«Отношения с родителями в детстве и межличностные отношения студентов»

Автор статьи: Светлана Мамаева

Многие работы отечественных и зарубежных исследователей посвящены изучению отношений с родителями детей до 18 – летнего возраста. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.С. Выготский, О.А. Карабанова, В.М. Целуйко, Д.Б. Эльконин и многие другие.Однако, изучению отношений с родителями в детстве, которые ложатся в основу формирования личности взрослого и особенностей межличностных взаимоотношений взрослых, к сожалению, не было уделено достаточного внимания.

Целью данной работы является изучение межличностных отношений студентов в связи с.отношениями с родителями в детстве.

В задачи исследования входило:

1. изучение отношений с родителями в детстве,

2. изучение межличностных отношений студентов,

3. изучение взаимосвязи отношений с родителями в детстве и межличностных отношений студентов.     

Использовались следующие методики:

        1. анкета «Детство. События, детско-родительские отношения и субъективные переживания» М.В.Галимзяновой;

        2. тест-опросник отраженного родительского отношения («ООРО») А.Я.Варга и В.В.Столина, модифицированный Е.В. Романовой и М.В.Галимзяновой;

        3. методика «Детско – родительские отношения взрослых» (модифицированная методика «Детско – родительские отношения подростков» П.В. Трояновской, («ДРОП»);

Для изучения межличностных отношений студентов использовались:

  1. методика диагностики межличностных отношений («ОМО») В.Шутца
  2. методика интерперсональной диагностики межличностных отношений («ДМО») Т. Лири. в адаптации Л.Н. Собчик

В исследовании приняли участие 40 человек, - 20 женщин и 20 мужчин, в возрасте от 18 до 21.

Анализ особенностей отношений с родителями в детстве позволил выявить, что в целом респонденты отмечают высокий уровень принятия их родителями в детстве и кооперации с ними. При этом респонденты воспринимали свою мать – как более сотрудничающую с ними и авторитарную, а своего отца считали менее сотрудничающим и авторитарным. Кроме того, респонденты считают, что в детстве они в большей степени испытывали эмоциональное отвержение со стороны матери, чем со стороны отца. Женщины в большей степени, чем мужчины склонны полагать, что родители сотрудничали с ними.

Мужчины отмечают, что отец принимал их несколько больше чем мать, а женщины полагали, что отец больше сотрудничал с ними, чем мать.

Анализ межличностных отношений показал, что в целом, респонденты, склонны ожидать от других включенности, открытости, и проявления контроля в процессе общения, чем проявлять эти качества самостоятельно. Было установлено, что женщины в целом склонны проявлять большую, чем мужчины, активность и открытость в процессе межличностного взаимодействия, при этом они меньше, чем мужчины ожидают и проявляют контроль по отношению к себе и другим людям.  

Корреляционный анализ показателей общей выборки, а также в группах мужчин и женщин показал, что, проявлению стремления контактировать с другими людьми, могут способствовать такие параметры, как принятие со стороны матери, кооперация с матерью, симбиоз с отцом (p≤0,05).

В группе женщин было выявлено, что отношение как к неудачнику со стороны матери и авторитаризм с ее стороны (p≤-0,05), могут препятствовать развитию стремления контактировать с другими людьми, а также создавать близкие, доверительные отношения. Также было установлено, что чем более принимающими воспринимали женщины обоих родителей (p≤0,01), тем в большей степени они, будучи взрослыми, стремятся создавать близкие, доверительные отношения с другими. При этом, чем более принимающим женщины воспринимали своего отца (p≤0,05), тем в большей степени они, будучи взрослыми, ожидают и от других людей открытости и эмоциональной близости.

 Таким образом, было установлено, что межличностные отношения студентов связаны с отношениями с родителями в детстве. Так включенность открытость в общении, стремление студентов к созданию доверительных отношений с окружающими связано с принятием, кооперацией и симбиозом со стороны родителей в детстве. Однако, такие параметры как, отношение как к неудачнику со стороны матери, а также авторитаризм со стороны матери, могут препятствовать стремлению респондентов контактировать с другими людьми.



Просмотров: 651
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Межличностные отношения студентов и восприятие отношений с родителями в детстве
  • Роль отношений с родителями в раннем детстве
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • Как детские проблемы с родителями влияют на отношения женщины с мужчинами. Медитация на принятие отца.
  • Особенности межличностных отношений в гомогенных и гетерогенных социальных группах
  • О смысле природы отношений мужчины и женщины. Кто инициирует отношения?
  • Современные подходы к теории развития эго и оптимизации межличностных отношений в группах
  • Взаимоотношения и уверенность в себе. Психология межличностных отношений.
  • Взаимоотношения и уверенность в себе. Психология межличностных отношений.
  • Негативный опыт общения с родителями в детстве как причина психотелесного отказа от зачатия
  • Отличие функциональных и межличностных отношений.
  • Что важно знать при построении межличностных отношений
  • Причины женской неуверенности и невротических отношений глубоко в детстве.
  • Несчастная любовь начинается в детстве: типология деструктивных отношений
  • Формирование межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии
  • Основы этики и тактики построения глубоких межличностных отношений
  • Психотерапия нарушений межличностных отношений в паре при сексуальных комплексах: основные критерии
  • Отношения с другими не бывают лучше отношений с собой
  • Исцеление отношений с родителями. Моя история.
  • Как выйти из созависимых отношений с родителями
  • Подростки. Исцеление нарушенных отношений с родителями.
  • Психотерапия отношений с пожилыми родителями: прекращение контакта - выход?
  • Кто в большей степени отвечает за отношения между мужчиной и женщиной?
  • Первое сентября. Размышления на тему отношений между родителями, детьми и учителями.
  • Как построить гармоничные отношения с детьми, если трудные отношения со своими родителями?
  • А у вас в детстве было прозвище?
  • 10 секретов гармоничных отношений. Поведение в конфликтах: семья и близкие отношения.
  • Если у Вас в детстве не было велосипеда...
  • Если у вас в детстве не было велосипеда.....



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь