Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...

Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала

 

Ребенка обучают оценивать себя с раннего детства...

Сначала родители, воспитатели, педагоги, потом, когда ребенок вырастает, - руководители и... вообще все те, кому это нужно и выгодно, в том или ином смысле.

Оценивание - достаточно манипулятивно по своей природе, на мой взгляд. Порождает и развивает, как конструктивную, так и деструктивную конкуренцию.

Но это, в какой-то мере, природа внешнего оценивания, а ведь существует еще и личностное отношение человека к себе самому, то как он сам себя ценит и оценивает…

Самоценность – это внутренний феномен личности, позитивная связь человека с его индивидуальностью, личностным ресурсом и потенциалом.

Самоценность, как мне видится, очень сильная личностная опора и помощь себе в различных сложных жизненных ситуациях, умение ценить себя и свою индивидуальность. Это как положительный и дружеский «привет» от «внутреннего ребенка» к выросшему и уже психологически созревшему взрослому человеку.

Какие же факторы могут влиять на формирование самоценности ребенка?

Изначально ребенок учится оценивать себя, в основном, посредством мнений близких ему людей и его окружения. Где его оценивают? Дома, в детском и учебном заведении.

В школе, например, это происходит непосредственно через «оценки», в том числе…

Понятно, что в каждой образовательной культуре и системе свои критерии оценивания успешности учащегося.

Исходя из моих жизненных наблюдений, профессионального, личного и родительского опыта, хочу поразмышлять над вопросом – какую же роль играют «оценки» на личностное отношение ребенка к себе самому?

Насколько это взаимосвязано вообще?  И каким образом этот феномен влияет на дальнейшую жизнь уже взрослого человека.

А взаимосвязь самая непосредственная и прямая, думается мне. Если ребенок научен доверять и уважительно относиться к мнениям взрослых авторитетных людей (педагогов), то все что они ему говорят - и является для него, в общем-то, правдой. И чуть ли не истиной в последней инстанции…

Поэтому и многие родители, находясь в психологическом слиянии со своими детьми, очень остро реагируют на оценивание своих детей внешними лицами, в частности – учителями и воспитателями…

И не учитывают то, что ведь оценивается некий срез знаний и умений, а не все интеллектуальные способности и умения ребенка. И ни в коей мере - не личность самого ребенка.

Однако, происходит ощущение, что «хорошо» и «плохо» - это некий штамп, который ставится на ребенка. Теперь он – хороший или плохой, в зависимости от того, какой ярлык получил от воспитателя/педагога...

Случается, что родители приходят после родительских собраний "взвинченные до предела"… Не выяснив подробностей у ребенка, свято веря в мнение педагогов, начинают «по полной» воспитывать и морально «пинать» своих «непутевых» чад: ругают, бьют, наказывают, обзывают, унижают…

И переживают сами при этом очень остро свое состояние «плохого» родителя, ведь их тоже оценили негативно таким образом, по их представлениям. Поэтому они напрямую виноваты в том, что ребенок не успешен по школьным критериям и показателям…

Проходит некоторое время… и «неуспешные» ученики начинают терять мотивацию к учебе, им уже становится неинтересно учиться, а иногда и вообще появляется страх к «оценкам» (невротические тенденции).

Ведь за отрицательные оценки их будут ругать и жестко наказывать родители, лишать приятных для них вещей, занятий и удовольствий…

Самое важное - нарушается нечто ценное в детско-родительских отношениях: доверие, уважение, взаимопонимание... У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах.

К учителям отношение тоже впоследствии меняется далеко не в лучшую сторону...

Дело ведь даже не в полученной оценке, в принципе, а в отношении, которое она влечет за собой со стороны родителей, педагогического персонала, сверстников. А это в совокупности накладывает отпечаток и на реакцию самого ученика.

Хотя, практически, каждый педагог знает, что если ребенка «зажечь» изнутри, направить и заинтересовать его предметом, то ученик и сам «горы свернет»… Желательно при этом – непосредственное и косвенное руководство, присутствие и наблюдение педагога, разумеется.  Еще важны, безусловно, и способности ребенка… 

Так что же, совсем не реагировать на школьные оценки?

Реагировать, конечно, но с достаточным терпением и пониманием того, что оценивание в данном ключе – достаточно субъективный фактор и никакого отношения не имеет к уникальной личности ребенка… И возможно даже - к его будущим потенциальным возможностям в жизни.

Оценки можно и даже нужно обсуждать с ребенком, но в целях корректировки его отношения к обучающему предмету. А также исследования того - в каком направлении стоит двигаться в обучающем процессе в целом и личностном развитии своего ребенка в частности.

Любые "оценки", в общем-то, можно рассматривать - как стимул к личностному росту и достижениям... И реагировать на них, как на конструктивную критику.

Педагогов тоже можно по-своему понять, ведь это их работа, а они живые люди при этом… У них есть свои руководители, которые требуют отчитываться по поводу эффективности обучающего процесса и положительных результатах, т.е. опять же - различных «оценок»… Что иногда порождает, так сказать, игры показательных успехов…

Вот только качественная сторона этого показательного вопроса часто страдает и еще психологический фактор. Порой именно за стремлением к успешным показателям не видят и не замечают реальных потребностей учеников.

 А в это время в учебном коллективе прослеживается наличие негативного эмоционального фона в классе, нездоровой конкуренции (соперничества), ябедничества, неуважительного и завистливого отношения к более успешным ученикам…

У детей, в свою очередь, может развиваться соответствующее отрицательное отношение к образовательному процессу и учебному заведению в целом. Понижается самооценка ребенка, появляются проблемы невротического характера: повышенная тревожность, онихофагия (обкусывание своих ногтей), нарушение сна, депрессивные состояния, компьютерная зависимость, различного рода страхи и тики…

Для детей ведь, кроме даже положительных оценок, важно еще в школе иметь эмоционально-комфортную среду. Там они учатся взаимодействовать с себе подобными, сотрудничать, отстаивать себя и вообще - развивают свой эмоциональный интеллект, а не только получают учебные знания. Которые в реальной жизни совсем не факт, что так уж все и пригодятся…

Школа, по сути своей, плацдарм для поиска себя ребенком и понимания своих личностных возможностей в будущем… Это развитие, прежде всего, его способностей, зарождение и раскрытие внутреннего творческого потенциала.

Тут уместно, полагаю, вспомнить про индивидуальный подход, по возможности, к каждому ученику…

В школе ученик «учится учиться», набирается знаний и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизненной реализации. И от педагогов, по большому счету, а также, безусловно, и от родителей, многое зависит в этом вопросе.

Захочет ли человек исследовать и познавать этот мир дальше или достигнув какого-то определенного психологического возраста в своем личностном развитии – остановится, т.к. в свое время ему привили нелюбовь к учебе и познавательному процессу…  

Потенциально, оценивание в школе ко всем ученикам не может быть, понятно, одинаковым.

Если это начальная школа, то оценивать детей слишком строго и негативно вообще не стоит, кроме как хвалить за старание и поддерживать интерес в них и желание учиться, и желательно в игровой форме.  

В средней или старшей школе – оценивание необходимо, но только в помощь и с целью стимулирования ученика (если у него есть к этому интерес) к более глубокому изучению учебного материала и развития его способностей и потенциала.

Но это уже вопросы ближе к профессиональному самоопределению школьников… Хотя, в старших классах, а лучше начиная со средних и следует, думаю, делать больший акцент на профориентации учеников. 

Тогда и будет, возможно, больше желания и стремления у учеников изучать более глубоко школьные знания именно для себя и использовать их в дальнейшей жизни, а не только для оценок, внешнего признания и самоутверждения.

В заключение хочется обратиться к родителям: не ругайте детей за оценки и трудности в учебе, поддерживайте в них хоть малейший интерес к учебе и познанию мира в целом! Причем независимо от их возраста… :)   

Ведь каждый ребенок – неповторимая личность со своими индивидуальными и уникальными особенностями, обладающая своим бесценным личностным ресурсом и потенциалом.

 И от его ближайшего окружения во многом зависит - сможет ли он в будущем самореализоваться и эффективно использовать свои личностные возможности.  



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Развивающий диалог: у ребенка нет готовых программ, но это не основание лишать его уважения
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Ребенок ведь не плюшевый мишка, он не игрушка – это же все знают.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь