|
Развитие мотивов творческой самореалиции, учебно-познавательных и социальных мотивов у студентовАвтор статьи: Агафонова Екатерина Анатольевна
Поэтапное преобразование видов деятельности студентов успешно решает данную задачу и происходит таким образом: 1) от воздействия к взаимодействию (на уровне преподаватель → студент); 2) от взаимодействия к самостоятельной деятельности при постановке целей и поиске решений (на уровне преподаватель ↔ студент / группа студентов), вначале согласовывая действия с педагогическими требованиями, а затем, работая самостоятельно в ситуации предоставленного выбора; 3) от проявления инициативы студентов к переходу на позицию ведущего (на уровне студент → группа студентов). В заданном направлении можно продолжать и далее. В условиях продуманного, правильно организованного преподавателем данного вида деятельности, студентам предоставляется возможность встать на позицию активного восприятия получаемой информации с высказыванием своего отношения к ней и возможным ее преобразованием, в результате чего осуществляется процесс саморазвития и самоорганизации. Более того, происходит возникновение качественных изменений, как в сознании студентов, так и в выполняемой ими самостоятельной деятельности. Самостоятельная деятельность при этом реализуется через систему разнообразных учебных, производственных, интеллектуальных заданий. Показателем определения степени развития самостоятельности как черты личности обучающегося является постепенное изменение мотивов его учебной работы по нарастанию значимости для личности выполняемых ею работ: элементарное воспроизведение прочитанного → возникновение прочного интереса к изучаемым явлениям и предметам → познание и потребность в получении новых знаний. В начале изучения учебной дисциплины преподавателю желательно прочитать вводную лекцию об организации самостоятельной работы, методике работы с книгой, приемах записи лекций и конспектирования первоисточников, которое включает сокращение слов, словосочетаний, терминов, использование цвета для выделения основополагающих моментов изучаемой темы. В связи со сказанным выше мы рекомендуем данный подход реализовать посредством лекции-визитки, которая осуществляется таким образом: 1) краткий рассказ о значении учебной дисциплины для дальнейшего профессионального и жизненного пути в становлении специалиста; 2) разъяснение основных требований, предъявляемых к освоению предмета; 3) анализ разных траектории учебных действий, которые могут привести к получению той или иной оценки во время сессии. В качестве словесной иллюстрации можно использовать в дискуссии известные пословицы: «Каждый человек кузнец своего счастья», «Делай не наспех, а с умом», «За ум возьмешься – до дела доберешься» и др., т. е. основной идеей для обдумывания является тезис: «Каждый решает по-своему!». Иными словами, студенту, как вполне уже взрослому человеку предоставляется право выбора – каким образом он будет учиться, и какой результат при этом может получить. Такие действия педагога настраивают самостоятельно принимать решения, выполнять их осознанно и быть ответственным за результат. В последующем по ходу изучения нового материала плодотворным является применение следующего алгоритма осмысленных действий обучающихся: узнаем новую информацию → выявляем значимость содержания → находим возможные проблемы в понимании изложенного материала → пишем краткое эссе с высказыванием личной позиции (выработка, доказательство и формулировка личного мнения) → определяем свой ракурс в освоении данной тематики (траектория индивидуальных учебных действий) → проводим оценку качества своей образовательной деятельности (по заданным параметрам). Добавим, что такой подход влечет за собой развитие учебно-познавательных мотивов и формирование самообразования, что отражается на качестве подготовки к занятиям и вырабатывает способность без чьей-либо помощи справляться с трудностями. В результате наблюдений любой преподаватель может отметить из общего контингента обучающихся тех студентов, которые испытывают затруднения к восприятию информации либо к ее воспроизведению. Причины могут быть различными, для примера назовем чаще всего встречающиеся в нашей педагогической практике: низкий уровень адаптации к обучению в вузе (проблемой может стать не только новый ритм учебной работы, но и новые контакты, как со сверстниками, так и представителями деканата/кафедр); высокий уровень ответственности за свою организацию на занятиях и в быту; большая учебная нагрузка, нежели при обучении в школе; эмоциональные переживания в связи с отрывом от семьи (если студент является иногородним); слабые базовые знания; заниженная самооценка и замкнутость. Опыт показывает – если своевременно выявить и понять предпосылки того или иного поведения, то станет проще управлять не только его учебными действиями, но и мотивами. В этом случае просто незаменимо применение ситуаций успеха и веры в себя в ходе выполнения учебного задания с обязательным последующим и справедливым поощрением за достигнутый уровень результата. Нам глубоко импонирует подход Н. Ю. Скороходовой в том, что педагог должен умело вызывать ощущение продвижения вперед у каждого студента, проявляя искреннюю заинтересованность в его достижениях. В данном контексте целесообразно применять похвалу за достигнутые цели и стремление к учебе. Именно похвала является самым доступным, а в большинстве случаев и наиболее эффективным способом, с помощью которого можно стимулировать студента к хорошей учебе. Позитивная оценка, выраженная в словесном одобрении поступков либо в благодарности, вызывает положительный отклик и является мощным стимулом для дальнейшего побуждения. В том случае, если выполненное задание или поступок претерпели неудачу стоит прибегать к опосредованной оценке, т. е. не упоминая имен и фамилий, не разделяя студентов на «сильных» и «слабых». Более того, для мотивирования является важным:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|