или работу по сменному графику? Нет ли проблем со зрением, позвоночником, сосудами, кожных заболеваний, аллергии или астмы? Все это обязательно нужно учитывать. И не стоит огорчаться, если в силу проблем со здоровьем заветная работа недоступна. В каждой профессии можно подобрать смежные специальности, которые дадут возможность заниматься любимым делом. Знаю человека, который не смог работать хирургом, переквалифицировался в терапевта. Знаю другого - не захотел быть поваром, стал технологом. Хуже бывает, когда ребенок лежит на диване, ему ничего не надо, и на вопрос, кем хочет стать, он отвечает «мне все равно». В этом случае не имеет смысла выбирать что-то немедленно, а лучше постараться понять причины такого состояния. Это, скорее всего, возникло не вчера, не от хорошей жизни, и стоит сначала распутать проблему, а потом уже думать о профориентации. Здесь без консультации хорошего психолога, а то и психотерапевта не обойтись. И напоследок - помните, товарищи родители: вы свою любимую работу когда-то уже выбрали. Теперь поиск предстоит не вам, а вашему ребенку. Это его жизнь и его право на самоопределение. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|