Осознанный выбор в профессии





 Интервью в программе "Утро с Губернией"

    Пользу выбора в профессии сложно переоценить, представьте вы подросток, у вас есть своя комната, своя школа, свои друзья, своя девушка и даже велосипед, а теперь будет и профессия, это в большей степени относится к реальному сложному профессиональному выбору и он всегда индивидуальный, то есть за него несется реальная ответственность, поэтому в профориентации это и называется «профессиональным самоопределением».

     В современном мире цена ошибки слишком высока, особенно, учитывая тревогу родителей, которой нагружается и школьник, относительно обязательности в профессиональном определении. Чего уж говорить, современные экзамены стали неким подобием теста на родительскую профпригодность «Мы проходим по баллам туда-то, а вы?». Хотя если мы взглянем на тот же ВУЗ, то заметим период кризиса 3 курса, который проходит каждый студент, переоценивая свою позицию в профессии. Поэтому норма профориентации как раз в изменчивости и поиске лучшего профессионального поприща. И она в этом играет лишь начальную роль, всю же остальную работу делает сам подросток, когда планирует будущее, узнает наличие профессии и их принадлежность, пытается строить прогнозы, узнает про все вещи связанные с работой и наличием мест, поэтому так часто ему нужна помощь, информация и поддержка в профессиональном выборе.

Осознанный выбор в профессии

     В больше же степени приходится сталкиваться с поголовной «зашуганностью» или уходом, капитуляцией подростков, это объяснимо, учитывая издержки тревоги родителей и современное поколение, заточенное на успех и своеобразную моду в профессиях, сложно недооценить степень рисков и подростка и родителей. Но если же его, то есть подростка не поддерживать он очень скоро может напугаться такой ответственности и сдаться под натиском родителей, которые, скорее всего, будут воспринимать это как некую лень и нежелание выбора вообще. Все что нужно здесь, порою - это некоторая помощь в адекватном построении плана, который будет лишь реалистичен во времени, месте и объекте профессии, на это требуется большое терпение и не делается за один раз.

     Профориентация - это «научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов» В идеале профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, она должна быть доступна на протяжении всего периода профессионального развития. Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. В этом возрасте проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, но уже имеет смысл пробуждать интерес школьников к профессиям. Для этого психологи и преподаватели могут знакомить ребят с миром профессий: показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда. Кроме того, уже можно начинать выявлять интересы и способности школьников с помощью тестов и активизирующих профориентационных игр. Результаты профориентационных методик можно фиксировать в специальных личных папках учеников, так чтобы эти данные можно было пополнять и анализировать в старших классах и далее, после окончания школы, наряду с аттестатом зрелости, например, при поступлении в вуз и трудоустройстве. После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных колледжах. Здесь важно заранее определить, какое направление дальнейшего обучения им лучше выбрать и почему. Для этого уже нужно уметь рефлексировать, строить жизненные планы, сопоставлять свои способности, личностные особенности, интересы и ценности с будущей профессией. Иными словами, к этому возрасту подросток уже должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно. Помочь здесь могут активизирующие методы, в виде консультаций, тренингов и профориентационное тестирование, позволяющее определить склонность к тому или иному профилю обучения.

  Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу? - окажет диагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

 Основные принципы профориентации

1.Всеобщая талантливость - бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство - если у вас что-то получается хуже , чем у других,- значит, что-то должно получиться лучше, ищите.

3.Неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

 Как же помочь подростку выбрать профессию?

1. Дайте ребенку информацию о профессиях

Являясь взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельности,  учителя и родители обладают объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно подобрать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей ребенка профессии. По возможности организовать встречу подростка с представителями тех профессий, которые его интересуют, пройти профориентационное обследование и проконсультироваться со специалистами-профконсультантами.

2. Дайте попробовать себя в профессии

Можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе. Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками  и секциями. Например, если  ребенок чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты. Достаточно часто можно найти возможность для устройства  старшеклассника на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но, находясь «на месте событий» подросток сможет окунуться в атмосферу интересующей его профессиональной деятельности. Подростку, грезящему о работе в крупном рекламном агентстве, стоит поработать промоутером. Подобрать подходящую профессиональную пробу,  помочь ребенку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

3. Поговорите с ребенком

Очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор со школьником. В разговоре важно определить вместе с ним, какие критерии он положил в основу выбора для себя той или иной профессии, хорошо ли он себе представляет свою будущую профессиональную деятельность, насколько перспективно это для его развития. Не менее  ценным будет возможность обсуждения с подростком альтернативы: «Как ты думаешь, где еще можно реализовать твои способности?», «Кроме этой, какой род занятий еще был бы интересен для тебя?» Это поможет избежать характерного для подростков зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие не менее, а может и более подходящие варианты.

4. Изучите профессиограммы желаемых профессий  - она представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится. Хорошая профессиограмма всегда включает в себя ряд следующих признаков: в чем суть данной профессии?, чем конкретно занимается сотрудник?, в каких условиях происходит труд?, какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?, какие способности нужны для успешного овладения профессией?, легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?, на какие заработки можно рассчитывать?, каковы возможности для карьерного роста?

5. Создайте план профессионального самоопределения – в вопросах профориентации важно планирование, поскольку это всегда долгосрочный проект, причем индивидуальный, но помощь в нем со стороны родителей будет неоценима. Это план должен быть реалистичным, достижимым и конкретным. Он должен учитывать несколько важных пунктов: связаны ли желания подростка с предполагаемым местом учебы? Достаточно ли хорошо он осведомлен о том, как будут удовлетворяться его потребности в тех местах учебы, которые он предварительно выбрал? Какова общая картина места учебы? Что конкретно будет делать учащийся в данном учебной заведении? Какой уровень теоретической, практической и физической подготовки необходим для обучения в данном учреждении? Каковы отзывы об этом учреждении? Что известно о режиме и характере учебной деятельности, а также требованиях, предъявляемых к учащимся? Насколько реально добиться тех целей, которые поставил подросток? Что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант? Что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты.  



Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Посоветуйте тесты по профориентации для выбора профессии
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как выбрать своего психолога, несмотря на то, что вы не владеете информацией об этой профессии
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Выбор профессии для подростка
  • Шпаргалки по выбору профессии для подростков
  • Что нужно знать о профессии, прежде чем ее выбрать?
  • Витязь на распутье, или как помочь подростку в выборе профессии
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • «В поисках своего призвания или как решить серьезный вопрос о выборе будущей профессии»
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Выбор профессии – это на всю жизнь?
  • «Никто не хочет ЭТО слушать» или зарисовки на полях о профессии психотерапевт.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Несколько рекомендаций по выбору профессии для детей и взрослых.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Какие бывают профессии: где найти полный список профессий
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • «Проклятие профессии» или что значит быть спортивным психологом
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • О проблемах выбора будущей профессии...
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь