|
Как найти себя в профессии.Автор статьи: Пилишина Анастасия Владимировна
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, а в частности, молодого ученого часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Психолого-педагогическим условием, обеспечивающим эффективность развития образовательной среды, является формирование у ее участников такой базовой психологической характеристики, как жизнестойкость — системы убеждений человека о себе и мире, которая способствует успешному совладанию со стрессом и разными жизненными ситуациями. Согласно С.Мадди, жизнестойкость представляет собой систему убеждений о мире, о себе, об отношении с миром. С наших позиций, проявление жизнестойкости личности определяется формированием ее социальнойкомпетентности как особого компонента личностного потенциала, позволяющего активно и конструктивно вести себя в конкретной социальной ситуации. Ввиду этого, нами была разработана и апробирована комплексная социально- психологическая программа, направленная на развитие научно- исследовательских и познавательных мотивов высокого уровня, повышения жизнестойкости. Программа разрабатывалась на протяжении нескольких месяцев, была успешно проведена на группе молодых ученых в возрасте от 19-25 лет, обучающихся в Ульяновском государственном университете.Реализация программы, включает в себя несколько этапов: 1)Психологическое просвещение: лекции и семинары, дискуссии по темам; 2) Комплексная диагностика, психологическое консультирование; 3) Развивающая работа, включает в себя 7 тренингов, продолжительность каждого тренинга- 3 дня. Проверка программы осуществляется с помощью оценки изменения результативности через просмотр отчетности профессиональной деятельности по итогам каждого последующего месяца, и в конце года, а также мониторинг мнения самих молодых ученых и психологов. Продолжительность реализации программы- 1, 5 года (2010-2012 г). Задачи: повышение стрессоустойчивости и жизнестойкости в условиях инновационных нововведений; повышение энергетического потенциала, повышение работоспособности, развитие творческих способностей, развитие навыков регуляции состояний. Программа построена по принципы комплексного и интегративного подхода. В результате проведенной работы по программе «Формирование жизнестойкости молодого ученого в учреждениях высшего образования» молодые ученые смогли: Во- первых, расширить свои возможности в построении своего жизненного пути, управления им и расширения своих перспектив, а также совладанию с трудными жизненными ситуациями; Во-вторых, 73% ученых смогли усовершенствовать индивидуальные речевые качества (дикцию, личную энергетику, управление интонацией); В-третьих, отмечается положительная динамика: молодые ученые получили необходимые ЗУНы для эффективной адаптации к инновационным и меняющимся условиям жизни; В- четвертых, у 86% повысился уровень жизнестойкости (по результатам диагностики «Тест жизнестойкости» С. Мадди, Д.А Леонтьева) В-пятых, молодые ученые овладели навыками построения структуры выступления с учетом целей и задач, поставленных перед оратором, быть готовым выступить с речью даже в самых необычных жизненных ситуациях В- шестых, программа способствовала овладению приемами эффективного формирования жизнестойкости личности через игровые компоненты и технику активного слушания. Мы полагаем, что проведенная программа будет способствовать саморазвитию молодых ученых, развитию научно- исследовательских и познавательных мотивов высокого уровня. Результаты исследования могут быть учтены в планировании учебного процесса в ВУЗе, выявленные пути развития профессиональной компетентности у аспирантов позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки к предстоящей профессиональной деятельности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|